Фрагмент для ознакомления
2
Соматогенный характер ЗПР обусловлен наличием у ребенка тяжелых хронических заболеваний, в частности, онкологических, патологиях сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, мочевыделительной системы. В результате наличия этих заболеваний, мозг страдает от нехватки кислорода. Такие дети обычно раздражительны, постоянно чувствуют слабость и усталость.
Наконец, психогенный характер ЗПР связан исключительно с социальными условиями, ошибками воспитания, неблагополучием в семье. Все эти факторы приводят к серьезному стрессу, который, в свою очередь, становится причиной отсутствия мотивации и воли, эмоциональной нестабильности (в том числе – агрессивности).
На рисунке 1.2 представлена классификация задержки психического развития, предложенная В.В. Ковалева .
Рисунок 1.2. – Классификация ЗПР по В.В. Ковалеву
Дизонтогенетическая ЗПР возникает, по мнению В.В. Ковалева, при наличии у ребенка психического инфантилизма, энцефалопатическая – возникает при несерьезных органических нарушениях ЦНС, в частности, головного мозга, сенсорная – имеет вторичный характер и связана с нарушениями зрения или слуха, а депривационная – основана на отсутствии нормального общения, при вынужденной для ребенка социальной изоляции.
Исследователи выделяют целый ряд особенностей клинико-психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, которые присутствуют у каждого ребенка данной категории, вне зависимости от степени выраженности дефекта, но при этом представлены на разном уровне.
Первая особенность, которую необходимо выделить, – это моторное отставание, которое выражается в двигательных нарушениях технического и качественного характера, а также в сложности обслуживания себя и выполнения различных заданий на создание руками предметов из различных материалов (рисование, лепка и т.д.) .
Вторая особенность состоит в проблемах с таким психическим процессом как внимание. Старшие дошкольники с ЗПР не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном, их внимание постоянно переключается, если деятельность меняется, им свойственно отвлекаться на раздражители извне, в частности, если эти раздражители имеют вербальный характер.
Старшим дошкольникам с ЗПР свойственно также более медленное сенсорное развитие, нежели у их сверстников, имеющих нормальное психическое развитие. При сохранности слуха и зрения у детей этой категории наблюдается уменьшение объема восприятия (как зрительного, так и слухового), они воспринимают все медленно и с недостаточной точностью .
Также можно говорить о некоторых нарушениях нормального развития памяти у старших дошкольников с ЗПР. В частности, речь идет о недостаточном объеме памяти, невозможности долгого хранения информации. Такие дети неточно воспроизводят то, что когда-то запомнили и теряют часть информации, которая была в их памяти сохранена. Исследователи отмечают, что самым «слабым» видом памяти у старших дошкольников с ЗПР является вербальная .
Особое значение для построения коррекционных программ для старших дошкольников с ЗПР имеет существенная задержка в развитии мышления и всех его операций. Мышление у детей этой категории затруднено даже на самом примитивном уровне, в частности, они не могут сформировать в своем сознания определенные образы-представления, серьезно страдают наглядные формы мыслительной деятельности.
Словесно-логическое мышление в старшем дошкольном возрасте при наличии ЗПР фактически не развито, дети не умеют обобщать материал, поскольку не понимают, как найти существенные признаки для этого, а потому если обобщение и происходит, то в его основе лежат функциональные или ситуативные признаки, что для данного возраста характеризуется как серьезное отставание .
Наконец, ученые и практики утверждают, что у старших дошкольников с ЗПР наблюдается существенная задержка в развитии навыков игровой деятельности. Дети данной категории абсолютно не мотивированы к игре, они не могут придумать ее содержание и сюжет, а также выбрать для себя роль – им все время хочется менять роли, что для игры недопустимо, поскольку каждый игрок должен оставаться своим персонажем до конца игры .
1.2. Особые образовательные потребности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Учитывая то обстоятельство, что старшие дошкольники с ЗПР ущемлены во многих аспектах нормального обучения и взаимодействия со сверстниками, у них формируются особые образовательные потребности, которые должны удовлетворяться в рамках работы ДОУ – как инклюзивных, так и коррекционных.
Особые образовательные потребности старших дошкольников с ЗПР закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и должны учитываться при построении адаптированных образовательных программ в каждом ДОУ .
Одной из важных потребностей данной категории старших дошкольников является регулярная диагностика психических процессов и формирование специальной коррекционной помощи на постоянной основе в ДОУ. Отсюда следует вторая важная потребность – формирование всех образовательных программ для старших дошкольников в условиях ДОУ с обязательной коррекционной основой, которая должна затрагивать все области обучения и воспитания .
Следующей важной образовательной потребностью старших дошкольников с ЗПР является последовательность и системность коррекционного процесса, что означает, что воспитание и образовательная подготовка в ДОУ должна полностью адаптировать детей данной категории к школьному обучению, между этими ступенями образования и коррекционного процесса не должно быть пробелов.
Еще одна образовательная потребность, которую важно рассмотреть в рамках данного исследования, – это наличие индивидуального подхода к каждому старшему дошкольнику с ЗПР, который основан на знании и учете воспитателями и педагогами физиологических и психических особенностей каждого ребенка и выстраивании на этой основе специальных программных требований .
При этом также важно формировать особенную среду – пространственную и временную, которая позволит старшим дошкольникам с ЗПР воспитываться и обучаться в комфортных условиях. К этой же группе особых образовательных потребностей старших дошкольников с ЗПР относится щадящий режим труда и отдыха, который позволит сохранить здоровье и психику на максимально возможном для этой категории детей уровне.
Для этого важно сократить объем стандартной образовательной программы, уделяя больше времени коррекционной работе, а также тем занятиям, которые психологически расслабят старшего дошкольника, не вызовут у него стресс и нежелание продолжать обучение. Поэтому важно чаще проводить занятия, связанные с окружающим миром, природой, делать акцент на том, что дети уже знают и понимают, расширять и углублять их знания .
Все это должно осуществлять в большей степени в виде практической и игровой деятельности, при этом специалисты должны постоянно стимулировать речевую и познавательную активность старших дошкольников с ЗПР, формировать способность к социальному взаимодействию и интерес к окружающему миру.
Важной особой образовательной потребностью старших дошкольников с ЗПР является развития коммуникативных навыков, в частности, педагоги должны формировать у них способность дифференцировать способы и приемы общения со сверстниками, взрослыми людьми, родителями. Важно научить таких детей конструктивному общению, этикету и вежливости. Для этого нужно делать акцент на развитии всех компонентов мышления и речевой деятельности .
Для того, чтобы эффективно развивать мышление старших дошкольников с ЗПР, принципиально важно учитывать во время обучения важность развития всех компонентов образовательной деятельности, в частности, операциональных, регуляционных и мотивационных. Для этого старшие дошкольники с ЗПР должны включаться во все виды образовательной деятельности – экспериментальную, предметно-практическую, игровую, продуктивную.
Для удовлетворения всех особых образовательных потребностей старших дошкольников с ЗПР принципиально важно постоянное сотрудничество педагогов ДОУ с их семьями. Необходимо оказывать родителям детей с ЗПР специальную консультативную помощь, которая связана с формированием навыком правильного социального взаимодействия со своими детьми, пониманием методических приемов их воспитания и обучения .
Развитие мышления у старших дошкольников, имеющих ЗПР, – одна из комплексных образовательных потребностей данной категории детей, поскольку именно на основе мышления строятся все психические процессы, которые необходимы для успешного обучения, поэтому этому вопросу в ДОУ должны уделять особенное внимание, формируя специальные адаптированные образовательные программы и используя индивидуальный подход и интересные, но щадящие формы обучения.
1.3. Условия реализации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Комплексное сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях ДОУ предполагает выработку специального алгоритма, который позволит сделать воспитательный и образовательный процесс для данной группы детей эффективным и максимально безопасным. В частности, исследователи, ФГОС и адаптированная образовательная программа раскрывают эти условия, делая акцент именно на принципе комплексности подхода .
Перечень общих условий реализации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях ДОУ представлен на рисунке 1.3 .
Рисунок 1.3. – Перечень общих условий реализации комплексного сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях ДОУ
Фрагмент для ознакомления
3
I. Международные правовые документы, законодательно-нормативные акты, официальные документы, государственные доклады
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года (в действ. ред.) // ФГОС. – 2024. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=m3rgh549e0354133141 (дата обращения: 18.11.2024).
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. – 2017. – URL: file:///C:/Users/пк/Downloads/52b5828940ba263d57ed08975bf4802b.pdf (дата обращения: 19.11.2024).
II. Научная, методическая, справочная литература, энциклопедии
3. Емелина, Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз. Дисс. на соиск. уч. ст. к.м.н / Д.А. Емелина. – СПб.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2018. – 189 с.
4. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М.: Медицина, 1979. – 608 с.
5. Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации: Дайджест. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2021. – 57 с.
6. Ларина, Л.Ю. Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития в области развития коммуникации и речевых средств. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / Л.Ю. Ларина. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2022. – 121 с.
7. Неретина, Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие / Т.Г. Неретина. – М.: Балаос, 2004. – 240 с.
8. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. –184 с.
9. Филатова, О.В., Афонькина, Ю.А., Усанова, И.И. Технологии комплексного сопровождения детей / О.В. Филатова, Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова. – М.: Учитель, 2020. – 67 с.
10. Шипицына, Л.М., Хилько, А.А., Галлямова, Ю.С., Демьянчук, Р.В., Яковлева, Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А, Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. – СПб.: Речь, 2003. – 370 с.
III. Публикации в периодической печати
1. Борисова, И.В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения / И.В. Борисова // Молодой ученый. – 2015. – № 21 (101). – С. 769–772.
2. Володюшкина, Н.А. Коррекция наглядно-образного мышления детей 6–7 лет с ЗПР в образовательной области «художественно-эстетическое развитие» / Н.А. Володюшкина // Молодой ученый. – 2022. – № 17 (412). – С. 296–298.
3. Габдурахманова, Е.Н. Формирование готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Габдурахманова // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 289–291.
4. Игнатова, В.Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В.Ю. Игнатова // Молодой ученый. – 2022. – № 51 (446). – С. 182–184.
5. Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1980. – № 3. – С. 407–412.
6. Максимова, Е.Ю. Задержка психического развития у детей и подростков как фактор девиантного поведения: социально-психологические и философски-педагогические аспекты / Е.Ю. Максимова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019. – Т. 8. № 4 А. – С. 90–101.
7. Попова, О.В. Использование дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.В. Попова // Вестник магистратуры. – 2022. – № 11-2 (134). – С. 78–82.
8. Филиппова, Н.В., Барыльник, Ю.Б., Бачило, Е.В., Исмайлова, А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Е.В. Бачило, А.С. Исмайлова // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 6. – С. 45–51.
9. Баранова, Г.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Г.А. Баранова // Мультиурок. – 2018. – URL: https://multiurok.ru/files/korrektsionno-pedagogicheskaia-rabota-po-razvitiiu.html (дата обращения: 19.11.2024).
10. Бочкина, Е.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период дошкольного детства / Е.В. Бочкина // Эпоха науки. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-zpr-v-period-doshkolnogo-detstva?ysclid=m3rk1rggk6174485442 (дата обращения: 19.11.2024).
11. Булгакова, Д.Р. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей 5–7 лет с задержкой психического развития / Д.Р. Булгакова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologo-pedagogicheskaya-harakteristika-detey-5-7-let-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=m3rjwjecdc26074900 (дата обращения: 19.11.2024).
12. Евдокимова, М.В. Адаптированная программа по развитию наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.В. Евдокимова // NSPortal. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/01/12/adaptirovannaya-programma-po-razvitiyu-naglyadno (дата обращения: 19.11.2024).
13. Емелина, Д.А., Макаров, И.В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2018. – № 1. – URL: https://psychiatr.ru/files/magazines/2018_04_scp_1276.pdf (дата обращения: 18.11.2024).
14. Ильмурзина, Л.М. Современные аспекты развития детей с задержкой психического развития / Л.М. Ильмурзина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=m3rkej3o18676248776 (дата обращения: 19.11.2024).
15. Конева, И.А., Бобкова, Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с задержкой психического развития / И.А. Конева, Д.С., Бобкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya?ysclid=m3riqs3v4800013518 (дата обращения: 19.11.2024).
16. Левжинская, Н.Н., Земская, И.А. Методические рекомендации по организации образовательной среды в работе с детьми с ЗПР / Н.Н. Левжинская, И.А. Земская // Проблемы педагогики. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnoy-sredy-v-rabote-s-detmi-s-zpr?ysclid=m3ri19ajay866945966 (дата обращения: 19.11. 2024).
17. Мартынова, Е.А., Томилова, С.М. Организационно-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации / Е.А. Мартынова, С.М. Томилова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii?ysclid=m3rin990un976040804 (дата обращения: 19.11.2024).
18. Ольхина, Е.А., Воронкова, К.В. Особенности развития познавательного интереса как компонента школьной готовности старших дошкольников с ЗПР / Е.А. Ольхина, К.В. Воронкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-kak-komponenta-shkolnoy-gotovnosti-starshih-doshkolnikov-s-zpr?ysclid=m3rgcc8jem181069476 (дата обращения: 19.11.2024).
19. Юргилевич, И.В. Специфика образовательных потребностей детей с ЗПР / И.В. Юргилевич // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/03/spetsifika-obrazovatelnykh-potrebnostey-detey-s-zpr (дата обращения: 19.11.2024).