Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС 6
1.1 Сущность таможенного декларирования при проведении таможенного контроля товаров для личного пользования 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование проведения таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС 12
1.3 Методика проведения таможенного контроля товаров для личного пользования 17
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС 20
2.1 Анализ таможенного контроля декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС 20
2.2 Нарушения, выявленные при проведении таможенного контроля декларирования товаров для личного пользования 25
2.3 Недостатки и пути их устранения при проведении таможенного контроля декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговая деятельность связана с перемещением товаров и транспортных средств юридических и физических лиц через таможенную границу. При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Различные ситуации, отношения и контакты, возникающие во внешней торговле или посредством внешней торговли, предусмотрены в соответствующих законодательных и нормативных актах. Эффективность таможенной проверки заключается в обеспечении того, чтобы движение товаров к таможенным границам Российской Федерации соответствовало нормам и нормативным актам, предусмотренным таможенным законодательством. Только при достаточном прохождении всей таможенной проверки можно обеспечить соблюдение этих норм при перевозке товаров.
Актуальность таможенного декларирования и контроля товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, обусловлена рядом факторов:
1. Развитие интернет-торговли. Ввиду санкционных ограничений иностранные товары поставляются в рамках интернет-торговли либо путём перемещения физическими лицами.
2. Стремление потребителей приобретать зарубежные товары самостоятельно. Некоторые физические лица предпочитают делать это во время заграничных поездок, перемещая товары через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже.
3. Минимизация рисков незаконного перемещения товаров и уклонения от уплаты таможенных платежей.
Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, ввозимые и вывозимые товары для личного пользования в общем случае необходимо декларировать на таможне. В частности, декларированию подлежат товары, перевозимые любым способом, кроме перемещения в сопровождаемом багаже, подпадающие под запреты и ограничения, за которые требуется уплатить таможенные пошлины или налоги, а также ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Для ускорения прохождения таможенного контроля физическими лицами и снижения административной нагрузки на таможенные органы в местах перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС может применяться система двойного коридора.
Целью работы является анализ таможенного декларирования и таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть теоретико-правовые аспекты перемещения через таможенную границу товаров для личного пользования;
2. провести анализ таможенного контроля декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС;
3. определить нарушения и разработать пути их устранения при проведении таможенного контроля декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате таможенного декларирования и таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие порядок таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.
Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решать поставленные задачи, в работе использовались общие методы научных исследований, такие как: анализ литературных источников, обобщение, графический и табличный методы исследования.
Теоретическая основа исследования представлена материалами учебной и научной литературы, используемыми автором в процессе написания работы. В частности, Прокушев Е. Ф. рассматривает соотношение таможенных процедур и режимов перемещения товаров через таможенную границу. Сапрыкина В.Е. в своей статье «Проблема перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров для личного пользования» рассматривает роль таможенных процедур при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.
В структуру работы входит введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС
1.1 Сущность таможенного декларирования при проведении таможенного контроля товаров для личного пользования
Таможенное декларирование — это подача таможенной декларации в таможенный орган. В декларации указываются сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, о способе перемещения товаров и условиях внешнеторговой сделки с ними, а также информация о таможенных платежах, подлежащих уплате. Представить таможенную декларацию может декларант, а также таможенный представитель от имени и по поручению декларанта Электронное декларирование - это технология, при которой информация передается таможенным органам в электронном виде. Юридическая значимость документов в электронном виде обеспечивается использованием квалифицированных электронных подписей. Документы в электронном виде подаются в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности по каналам связи Интернет-ассоциации. общая схема электронного декларирования представлена в Приложении.
Сущность таможенного декларирования при проведении таможенного контроля товаров для личного пользования заключается в предоставлении таможенным служащим информации о перемещаемом грузе, которая необходима для таможенного оформления продукции в соответствии с требованиями законодательства.
Задачи декларирования:
обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;
удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;
контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.
При декларировании товаров для личного пользования производится заполнение пассажирской таможенной декларации (ПТД). В ней указывается информация о товаре, его назначении, количестве, весе и других характеристиках.
Декларирование может быть устным и осуществляться в форме устного ответа на вопросы уполномоченного лица таможенного органа во время прохождения таможенного контроля при ввозе (вывозе) товаров. В устной форме можно декларировать товары, не подлежащие обязательному письменному декларированию, перемещаемые в сопровождаемом багаже.
Письменное декларирование — это заявление сведений о ввозимых или вывозимых товарах при помощи заполнения и подачи ПТД.
Заявителем является лицо, которое декларирует товары или в отношении которого товары декларируются. Основные типы заявителей указаны в пункте 1 статьи 83 ЕАЭС [1]. В частности, так могут действовать таможенные декларанты:
1) лицо государства-члена ЕАЭС:
является стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перевозятся через таможенную границу;
от имени или по поручению которого была заключена вышеупомянутая сделка;
владение, использование или утилизация товаров, если товары не перевозятся через таможенную границу в рамках сделки, участником которой является иностранное лицо;
участник сделки, заключенной с иностранным лицом или лицом государства-члена в отношении иностранных товаров на таможенной территории;
является экспедитором— при применении таможенной процедуры для таможенного транзита;
2) иностранное лицо:
организация с представительством или филиалом, созданная или зарегистрированная на территории государства-члена ЕАЭС — при применении таможенных процедур только в отношении товаров, перевозимых для собственных нужд такого представительства или филиала;
владельцем товаров является, если товары не перевозятся через таможенную границу в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена ЕС;
имеет право владения и использования товаров, если товары не перевозятся через таможенную границу в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства – члена при процедуре таможенного склада;
3) дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, другие организации или их представительства;
4) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик— - при применении таможенной процедуры для таможенного транзита;
5) иностранное лицо, получившее в соответствии с международным договором государства-члена ЕАЭС с третьей стороной предусмотренный таким международным договором документ, дающий этому лицу право вывозить товары с таможенной территории по требованию таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры реэкспорта и таможенной процедуры экспорта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант плюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018
4. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность: Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 [Электронный ресурс] // Таможенные ведомости. 2016. № 6
5. Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – с. 54-60.
6. Баранова Ю.С., Япрынцева В.А. Анализ перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №5-1 (99). - С. 38-40.
7. Бекяшев, К. Таможенное право [Текст]: учебное пособие. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2023. – 336 с.
8. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России[Текст]: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2022. – 172 с.
9. Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин [Текст] / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. 2022. – № 8. – с. 33-36.
10. Бородавко, Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства [Текст] / Е. Бородавко. // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. 2022. – № 1.– с. 108-121.
11. Буваева, Н. Международное таможенное право [Текст]: учебное пособие / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2024. – 376 с.
12. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 298 с.
13. Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей [Текст] / Т.А. Вериш. // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2020. – № 12. – с. 248-251.
14. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 234 с.
15. Досмырза, Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования [Текст] /Д. Досмырза// Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. 2022. – №9. – с. 37-44.
16. Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности [Текст] / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. 2020. – № 3. – с. 11-13.
17. Иванча, И.И. Роль таможенной службы в развитии государственного финансового контроля поступления таможенных платежей [Текст] / И.И. Иванча. // Вестник Томского государственного университета. 2020. – № 9. – с. 143-144.
18. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 208 с.
19. Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях [Текст] / Т.Е. Колумбекова. // Terra Economics. 2020. – №3. – Т. 3. – с. 89-93.
20. Коник, Н. Таможенное дело[Текст]: учебное пособие. - 2-е издание, стереотипное. / Н. Коник, Е. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2018. – 206 с.
21. Коробов, А.А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России [Текст] /А.А. Коробов // Молодой ученый. 2022. – №10.1. – с. 31-36.
22. Костин, А. А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы [Текст] /А.А. Костин // Таможенное дело. 2022. – № 3. – с. 55-59.
23. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела [Текст]: учебное пособие / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 223 с.
24. Крюкова, Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2022. – 221 с.
25. Матвиенко, Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежй: соотношение частных и публичных интересов [Текст] / Г.В. Матвиенко. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2020. – с. 63-70.
26. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст]: учебное пособие / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2022. – 328 с.
27. Новикова, С. А. Таможенное дело [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 302 с.
28. Остроумов, Н.В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования [Текст] / Н.В. Остроумов. // Юридическая наука. - 2022. – №1. – с. 58-61.
29. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2024. – 450 с.
30. Сапрыкина, В.Е. Проблема перемещения физическими лицами через таможенную границу товаров для личного пользования // Вестник науки. – 2024. – Т. 3. – №2 (35). – С. 101-105
31. Сафина, Д.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО [Текст] / Д.И. Сафина, М.И. Коновалова. // Вестник томского политехнического университета. 2022. – № 1. – с. 262-267.
33. Arabyan M.S., Duguzheva E.M. Improvement of customs administration: main ways and projected results // Customs business. - 2020. – No.3. - pp. 7-12.