Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. За время обучения, к примеру, в младшей школе у многих детей существенно снижаются показатели здоровья. В качестве основных причин специалисты называют недостаток физической активности детей.
Современные здоровьесберегающие технологии, которые используют современные педагоги, начиная с дошкольного образования, подразумевают, прежде всего достаточную двигательную активность детей. Здоровьесберегающие технологии предусматривают соответствующие средства, программы и методы, которые позволяют воспитывать у детей культуру здоровья и формирование личностно важных качеств, которые способствуют не просто укреплению здоровья, но и и его приумножению.
Ни для кого не секрет, что современные дети большую часть своего свободного времени сегодня проводят за телефонами и компьютерами. При этом присутствует большое количество вредных факторов, которые негативно влияют на здоровье каждого ребёнка. Дети длительное время сидят в одной и той же позе, мало двигаются, подвергаются электромагнитному излучению и быстро утомляются.
У детей часто переутомляются глаза, увеличивается нагрузка на зрение и могут возникать спонтанные головные боли. Предупредить такого рода проблемы можно в том случае, если педагоги будут внимательно следить за тем, какова общая нагрузка на детей, и при этом, будут их знакомить с правилами здоровьесбережения, которые в обязательном порядке предусматривают двигательную активность ребёнка
Цель работы: изучить и обосновать необходимость двигательной активности ребёнка как основного фактора его благополучного развития.
Объект исследования: процесс двигательной активности ребёнка как основного фактора его благополучного развития.
Предмет исследования: средства и способы развития двигательной активности ребёнка.
Задачи:
1. Провести анализ понятия двигательная активность ребёнка и её значение.
2. Изучить особенности развития двигательной активности в детском возрасте.
3. Описать организационно-педагогические условия развития двигательной активности ребёнка.
4. Рассмотреть средства и способы развития двигательной активности.
5. Обозначить роль игровых методик и подвижных игр для развития двигательной активности ребёнка.
6. Предложить методические рекомендации по развитию двигательной активности детей.
Практическая значимость. В работе представлены рекомендации по развитию двигательной активности детей, предложены мероприятия по здоровьесбережению, которые будут полезны для педагогов, работающих с детьми.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы двигательной активности как основного фактора благополучного развития ребёнка
1.1. Анализ понятия двигательная активность ребёнка и её значение
Одной из основных задач любой современной образовательной организации, начиная с дошкольного образования, является охрана и укрепления физического и психического здоровья детей. Человек в 21-м веке живёт чрезвычайно интенсивно, но в то же время, далеко не все дети имеют сегодня достаточную физическую нагрузку, мало играют в подвижные игры, что несомненно сказывается на их двигательной активности.
Под двигательной активностью понимают сумму всех тех движений, которые человек выполняет в процессе собственной жизнедеятельности. Это величина выполняемых разнообразных движений за определенный промежуток времени. Величина выражается в единицах затраченной энергии, или в количестве произведенных движений. К примеру – это может быть количество шагов, или движений, выполненных в заданную единицу времени. Сохранность здоровья субъекта в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности [11].
Успешное развитие ребёнка предполагает развитие такого рода механизма, благодаря запуску которого можно раскрыть потенциал субъекта во всей его полноте. Это, прежде всего, всестороннее и гармоничное развитие личности, когда присутствуют хорошие результаты в игре учёбе, социуме и др. Чтобы ребёнок успешно развивался на каждом этапе образования, начиная с дошкольного, у него должны сформироваться личностно значимые качества, которые позволяют говорить об успешности развития субъекта. К таким качествам педагоги относят:
-навыки общения;
-непрерывное развитие познавательных процессов;
-адекватная самооценка;
-умение ставить перед собой реально достижимые задачи.
Все эти процессы возможны лишь в том случае, если ребёнок физически и психически здоров. Лишь в этом случае можно говорить о его благополучном развитии. Большую роль в этом процессе играет двигательная активность субъекта, в которой он нуждается в течение всей своей жизни.
Двигательная активность необходима каждому ребёнку. В связи с этим каждая образовательная программа, начиная с дошкольного образования предусматривает физическое развитие ребёнка. Это такие мероприятия как утренняя зарядка, физкультминутка, подвижная или спортивная игра и др. К примеру, в начальной школе при развитии физической культуры существует достаточно много возможностей для развития двигательной активности детей. Это происходит в связи с естественным развитием скорости движений у младших школьников.
Младшие дошкольники не перестали играть в игры, в том числе, подвижные. Физическое воспитание детей должно быть организовано таким образом, чтобы было обеспечено гармоничное развитие всех физических качеств ребёнка. При любых спортивных мероприятиях целесообразно использовать игровые методы, поскольку достоинством подвижных игр является их универсальность, и они могут быть использованы на любом этапе учебно-воспитательного процесса [20].
Сегодня родители и педагоги обеспокоены тем, что дети ведут малоподвижный образ жизни. Они часто задаются вопросом, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно поиграть. Физическая культура необходима всем людям без исключения, но особенно в этом нуждаются дети. Благодаря физкультурно-спортивной деятельности, у детей крепнут мышцы, укрепляются костная, нервная и сосудистая системы. Растет сопротивляемость организма заболеваниям и повышается уровень морально психологической устойчивости.
Ребенку необходимо самовыражение, внутренний контроль, координация движений и способность быть настойчивым и любознательным. Ребёнок должен получать удовлетворение и удовольствие от физической и умственной деятельности. С этим хорошо справляются подвижные и спортивные игры. В подвижных и спортивных играх ребенок осваивает окружающий предметный мир. Увлекательное содержание подвижных игр и их эмоциональная насыщенность, побуждают детей к определенным умственным и физическим усилиям. Игры помогают детям обретать все необходимые физические качества, получать в игре силу и ловкость.
У детей, к примеру, дошкольного и младшего школьного возраста должны непрерывно развиваться различные физические качества. Это решается посредством уроков физической культуры, физкультминутками и подвижными играми. Задачи при этом поставлены следующие:
- укрепление здоровья;
- содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни [16].
Многообразие взглядов на понятия здоровье и здоровый образ жизни достаточно велико. Понимание здоровья - понятие очень сложное. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни
рассматривается всегда на государственном уровне. К сожалению, существует негативная тенденция для ухудшения состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России [8].
Особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни описывали в своих трудах исследователи И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др. Считается, что эта проблема в практический части реализации процессов здоровьесбережения разработана недостаточно.
Т.А. Некрасова считает, что понятие здоровье трактуется как состояние равновесия между требованиями среды и силами организма. Основатель валеологии И.И. Брехман отмечает, что здоровье – это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
А.Г. Щедрина определяет здоровье как целостное динамическое состояние, включая его позитивные и негативные показатели. Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, само здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. С ним созвучно определение ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Сегодня выделяют следующие компоненты здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное. Под соматическим здоровьем понимают текущее состояние систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Под физическим здоровьем понимают уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма [12].
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта субъекта. Под нравственным здоровьем понимают комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида. Содержание здоровья определяется как состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и условиями постоянно меняющейся среды [5].
В современных исследованиях в этой области понятие здоровый образ жизни рассматривается в неотъемлемой связи с личностно-мотивационным компонентом личности. Навыки здорового образа жизни усваиваются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие младших школьников / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – N 2. – С. 711-715.
2. Бабунова, Е.С. Личность как социально-психологический феномен в контексте культуры детства / Е.С. Бабунова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — №13. — С. 147−155.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка / И.С. Барчуков. - М.: Юнити. 2017. – 431 с.
4. Бурда, С.А. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / С. А. Бурда, Н. Н. Кривунец // Молодой ученый. - 2018. - № 46.2 (232.2). - С. 17-22. - URL: https://moluch.ru/archive/232/54074/ (дата обращения: 20.11.2024).
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка / И.С. Барчуков. - М.: Юнити. 2017. – 431 с.
6. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования физической и социальной активности / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. – 2017. – С.14-17.
7. Гончаров, В. И. «Память на движения» как специальный вид памяти: монография /В.И. Гончаров. — Владивосток, Издательство ДВГУ, 2008. — С. 224.
8. Горская, И.Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: учебно-методическое пособие / И. Ю. Горская, И. Я. Суянгулова. Омск: Сиб ГАФК, 2000. — 221 с.
9. Гребнева, Т.В. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития мелкой моторики. Консультация для родителей» / Т. В. Гребнева. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 58-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5900/ (дата обращения: 20.11.2024).
10. Давыдова, М.В. Преемственность формирования здорового образа жизни в дошкольном и младшем школьном возрасте / М.В. Давыдова. - Международная педагогическая школа: сб. научн. трудов / под ред. Б.Ф. Кваши. СПб.: МИНПИ. - 2013. Вып. 9. - С. 188-195.
11. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенство / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2012. – 264 с.
12. Запорожец А.В., Психология действия / А.В. Запорожец. - М. – Воронеж, 2000. – 218 с.
13. Зайцева, В. В. Такие разные дети: Шаги физического развития: монография / В. В. Зайцева, В. В. Сонькин. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 288с. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Учебник для вузов / Ю.И. Евсеев. — Ростов-на Дону: Феникс, 2012. — 384 с.
14. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в развитии младших школьников / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. – 2017. – С. 336-338.
15. Иванова, В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников / В.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13813/ (дата обращения: 20.11.2024).
16. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка / Л.В. Кокуева. – Москва: АРКТИ. – 2015. – 112 с.
17. Кожин, А.А. Здоровый человек и его окружение / А.А Кожин, В.Р. Кучма. – М.: Просвещение. - 2010. – 235 с.
18. Крючкова, В.А. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни / В.А. Крючкова, М.В. Сандлер. – М.: Просвещение, 2009. – 148 с.
19. Курысь, В.Н. Образование детей младшего школьного возраста в области физической культуры. Теоретический аспект: монография / В.Н. Курысь, Л.Н. Сляднева, Г.В. Шиянова. — Ставрополь: Ставрополье, 2006. — 224 с.
20. Логвинова, О.Ю. Формы физкультурно-оздоровительной работы / О. Ю. Логвинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 343-345. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40118/ (дата обращения: 20.11.2024).
21. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – N 6. – С. 799-803.
22. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – № 2 (12). – С. 56-59.
23. Поварницына, Е.А. Нетрадиционный подход к физкультурным занятиям с детьми младшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза / Е. А. Поварницына. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32021/(дата обращения: 20.11.2024).
24. Расновский, Е.Г. Основные составляющие здорового образа жизни / Е.Г. Расновский, Г.И. Мельник. – М.: Просвещение, 2019. – С. 214-216.
25. Раскатова, К.В. Детские народные подвижные игры как средство патриотического воспитания / К.В. Раскатова, И.Ю. Кулько. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10220/ (дата обращения: 20.11.2024).
26. Рыкова, М.А. Физическое оздоровление детей младшего школьного возраста при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Т. 0. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 88-90. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 20.11.2024).
27. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - № 6 (110). - С. 823-825.
28. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М., - 2009. – 169 с.
29. Скобелева, М.Р. Подвижные игры народов России / М.Р. Скобелева. - Дошкольное воспитание № 10. 2016. – 91 с.
30. Хохлова, В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В.А. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/ (дата обращения: 20.11.2024).