Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Благодаря эффективной деятельности таможенных служб государство может решать различные задачи: пополнять доходную часть федерального бюджета, поддерживать отечественных производителей товаров первой необходимости, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку вознаграждение сотрудников таможенных органов играет жизненно важную роль в их деятельности, обеспечивая правильное и своевременное решение задач, поставленных перед таможенными органами. В меняющихся экономических и политических условиях этот вопрос приобретает все большее значение.
Основной целью системы таможенного управления является достижение консенсуса всех должностных лиц таможни. Система должна выполнять поставленные задачи и работать в одном направлении.
Эффективность деятельности таможенных органов в значительной степени зависит от перемещения персонала. Обычно это связано с социальными и психологическими условиями работы таможенных органов, а также размером вознаграждения за трудовую деятельность, дисциплиной, добросовестностью сотрудников и коллектива.
Научная новизна исследования. Повысить интересы таможенных органов невозможно, в основном, из-за низкого уровня социально-экономической и правовой защищенности сотрудников на государственной службе. Заработная плата в данном случае является основной мотивацией к трудовой деятельности и является денежной единицей измерения ценности трудовых способностей.
Предмет исследования: заработная плата и социальное обеспечение работников таможенных органов.
Объект исследования: оплата труда в деятельности таможенных органов.
Цель исследования: проанализировать структуру заработной платы таможенных органов и раскрыть их социальное обеспечение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и нормативные основы оплаты труда таможенных органов.
2. Изучить структуру нормирования и оплаты труда.
3. Провести анализ организации заработной платы и окладов по занимаемым должностям и специальным званиям сотрудников таможенных органов.
4. Привести анализ системы надбавок, дополнительных выплат и социального обеспечения сотрудникам таможенных органов.
5. Осуществить анализ социального обеспечения сотрудников таможенных органов.
Методы исследования: сравнительный метод, метод дедукции, метод сопоставления, исторический метод.
Информационная база исследования. В работе использованы учебники по теме, учебные пособия, научные статьи, правовые акты, электронные ресурсы.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической, аналитической), заключения и списка источников.
1 Теоретические основы оплаты труда таможенных органов
1.1 Понятие и нормативные основы оплаты труда таможенных органов
Заработная плата работников - вознаграждение за труд, основанное на квалификации, сложности, количестве, качестве и условиях выполняемой работниками работы, а также компенсации (компенсационные доплаты и надбавки, в том числе, за работу в обычных и особых условиях) .
Согласно статье 129 Трудового кодекса России, к заработной плате относятся также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Оплата труда связана с обеспечением того, чтобы работодатели устанавливали и внедряли систему взаимоотношений, связанную с оплатой труда работников, в соответствии с законами, другими нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
По мнению большинства экономистов, основные функции заработной платы различимы (рис. 1).
Рисунок 1 - Функции заработной платы
Воспроизводственная функция заработной платы в распределительном социальном стимулировании.
Репродуктивная функция заключается в обеспечении работников и их семей средствами к существованию, необходимыми для воспроизводства рабочей силы.
Стимулирующая функция заключается в установлении зависимости заработной платы работников от результатов их деятельности, и работники должны быть заинтересованы в постоянном улучшении результатов своей деятельности .
Социальные функции способствуют повышению эффективности труда, развитию принципа социальной справедливости.
Целью функции распределения является распределение средств оплаты труда между рабочим классом и владельцами средств производства .
Кроме того, выделяется еще одна функция - формирование платежеспособного спроса, что означает установление необходимого соотношения между спросом и предложением товаров.
Форма и система оплаты труда - это механизмы установления размера дохода, основанные на количественных результатах и качестве работы (ее сложности, интенсивности и условиях). Чтобы определить заработную плату работников, компании (организации), использующие традиционные методы организации оплаты труда, используют тарифные сетки, тарифные ставки и рекомендации по приемлемости тарифов.
Тарифная сетка - это шкала категории. Для каждой категории предусмотрен свой тарифный коэффициент. Он показывает, во сколько раз тарифная ставка любой категории выше первой.
С помощью тарифной сетки можно проанализировать сложность выполняемой ими работы, соответствие квалификации работников и определить средний тариф. С этой целью рассчитываются средний тарифный коэффициент рабочей силы и работников, средняя категория рабочей силы и работников, а также средняя почасовая тарифная ставка заработной платы работников определенных профессий.
Наиболее широко используемая единая тарифная сетка определяет заработную плату всех сотрудников компании. Как правило, количество категорий, присвоенных работникам, остается неизменным (6-8). Максимальное количество разрядов в сети и соответствующий тарифный коэффициент могут быть произвольно и принудительно определены в конкретной компании в коллективном договоре.
Тарифная ставка - это абсолютная сумма заработной платы за единицу рабочего времени, выраженная в валюте. На основе тарифных ставок устанавливают уровень оплаты труда работников, независимо от формы и системы оплаты, используемых предприятием .
Тарифные ставки различаются:
В зависимости от формы оплаты:
- тарифная ставка сдельной заработной платы на 7-10% выше, чем у пунктуальных работников;
- для некоторых профессиональных групп более высокая тарифная ставка обусловлена более высокой трудоемкостью рабочих и механизаторов на транспортных и производственных линиях или их большей ответственностью для работы рабочих, занятых на высокопроизводительных машинах и агрегатах со сложными технологиями.
Ставки могут быть почасовыми, дневными и месячными (оклад). Почасовые ставки являются наиболее распространенными, поскольку они основаны на нескольких доплатах. Дневные и месячные ставки рассчитываются путем умножения почасовой ставки на количество часов, отработанных в смену, и среднее количество часов, отработанных в месяц.
Тарифно-квалификационное руководство является нормативным документом для определения рабочих мест и категорий работников. Он содержит информацию о том, что должны знать и делать работники каждой категории профессии. Эти руководства состоят из трех частей: «Характеристики работы», «Необходимо знать» и «Примеры работы».
Ранее (до вступления в силу Закона «О предприятиях и коммерческой деятельности») он был обязательным для применения во всех секторах экономики .
В настоящее время правила определения приемлемости тарифов носят рекомендательный характер и используются только в качестве стандарта для компаний, которые их применяют. Основные элементы тарифной системы
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022).
5. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года» от 20 октября 2010 года.
6. Федеральный закон «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года» от 03.11.2010 № 279-ФЗ.
7. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006) (ред. от 03.03.2015)
8. Приказ ФТС России от 02.03.2007 г. № 250 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».
Литература
9. Вагин, В.Д. Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов в двух частях. - М.: Наука, 2020. – 413 с.
10. Вагин, В.Д. Деятельность таможенных органов в международном праве Беларуси. - М.: Наука, 2021. – 206 с.
11. Друкер, П.Ф. Международно-правовые аспекты таможенной политики. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2022. – 407 с.
12. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей таможенной деятельности Беларуси. От стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2021. – 154 с.
13. Кнышов, А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2021. – 188 с.
14. Кнышов, А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов. - М.: Наука, 2023. – 264 с.
15. Косенко, В.П. Международно-правовой аспект таможенной деятельности России по пресечению контрабанды в международном праве. – М.: РИО РТА, 2021. – 255 с.
16. Косенко, В.П. Некоторые вопросы совершенствования форм и направлений деятельности правоохранительных органов исполнительной власти в рамках международных договоров межведомственного характера. – М.: РИО РТА, 2021. – 166 с.
17. Сафоненков, П. Н. Производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 251 с.
18. Сидоров, В. Н. Совершенствование основных направлений международного таможенного сотрудничества в международном праве. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 267 с.
19. Юсупова, С.Я. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2020. – 198 с.
Электронные ресурсы
20. Официальный сайт Таможенной статистики - Федеральной таможенной службы. Электронный ресурс: https://customs.gov.ru