Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Стихийные бедствия всегда представляли угрозу для человеческого общества, вызывая масштабные разрушения, гибели людей и нанося вред окружающей среде. От наводнений и ураганов до землетрясений и лесных пожаров - стихийные бедствия способны нанести значительный ущерб населению и нарушить жизни людей. Они происходят без предупреждения и оказывают значительное экономическое, социальное и экологическое воздействие. Эффективный мониторинг и анализ этих бедствий имеет решающее значение для снижения их ущерба.
Природа стихийных бедствий такова, что даже сверхсовременные и новейшие методы предсказания катастроф (цунами, торнадо, землетрясений, лавин, селей и так далее) и связанных с ними техногенных и антропогенных рисков не дают стопроцентной гарантии безопасности. Накапливая статистику по подобным чрезвычайным ситуациям, человечество учится прогнозировать разрушительную силу и ущерб от чрезвычайных ситуаций, что рано или поздно даст возможность если не исключить, то по крайней мере свести негативные последствия к минимуму.
На протяжении всей своей истории Япония страдает от природных катаклизмов (землетрясения, извержения вулканов, цунами, тайфуны). Здесь находятся более 100 действующих вулканов. Каждое пятое землетрясение на планете силой более 6 баллов приходится на Японию. Тем не менее число человеческих жертв здесь значительно ниже, чем в других странах, благодаря развитой системе предупреждения.
Около 73% территории страны занимают возвышенности и горы, более полутора сотен из которых вулканы, в их числе не менее 40 действующих (больше, чем в какой-либо другой стране мира). Наиболее активными из них являются Асама, Михара, Асо, Сакурадзима и др.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий являются одним из важнейших направлений деятельности исполнительных органов Японии различного уровня. В стране разработан ряд законодательных актов, направленных на снижение потерь среди населения и сокращение материального ущерба.
К настоящему времени ряд специалистов, в области диагноза и прогноза текущего климата, пришли к выводу, что решение «прогностической» проблемы нужно искать на основе физической интерпретации и моделирования многоритмичных космическо-земных или астрогеофизических связей.
Как показывает практика, способность противостоять стихии зависит от многих факторов, и в первую очередь от заблаговременного проведения профилактических мероприятий по защите населения от стихийных бедствий, наиболее вероятных для данного региона, обученности населения действиям в чрезвычайных ситуациях, профессиональной подготовки и технического оснащения аварийно-спасательных формирований и служб и ряда других факторов.
Степень разработанности проблемы.
Вопросам, касающимся катастрофических рисков природного характера, посвящены работы таких ученых и практиков, как К.Е. Турбина, Г.А. Моткин, Я.Д. Вишняков, В.А. Владимиров, В.А. Цветков, Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов, Б.Н. Порфирьев, В.В. Лесных, Н.Н. Радаев, Н.В. Коваленко.
Отдельные аспекты проблемы управления рисками природных катастроф рассматривали в своих научных трудах отечественные ученые и практики: Б.Н. Порфирьев, Г.А. Моткин, Д.Ю. Благутин, И.О. Форд, М.В. Мосягина; зарубежные ученые: Г. Канройтер, Патрисиа Гросси, Эрик Банкс, Дэвид Каминс, Кристофер Льюис, Ричард Филлипс и др.
Цель работы – рассмотреть особенности идентификации, оценки и прогнозирования стихийных бедствий.
Объект работы – стихийные бедствия в Японии.
Предмет работы – опыт Японии в управлении рисками стихийных бедствий.
Задачи работы:
- рассмотреть общее понятие о рисках стихийных бедствий, изучить классификацию рисков стихийных бедствий;
- проанализировать методы оценки опасности и рисков возникновения стихийных бедствий;
- рассмотреть вопросы управления рисками стихийных бедствий;
- изучить опыт Японии в управлении рисками стихийных бедствий, методы оценки и мониторинга последствий;
- представить на рассмотрение технологии предотвращения стихийных бедствий в Японии.
Теоретическая значимость работы:
В работы представлена статистика количества возникновения стихийных природных явлений на территории Японии, рассмотрены вопросы о способах оценивания рисков стихийных бедствий.
Практическая значимость работы:
На основании обобщения статистических данных стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в Японии, опыта ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций рассмотрены методы по снижению рисков и ущербов от стихийных бедствий.
В работе были использованы методы системного, логического, исторического, сравнительного, а также справочные, табличные и графические формы представления информации и результатов научных исследований.
Структурно работа включает в себя введение, две главы, заключение
и список использованных источников.
1. ТЕХНОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. 1. Общее понятие о рисках стихийных бедствий. Классификация рисков
«Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы, разработанная Управлением Организации Объединенных Наций по снижению риска бедствий (UNISDR), представляет собой важный сдвиг в сторону планирования и инвестирования в снижение риска для повышения устойчивости сообществ».
Рамочная программа выступает за такой ориентированный на людей превентивный подход к управлению рисками бедствий. Этот подход предполагает взаимодействие с соответствующими заинтересованными сторонами, такими как гражданское общество в целом, и создание синергии между различными группами, включая академические круги и исследовательские институты. Такое взаимодействие позволяет разрабатывать и внедрять соответствующие и основанные на участии политики, планы и стандарты. Кроме того, оно способствует повышению осведомленности о культуре профилактики и образования и выступает за устойчивые сообщества в инклюзивных обществах. Что особенно важно, в Рамочной программе также подчеркивается важность интеграции передовых цифровых решений и содействия инклюзивному участию сообщества для повышения устойчивости и смягчения последствий бедствий.
«С внедрением новых технологий, достижений в оценке риска стихийных бедствий, прогнозировании, мониторинге и раннем оповещении возможности управления рисками стихийных бедствий и смягчения их последствий значительно улучшились. Количество жертв, вызванных стихийными бедствиями, уменьшается с каждым годом, как и доля экономических потерь в ВВП. Однако изменение климата и частые экстремальные погодные явления значительно увеличили интенсивность и частоту стихийных бедствий». Более того, урбанизация, рост населения, экономическое развитие и эксплуатация земельных ресурсов также увеличивают риски стихийных бедствий. Таким образом, изучение стихийных бедствий и рисков стихийных бедствий становится значимым для защиты уровня жизни и экономики.
Существует множество типов опасностей, и на них влияют различные факторы, такие как геодинамика, изменение климата, метеорологические условия и условия подстилающей поверхности. Области изучения, имеющие отношение к стихийным бедствиям, включают сейсмологию, геологию, метеорологию, гидрологию и другие фундаментальные науки.
«Согласно определению Генеральной Ассамблеи ООН, опасность определяется как «процесс, явление или деятельность человека, которые могут привести к гибели людей, травмам или другим последствиям для здоровья, ущербу имуществу, социальным и экономическим нарушениям или ухудшению состояния окружающей среды». Стихийные бедствия классифицируются по ряду категорий:
1) геофизические (включая землетрясения, оползни, цунами и извержения вулканов);
2) гидрологические (включая лавины и наводнения);
3) климатологические (включая экстремальные температуры, засухи и лесные пожары);
4) метеорологические (включая циклоны/ураганы и штормовые нагоны);
5) биологические (состоящие из эпидемий болезней и нашествий насекомых/животных).
Их также можно отнести к следующим категориям:
1. быстро наступающие (например, землетрясения, внезапные наводнения и оползни);
2. медленное начало (например, повышение уровня моря, повышение температуры и засухи).
Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей. Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально — энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.
«Для людей, населяющих ту или иную местность, природные ЧС носят, как правило, чрезвычайный, катастрофический характер, так как, во-первых, они практически непредсказуемы, во-вторых, это довольно грозные явления, которые, возникая в населенной местности, приводят к человеческим жертвам. Учитывая, что за последнее столетие численность населения планеты почти утроилась, возросла и его плотность, а значит, и последствия этих катаклизмов будут более ощутимы».
Снижение риска стихийных бедствий (DRR) как практика отличается от традиционных усилий по управлению стихийными бедствиями тем, что DRR не только рассматривает стихийные бедствия с точки зрения подготовки или реагирования на них, но и предвидит их будущие последствия, пытаясь снизить связанный с ними риск. DRR стремится быть превентивным и целостным, обращаясь к основным факторам, таким как уязвимость, и, как было показано, является более экономически эффективным, чем другие усилия по управлению чрезвычайными ситуациями. DRR также тесно переплетено с рисками для общественного здравоохранения, особенно связанными со вспышками инфекционных заболеваний, поскольку связи между нестабильными государствами, природными или техногенными катастрофами и появлением патогенов хорошо известны. Дальнейшее продвижение вверх по течению в решении этих проблем может быть полезным для снижения воздействия, которое могут оказать эти риски для общественного здравоохранения. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года рассматривает необходимость в предотвращении и планировании бедствий в Цели устойчивого развития № 3 и Задаче 3.
Одна из современных систем категоризации DRR делит риск бедствий на три компонента: опасность, подверженность и уязвимость. Во-первых, опасности измеряются по их частоте и серьезности. Когда серьезность опасности не может быть снижена, ключевым моментом является ограничение подверженности и уязвимости к опасности. Например, эффективные системы раннего оповещения и планирование готовности могут уменьшить последствия опасностей с помощью таких действий, как своевременная эвакуация. Решение проблемы подверженности и уязвимости требует внимания к основным причинам рисков, таким как бедность, устойчивость городов, ухудшение состояния окружающей среды и неравенство. Кроме того, понимание того, как социальные и экологические детерминанты здоровья влияют на сообщества до и после катастрофы, имеет жизненно важное значение для создания «вмешательств, которые решают систематически воспроизводимые условия уязвимости».
1. 2. Современная оценка опасности и рисков возникновения стихийных бедствий
За последнее десятилетие (2010–2019 гг.) соответствующие естественные потери во всем мире привели в среднем к экономическим потерям, превышающим 187 млрд долларов США в год, и привели к перемещению в среднем 24 млн человек в год.
Среди глобальных рисков экстремальные погодные явления и геофизические явления, такие как разрушительные землетрясения и цунами, воспринимаются как главные первый и третий риски с точки зрения вероятности и как главные третий и пятый риски с точки зрения воздействия.
Ожидается, что урбанизация, рост населения, растущая взаимосвязанность и взаимозависимость критически важной инфраструктуры еще больше усугубят риски, создаваемые стихийными бедствиями. Изменение климата также выступает в качестве основного драйвера и усилителя потерь, связанных с гидрометеорологическими явлениями.
Как волны тепла, так и засухи станут более частыми и, как ожидается, сохранятся в течение более длительных периодов времени в условиях изменения климата. Аналогичным образом, вызванное климатом увеличение речных, городских и прибрежных наводнений является глобальной проблемой, затрагивающей в основном развивающиеся страны, а также промышленно развитые регионы.
Прогнозирование, раннее оповещение и предоставление оперативной информации о риске бедствий являются краеугольными камнями снижения риска бедствий. Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий, согласованная на Третьей всемирной конференции ООН по снижению риска бедствий в 2015 году, призывает к существенному повышению доступности многофакторных систем раннего оповещения и оперативной информации о риске бедствий к 2030 году.
Прогнозирование и оповещение были сосредоточены на физических характеристиках событий, таких как масштаб, пространственный охват и продолжительность надвигающегося события. В последнее время внимание привлекло предоставление информации о потенциальных последствиях событий, таких как количество и местоположение пострадавших людей, ущерб зданиям и инфраструктуре или нарушение услуг. Это требует рассмотрения дополнительной информации о подверженности, то есть о людях, имуществе или других элементах, присутствующих в опасных зонах.
Прогнозирование и предупреждение о воздействии являются новой темой в науке, для компаний, разрабатывающих технологии прогнозирования, и на уровне учреждений, ответственных за управление стихийными бедствиями. Например, Всемирная метеорологическая организация (ВМО) недавно запустила программу по прогнозированию и предупреждению услуг на основе воздействия многих опасностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Акимов В. А. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф / В. А. Акимов, Ю. И. Соколов, И. В. Сосунов. – М. : ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), 2016. – 396 с.
Арефьева Е. В. О подходах к построению оценочного инструментария деятельности по снижению рисков бедствий: международный опыт / Е. В. Арефьева, А. В. Рыбаков // Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь». Секция №10 «Моделирование сложных процессов и систем», 17 марта 2016. – Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России, 2016. – С. 5–11.
Безопасность жизнедеятельности. Прогнозирование и оценка последствий техногенных аварий и стихийных бедствий : учебно-методическое пособие / О. М. Зиновьева, Б. С. Мастрюков, Т. И. Овчинникова, А. А. Павлов. — Москва : МИСИС, 2007. — 122 с.
Геодинамические процессы и природные катастрофы = Geodynamical processes and natural hazards: Geodynamical processes and natural hazards / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт морской геологии и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук ; ответственный редактор: Л. М. Богомолов. - Южно-Сахалинск : ИМГиГ ДВО РАН, 2021. - 186 с.
Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий: Международный конгресс, 7 июня 2017 года, Ногинск, Россия: материалы конгресса / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ; [научные редакторы: А. В. Верескун, И. В. Жданенко]. - Москва : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. - 126 с.
Евсеева Н. С. Экологическая геоморфология. Опасные природные процессы: учебное пособие. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. – 278 с.
Кнауб Р. В. Природно-техносферная безопасность: учебно-методическое пособие / Р. В. Кнауб, А. В. Игнатьева. – Томск : Издательство Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2018. – 72 с.
Ледовская О. А. Сотрудничество между Японией и Турцией в борьбе со стихийными бедствиями / О. А. Ледовская // Восточная аналитика. -2023. - 14(3). – C. 41-54.
Новые подходы к управлению рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий. Теория и практика: / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ; [научные редакторы: И. Ю. Олтян и др.]. - Москва : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018. - 75 с.
Осадчая Г. Г. География природного риска : учебное пособие / Г. Г. Осадчая, В. Ю. Дудников; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ). - Ухта : УГТУ, 2019. - 74 с.
Парубов, А. И. Организационно-правовые основы государственного управления регионом при чрезвычайных ситуациях: административно-правовое регулирование / А. И. Парубов. - Саратов : Саратовская гос. акад. права, 2007. – 245 с.
Порфирьев Б. Н. Природные и техногенные катастрофы: последствия для населения и экономики / Б. Н. Порфирьев, Е. А. Макарова // Экономика и управление. – СПб., 2014. – № 4 (102). – С. 4–15.
Русин И.Н. Стихийные бедствия и возможности их прогноза. Учебное по собие. - СПб., изд. РГГМУ, 2003. - 140 с.
Сенюшкин, Н. С. Особенности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций / Н. С. Сенюшкин, А. В. Суханов, А. В. Шарина// Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 1. — С. 120-122.
Соколов Ю. И. Опыт Японии в преодолении последствий стихийных бедствий / Ю. И. Соколов // Риск стихийных бедствий. – 2018. - № 4. – С. 30-43.
Токарева, Е. А. Организация финансирования последствий природных катастроф в зарубежных странах / Е. А. Токарева ; под ред. Л. И. Цветковой. - Москва : Анкил, 2015. - 73 с.
Управление рисками техногенных катастроф и стихийных бедствий: монография / [В. В. Артюхин, Е. В. Арефьева, Л. А. Жукова и др.]; под общей редакцией Фалеева М. И. ; Российское научное общество анализа риска (РНОАР). - Москва : ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2016. - 268 с.
Филиппов, Е. М. Основы экологической безопасности : (стихийные природные явления) / Е. М. Филиппов ; М-во топлива и энергетики Украины, Севастопольский нац. ун-т ядерной энергии и пром-сти. - Севастополь : Изд. центр СНУЯЭиП, 2008. - 204 с.
Фрумин, Г. Т. Техногенные системы и экологический риск / Г. Т. Фрумин. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2016. – 346 с.
Хэмблин, Р. Величайшие природные катастрофы: грандиозное извержение вулкана Кракатау, страшное Лиссабонское землетрясение, цунами, разрушившее Японию / Ричард Хэмблин ; [пер. с англ. Ю. В. Миронова]. - Москва : Эксмо, 2011. – 300 с.
Катастрофы и их предотвращение в Японии / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://www.mofa.go.jp/policy/disaster/21st/2.html (дата обращения: 28.12.2024).
Оценка вероятности наводнений и бедствий, вызванных осадками в Японии, с использованием модели суммарного стока и интегрированных путей / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2212420912000398 (дата обращения: 28.12.2024).
Прогнозирование и управление рисками наводнений, вызванных экстремальными дождями в Японии / [Электронный ресурс] // : [сайт]. — URL: https://researchoutreach.org/articles/predicting-managing-flood-risks-extreme-rain-events-japan/ (дата обращения: 28.12.2024).