Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В сфере музыкального искусства и музыкального образования крайне важно внимание к развитию музыкальной памяти у школьников, о значении которой для процесса обучения неоднократно упоминалось в научных и методических источниках, и которая является одним из аспектов обучения и личностного роста детей в школе.
В молодом возрасте память, как и многие другие психические процессы, претерпевает значительные изменения, обусловленные новыми уровнями мышления. Эти изменения заключаются в том, что память ребенка начинает проявлять свойства произвольности, становясь более осознанной и регулируемой.
Для эффективного формирования музыкальности у детей необходимо создать такие условия, при которых будет происходить накопление музыкальных впечатлений и расширение их репертуара. Способность, позволяющая осуществлять эти процессы, сохранять и применять музыкальные знания в различных видах деятельности, — это музыкальная память.
Особенное внимание необходимо уделять развитию музыкальной памяти у младших школьников, поскольку это способствует их креативности и самостоятельности.
Исследования по развитию музыкальной памяти школьников проводили такие ученые, как М. Г. Араковский, А. В. Ражников и В. Н. Петрушин. Их работы касаются различных аспектов развития этой важной способности.
Тем не менее, в современном психолого-педагогическом и методическом литературном контексте недостаточно исследованы вопросы музыкальной памяти у старшеклассников. Практика показывает недостаток в формах и методах, используемых для ее формирования, а также в отсутствии системы работы для учителей музыки, что и обосновало выбор темы данной работы: «Развитие музыкальной памяти младших школьников в процессе исполнительской деятельности».
Объект работы - процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Предмет работы - развитие внимания и памяти младших школьников в процессе музыкального обучения.
Цель работы - исследовать проблемы развития музыкальной памяти в младшем школьном возрасте.
Задачи:
-рассмотреть понятие музыкальной памяти;
-описать развитие памяти в младшем школьном возрасте;
-разобрать развитие музыкальной памяти у детей младшего школьного возраста;
-провести исследование развития музыкальной памяти в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: мы считаем, что регулярное выполнение серии структурированных творческих заданий, задач с изменением музыкальных параметров и мнемонических упражнений может оказаться эффективным способом развития музыкальной памяти у младших школьников при условии, что этот подход будет применяться систематически.
Методы исследования: использование анализа, синтеза и обобщения теоретических источников, изучение понятийно-терминологической системы исследования, а также проведение тестирования; обработка данных как в количественном, так и в качественном измерениях; метод формирования эксперимента..
Экспериментальное исследование проводилось на базе 1 «А» и 1 «Б» классов. Участие приняли 40 обучающихся в возрасте 7-8 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Теоретические аспекты развития музыкальной памяти в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие музыкальной памяти
Проблема музыкальной памяти в современном исполнительстве считается одной из важнейших и сложнейших. Более ста лет назад сложилась практика концертного исполнения без использования нот, и с тех пор вопросы музыкальной памяти затрагивают как начинающих музыкантов, так и опытных исполнителей, преподавателей и ученых. Мы выбрали изучение музыкальной памяти как актуальную тему, так как на различных этапах обучения музыканты сталкиваются с трудностями запоминания репертуара. В процессе преподавательской деятельности педагогам часто приходится наблюдать, как ученики преодолевают препятствия, связанные с запоминанием [15].
Многие ученые, включая психологов и композиторов, рассматривали музыкальную память как одну из ключевых музыкальных способностей. Тем не менее, до сих пор не удалось полностью понять ее природу, так как музыкальная память является личностной характеристикой, и каждый человек уникален. Наша цель в этом исследовании — разобраться в понятии музыкальной памяти с точки зрения музыкальной психологии, изучив литературу и различные мнения авторов. Исторически концепция музыкальной памяти начала формироваться в середине XIX века. Со временем, с ростом сложности музыкальных произведений, исполнение без нот стало привычным. Значительный интерес к проблеме возник в конце XIX века после публикации работы Германа Эббингауза [19].
Сравнительно современные определения музыкальной памяти демонстрируют, что это комплексное качество, включающее слуховую, двигательную, логическую и другие формы памяти. Профессиональный музыкант должен быть способен к быстрому запоминанию, долговременному сохранению и точному воспроизведению музыкального материала даже спустя длительное время.
Лилиан Маккиннон, английский исследователь музыкальной памяти, утверждает, что «музыкальная память как отдельный вид памяти не существует. То, что принято называть музыкальной памятью, на самом деле представляет собой взаимодействие различных типов памяти, присущих каждому человеку, – слуховой, зрительной, тактильной и двигательной».
Б.М. Теплов выделял слуховой и двигательный аспекты как ключевые элементы музыкальной памяти. Немецкий педагог К. Мартинсен, обсуждая запоминание музыкальных произведений, говорил о «конструктивной памяти», имея в виду способность исполнителя детально воспринимать и связывать разные элементы изучаемого произведения [7].
Как видно, все исследователи согласны с тем, что музыкальная память – это сложное понятие, состоящее из множества компонентов, к каждому из которых следует относиться с вниманием.
Выдающийся пианист Готфрид Гальстон заметил, что музыкальная память схожа с лифтом, поддерживаемым несколькими тросами – если один из них порвется, останутся другие [1].
Важно, чтобы музыкант развивал как минимум три основных вида памяти: слуховую, логическую и двигательную, при этом зрительная память также может играть значительную роль. А.Д. Алексеев отмечает, что у разных музыкантов может доминировать тот или иной вид памяти, что может ограничивать развитие остальных. В.И. Петрушин считает, что музыкальная память представляет собой комплекс, включающий двигательную, эмоциональную, зрительную, слуховую и логическую формы. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант может использовать наиболее удобный для себя вид памяти. Многие исследователи отмечают, что музыкальная память может развиваться под воздействием педагогических и психологических методов, хотя это зависит от личностных качеств музыканта.
Н.А. Римский-Корсаков утверждал, что «музыкальная память, как и любая другая, играет важную роль в умственной деятельности, но труднее поддается искусственным методам развития и требует смирения с тем, что дано человеку от природы».
Методы, описанные в книге Л. Маккиннон, представляют интерес для музыкантов, так как предлагают практические техники для развития музыкальной памяти. Часто слышим жалобы на нехватку памяти, но редко задумываемся о нехватке настойчивости. Нередко случается, что исполненное «в классе» произведение забывается на сцене, и причина этого обычно связывается с волнением. Важно задавать вопрос: «Почему это происходит?» [12].
Преподавателю стоит выступить в роли психолога и помочь ученику преодолеть страх сцены. В подготовке следует сосредоточить внимание не на страхе забыть, а на более эффективном запоминании. Нужно формировать уверенность, что тщательно изученное произведение не будет забыто. Творческое волнение свойственно каждому музыканту, и хотя оно может по-разному влиять на исполнение, активизация всех способностей во время подготовки к концерту остаётся ключевой. Изучение музыки должно происходить в условиях высокой активной музыкальной и эмоциональной вовлеченности [3].
Таким образом, обсуждая музыкальную память как психологическую характеристику личности, можно прийти к следующим выводам:
Музыкальная память представляет собой сложное и до конца не изученное явление, состоящее из нескольких составных частей (слуховые восприятия, моторные навыки, логическое мышление и т. д.). Существует множество определений музыкальной памяти. Исследования и наблюдения показали, что уровень развития музыкальной памяти варьируется среди музыкантов. Для повышения музыкальной памяти были разработаны различные методики и упражнения, регулярное выполнение которых может значительно улучшить её качество.
Музыкальная память продолжает оставаться одной из тех областей психологии, где ученым предстоит осуществить ещё множество открытий и добиться новых результатов.
1.2 Развитие памяти в младшем школьном возрасте
В современной отечественной психологии развития, в образовательной практике младший школьный возраст определяется как период для детей в возрасте от 6 (7) до 10 лет.
А. А. Смирнов подчеркивает, что, как и другие психические процессы, память в этом возрасте претерпевает значительные изменения. Младший школьный период отмечается активным развитием навыков запоминания и воспроизведения информации. На самом деле, несмотря на трудности или невозможность помнить детали раннего детства, этот возраст становится временем ярких воспоминаний [9].
Согласно мнению А. Н. Леонтьева, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образная память, отвечающая за конкретные сведения и лица. В процессе обучения формируются условия для развития сложных форм словесно-логической памяти.
Л. С. Выготский отмечает, что объем памяти у младших школьников увеличивается, однако развитие памяти происходит неравномерно.
По словам П. И. Зинченко, память у младших школьников преимущественно непроизвольная, что означает отсутствие сознательных усилий для запоминания. Дети запоминают то, что привлекает их внимание и вызывает интерес в процессе активности [20].
Как результат, особенности памяти в младшем школьном возрасте подвергаются влиянию обучения, в ходе которого ребенок начинает осознавать задачи запоминания, отделяя их от других. В этом возрасте наблюдается качественное изменение в понимании мнемической задачи и в формировании приемов запоминания, позволяющее непроизвольной памяти постепенно становиться более сознательной.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия.- М.: Просвещение, 2020.- 207с.
2.Вазлеев, В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (128). — С. 280-282.
3. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой. - М.: Просвещение, 2021.-205с.
4.Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 2021. — 414 с.
5.Гогоберидзе А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: Современные педагогические технологии: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2020. - 428 c.
6.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник. - М.: «ВЛАДОС», 2021. - 304 с.
7.Картавцева М. Т. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива: учебное пособие. — М.: МГИК, 2019. — 68 с.
8.Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. — М.: Таланты-XXI век, 2022. — 496 с.
9.Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Музыка, 2021 – 144 с.
10.Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей.- Ярославль.: Академия развития, 2022. - 240с.
11. Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения. – М.: МГПИ, 202 . – 53 с.
12. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикста, 2020 – 196 с.
13.Психология музыки и музыкальных способностей: хрестоматия / сост. – ред. А. Е. Тарас. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2021. – 720 с.
14.Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей. – М.: АСТ, 2022. – 239 с.
15. Руденко, В.И. Вопросы музыкальной педагогики.- М.: Музыка, 2020.- 160с.
16.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей.. – М.: Педагогика, 2021 - 173 с.
17.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М..: Глобол, 2021. — 355 с.
18.Цагарелли, Ю. А. Психологическое исследование музыкальности как профессионально важного качества: дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2021. – 232 с.
19.Цеханский, В.М. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. – Новосибирск.: НГК, 2021.- 152с.
20. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждение, мнения. - М.: Интерпракс, 2022 - 274 с.