Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Таможенное дело является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности, обусловленное применением форм и мер для реализации проведения таможенного контроля. Важность проведения таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом неоспорима. Железнодорожное сообщение является весомым направлением осуществления внешнеэкономической деятельности. По¬средством железной дороги (ЖД - далее) обеспечивается транспортировка экспорт¬ных и импортных грузов, транзитное пе¬ремещение товаров. Около половины всех грузов перевозится посредством железной дороги.
Глава 1. Регулирование совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом
1.1. Таможенный контроль товаров, перемещаемых через границу евразийского экономического союза железнодорожным транспортом
На сегодняшний день основным приоритетным направлением Федераль¬ной Таможенной Службы является повышение уровня эффективности тамо¬женного контроля. [3] Для начала следует отметить, что контроль товаров, перемещаемых ЖД транспортом осуществляется в нескольких направлени¬ях, а именно:
-на пограничных железнодорожных станциях;
-на контрольных постах, которые расположены у границы;
-на перегонах между государственной границей и пограничной ЖД стан¬цией;
-на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной.
Что касается физических лиц, то таможенное оформление происходит в вагонах пассажирского поезда или же на вокзалах пограничных ЖД станций.[5]
11 апреля 2017 г. главами стран-членов ЕАЭС подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который обозначил дальнейший вектор развития таможенного регулирования внешней торговли и направлен на обеспечение свободы перемещения товаров и транспортных средств через единую таможенную территорию данного регионального объединения.
Евразийский экономический союз предусматривает снятие внутренних таможенных барьеров между государствами-членами объединения, вынесение таможенного контроля на внешний контур Союза, устранение тарифных и нетарифных барьеров и иных препятствий для движения товаров между странами-участницами, а также единые правила торговли с третьими странами. Принципы, порядок и механизмы функционирования Союза определяются Договором о Евразийском экономическом союзе, а также Таможенным кодексом и другими актами, составляющими право Союза.
Товары для личного пользования с учетом установленных законодательством ограничений можно ввозить на территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных платежей (п. 3 ст. 266 ТК ЕАЭС).
Особенности перемещения через границу таких товаров устанавливаются таможенным законодательством (п. п. 1, 2 ст. 256 ТК ЕАЭС).
Товары для личного пользования - это товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (пп. 46 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
1.2. Организация таможенного контроля товаров, перемещаемых через границу евразийского экономического союза железнодорожным транспортом
Таможенному контролю подлежат как экспортные, так и импортные грузы. Статистика железнодорожных перевозок на импорт и экспорт позволяет с точностью оценить структуру и объемы грузопотоков.
Глава 2 Проблемы организации таможенного контроля, в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом на примере пункт пропуска Забайкальск
2.1. Проблемы, связанными с проведением таможенного контроля на железнодорожном транспорте
В настоящее время около 20 % грузооборота от всех железных дорог мира приходится на Российскую Федерацию. В связи, с чем таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых данным видом транспорта, приобретает особую значимость. Высокий спрос на международное перемещение товаров железнодорожным транспортом обусловлен его высокой безопасностью, надежностью и оптимальной стоимостью [16].
Несмотря на значимость и преимущества перемещения товаров на железнодорожном транспорте в текущий момент существуют проблемы, требующие системного подхода к их решению.
Для проведения оценки как различные основные факторы в новых геополитических условиях влияют на международную деятельность перевозки товаров на территории Союза, в том числе с экономически перспективного Дальнего Востока России, авторами был проведен SWOT-анализ актуальных проблем перемещения товаров железнодорожном видом транспорта через таможенную границу ЕАЭС.
• Сильные стороны
- Железнодорожный транспорт является одним из самых надежных и безопасных способов доставки грузов большого объема на дальние расстояния.
- Железнодорожный транспорт обладает большой вместимостью и возможностью объединения грузов для доставки в один пункт.
- ЕАЭС устанавливает общие правила перевозки грузов железнодорожным транспортом, что упрощает процедуру таможенного оформления и позволяет снизить затраты на логистику.
- Создание «сухих портов» с использованием железной дороги является еще одним перспективным направлением совершенствования системы грузоперевозок. Благодаря таким «сухим портам» морские порты будут разгружены, так как количество товаров, размещаемых в них значительно сократится, тем самым снизится и нагрузка на таможенные органы. Однако между морским и «сухим портом» необходимо наладить информационное сообщение в режиме онлайн.
• Слабые стороны
- Ограниченность границ ЕАЭС и наличие ряда таможенных и инфраструктурных препятствий на пути следования поездов могут замедлить процесс доставки грузов через границы.
- Некоторые страны ЕАЭС имеют различные правила и нормативы, которые могут привести к конфликтам и затруднить перевозку грузов.
- Затраты на железнодорожную логистику могут быть высокими, что приводит к высокой стоимости продукции или потере конкурентоспособности среди других способов доставки.
- Во многих железнодорожных пунктах пропуска одной из главных проблем, препятствующих эффективному таможенному контролю является отсутствие современных технологий и современных технических средств таможенного контроля. Решить данную проблему можно только с помощью увеличения материальной поддержки государства на оборудование железнодорожных пунктов пропуска [21].
- Досмотр железнодорожных контейнеров и крупногабаритных грузов подразумевает проведения целого комплекса мероприятий, на которые уходит в среднем около 2-3 часов. При этом расходы на проведение разгрузо-погру- зочных операций ложатся на перевозчика. Однако часто перевозчики не владеют всей необходимой информацией о перемещаемом товаре.
- Участники ВЭД сталкиваются с проблемами слабой пропускной способности железнодорожных пунктов пропуска, а также задержки всего железнодорожного состава из-за ошибки, допущенной одним из владельцев контейнера.
- Задержка товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом возможно из-за разных требований к его техническим характеристикам. К примеру, в странах СНГ допустимая длина грузового поезда 1 км, на Восточном полигоне железных дорог России 1400 м., а в странах Европейского Союза - 600 м. Соответственно, при прохождении границы с ЕС железнодорожный состав приходится делать на два, а при прохождении железнодорожного состава со стороны Китая разница составляет в 2,3 раза. Одним из предложений по решению данной проблемы является выдача разрешений на движение железнодорожных составов стран СНГ по территории ЕС.
2.2. Проблемы при таможенном контроле соблюдения актов права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации
При таможенном контроле соблюдения актов права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров, должностное лицо проводит проверку представленных документов и сведений на наличие (отсутствие) сведений о товарах, ввоз на территорию Российской Федерации которых запрещен либо ограничен. В случае наличия товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, или отсутствия документов, подтверждающих соблюдение ограничений на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации ограничен, должностным лицом с использованием ЕАИС таможенных органов принимаются решения о запрете ввоза таких товаров.
Товары, ввозимые в страну, из таможни, расположенной в пункте пропуска на границе (таможня отправления), направляются по документу контроля доставки (далее - ДКД) в таможню, в зоне деятельности которой расположен получатель (таможня назначения), под ответственность перевозчика, для окончательного таможенного оформления во всех случаях, когда выдача товаров получателю не производится непосредственно на границе.
Глава 3. Пути решения проблем таможенного контроля железнодорожного транспорта и пути их решения
3.1. Способы решения данной проблем таможенного контроля железнодорожного транспорта
Основными способами для решения данной проблемы могут выступать следующие методы:
1) использование технических средств, реагирующих на движение, несанкционированное проникновение в систему, в том числе использование лазеров и компьютерных технологий;
2) использование поисковых собак при таможенном досмотре;
3) использование камер наблюдения в местах стоянки и загрузки вагонов и локомотивов.
Несмотря на важность вышеперечисленных методов, реализация не всегда возможна из-за высокой стоимости оборудования и недостаточного количества служебных собак в кинологических подразделениях ФТС России [6].
В Российской Федерации, Респуб¬лике Казахстан и Кыргызской Республике определение таможенных сборов связано с выделением их основных видов. Так, в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289- ФЗ отмечено, что таможенные сборы представляют собой обязательные плате-жи, которые взимаются за совершение та¬моженных операций, связанных с выпус¬ком товаров, их ранением либо таможен¬ным сопровождением транспортных средств. Законодательство Республики Ка¬захстан приводит аналогичное понятие та¬моженных сборов, дополняя его соверше¬нием иных действий, установленных соот¬ветствующим нормативно-правовым актом (Кодексом Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI ЗРК). Закон Кыргыз¬ской Республики от 24.04.2020 № 52 включает в дефиницию таможенных сбо¬ров принятие предварительного решения.
Интересным является разъяснение по¬нятия таможенных сборов в Законе Рес¬публики Армения от 30.12.2014 № ЗР-241. Им выступает обязательный платеж, учи¬тываемый в государственном бюджете и используемый для развития таможенного дела и обеспечения материально-технической и социальной базы таможен¬ных органов. По нашему мнению, такое определение скорее обозначает назначение таможенных платежей в целом и не позво¬ляет однозначно определить виды тамо¬женных сборов.Отмечалось, что государствами- членами ЕАЭС установлено различное ко¬личество видов таможенных сборов, а их уплата происходит в национальных валю¬тах государств-членов ЕАЭС, что высту¬пает дополнительной сложностью при оценке объемов взимания таможенных сборов в целом по ЕАЭС. Уплачиваются же таможенные сборы в соответствующие различные органы. Для решения этой про¬блемы предлагается создание единого ор¬гана финансового контроля и администри-рования всех таможенных платежей в ЕАЭС.
Следующая проблема связана с приме¬нением государствами-членами ЕАЭС различной базы для исчисления таможен¬ных сборов. Анализ ставок сборов за та¬моженные операции показал, что они устанавливаются в зависимости от тамо¬женной стоимости товаров (Российская Федерация, Кыргызская Республика), классификационного кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС и их назначения (Республика Беларусь), количества поданных деклара¬ций на товары (Республика Армения, Рес¬публика Казахстан). Такая же ситуация наблюдается и при рассмотрении ставок сборов за таможенное сопровождение. Во всех государствах-членах ЕАЭС, за ис¬ключением Республики Беларусь, они устанавливаются в зависимости от рассто¬яния сопровождения. В Республике Бела¬русь ставка данного вида таможенных сборов зависит от принадлежности транс¬портного средства.
Также проблемой осуществления таможенного контроля таможенными органами являются: большие временные сроки проведения розыскных меро¬приятий, которые впоследствии могут вызывать задержки поездов, что при¬водит к выплате различных компенсаций и штрафов. Во избежание задержки поездов так же возникает проблема низкого уровня осмотра железнодорож¬ного транспорта, ведь за короткий срок нельзя выявить всевозможные тай¬ники которые могут находиться за обшивкой вагонов, в коридорах, тамбурах и так далее.
3.2. Совершенствование сокращения времени таможенного контроля ЖД транспорта
Совершенствование процесса таможенного контроля железнодорожного транспорта является важной задачей для обеспечения эффективной логистики и минимизации задержек. В условиях глобализации и роста международной торговли необходимость оптимизации таможенных процедур становится всё более актуальной. Рассмотрим ключевые подходы и меры, которые могут сократить время таможенного контроля.
1. Автоматизация и цифровизация процессов.
Внедрение электронного документооборота позволяет значительно ускорить взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Это снижает время обработки документов и минимизирует вероятность ошибок.
Системы автоматизированного контроля: Использование современных информационных систем, таких как автоматизированные системы анализа рисков, может помочь в выборе объектов для контроля на основе данных о грузах, маршрутах и предприятии-отправителе. Благодаря этому таможенные проверки могут быть направлены на наиболее рискованные грузы, что сокращает время ожидания для остальных.
2. Предварительное информирование и таможенное оформление.
Заключение
Совершенствование таможенного контроля железнодорожного транспорта требует комплексного подхода, включающего в себя технологические, организационные и правовые меры. Важно проводить постоянный анализ текущих процессов и внедрять инновации, что позволит значительно сократить время обработки грузов и улучшить общую эффективность логистических операций. Синергия между всеми участниками процесса — от транспортных компаний до таможенных органов — является ключом к успешной реализации этих мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конвенция о международных железнодорожных перевозках [от 9 мая 1980 г.] [Электронный ресурс] (в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 г.) // http://docs. cntd.ru/document/902302611.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Дого¬вору о Таможенном кодексе Евразийского экономического) // Официальный интернет¬портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о вне¬сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой ин¬формации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом: Решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 57 // [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.eaeunion.org/.
5. Приказ ФТС России от 09.01.2021 № 1 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении» // Собрание законодательства РФ.
6. Абрамова Г.А., Воронина Е.А., Горошков А.А. Таможенный кодекс ЕАЭС и новые правила взимания таможенных платежей // Таможенное дело. 2020. № 3. С. 3-7.
7. Бекетова Ю.С., Филипповская А.А. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС // Молодежь и наука: шаг к успеху. 2022. С. 33-35.
8. Бондаренко Н.П. Особенности таможенного оформления товаров, перевозимых же¬лезнодорожным транспортом // Вестник Ростовского государственного университета пу¬тей сообщения. 2021. №4 (28). С. 50-56.
9. Вербов В.Ф., Шевчук П.С. Актуальные вопросы деятельности операторов инспекционно-досмотровых комплексов // Таможенное дело. 2021. № 3. С. 19-22.
10. Ворона А.А., Калмыков СП., Ляшенко М.В. Совершенствование сферы таможенного администрирования в России на основе китайского опыта // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 1 (39). С. 31-42.
11. Григорян Т.В. Функциональные возможности информационных сервисов автоматизированной подсистемы «личный кабинет» / Т.В. Григорян // Молодые исследователи о современных проблемах теории и практики таможенного дела. Материалы Региональной онлайн научно-практической конференции студентов и молодых исследователей, посвященной 60-летию ВСГУТУ. - Улан-Удэ, 2022. 28-32 с.
12. Громыко Н.А. Оценка эффективности таможенного контроля на железнодорожном транспорте // Рынок транспортных услуг (проблемы повышения эффективности). 2023. №4. С. 190-196.
13. Епифанцева Л. А. Проблемы, возникающие при проведении таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом, и пути их решения // Студенческий форум. 2018. № 6(27).
14. Еременко Н.О., Распопин Д.И., Гололобова М.А. Обеспечение уплаты таможенных платежей в таможенных операциях // Школа молодых новаторов. Сборник научных статей международной молодежной научной конференции. В 2-х томах. 2023. С. 84-87. 36.
15. Зеленская А.А. Представление таможенным органам предварительной информации: проблемы реализации и пути совершенствования / А.А. Зеленская // Вектор экономики. Пермь, 2020. 35-40 с.
16. Информационно-справочный портал «Железнодорожные перевозки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cargo-report.info/. - Загл. с экрана.
17. Итоги работы Читинской таможни [Текст] // Электронный ресурс]. - URL: http://customs.gov.ru/.
18. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/. - Загл. с экрана.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/. - Загл. с экрана. //
20. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/. - Загл. с экрана.
21. Переверзева Е. А. Особенности таможенных операций в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом / Е. А. Переверзева, С. В. Кныш, Е. О. Рыбалкина // Экономика и социум. 2016. - № 12(31).
22. Рогова В.В. Таможенный контроль за исчислением и уплатой таможенных платежей // Шаг в науку. 2024. №2. - С. 121-123.
23. Ронжина Н.А., Обрядина Е.А. Методы административной деятельности таможенных органов // Интеграция науки, образования, общества, производства и экономики. 2022. С. 147-152.
24. Рыльская М.А., Кожанков А.Ю., Боброва О.Г. Таможенные платежи: тренды разви¬тия таможенного администрирования в России в условиях функционирования евразийско¬го экономического союза // Финансы: теория и практика. 2022. -Т. 22. №4 (106). - С. 88¬103.
25. Транспорт в России. 2020. Статистический сборник / Росстат. - М., 2020.
26. Тыряткина О.В. Особенности организации перевозки внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом / О.В. Тыряткина, И.В Полухин // Логистические системы в глобальной экономике. - 2019. - № 2. - С. 467
27. Филатов В.О., Мешечкина Р.П. Содержание, сущность таможенного контроля това¬ров, перемещаемых железнодорожным транспортом, и теоретические аспекты его совер¬шенствования // Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и пер-спективы. Материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. - 2023. - С. 125-134.
28. Чекмарева Г.И. Логистические подходы к организации международных мультимодальных перевозок // Транспорт: наука, образование, производство (Транспорт-2022). 2022. С. 290-294.
29. Шевчук П.С., Гунько В.Б., Зверев А.П. Перспективы применения инновационных технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу евразийского экономического союза // Таможенное дело. 2024. № 4. С. 19-22.
30. Шестак, О.Н. Направления совершенствования организации таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом / О.Н. Шестак, А.М. Мартиновская // Рынок транспортных услуг. - 2019. - № 12. - С. 174-180.
31. GPS и ГЛОНАСС мониторинг железнодорожного транспорта // Навигационное системы. - URL: http://novosibirsk.glonass-expert.ru/products/monitoring-transporta/solutions/kontrol- zh-d-transporta