Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Пятая республика во Франции возникла в 1958 году на фоне политической нестабильности и социальных конфликтов. Основные причины ее появления были связаны с несколькими факторами. Во-первых, после Второй мировой войны Франция столкнулась с серьезными политическими и экономическими проблемами. Череда непродолжительных правительств и частые кризисы привели к утрате доверия к парламентской системе. Во-вторых, колониальные войны, особенно конфликт в Алжире, обострили общественные и политические противоречия. Правительство не смогло эффективно справиться с этим кризисом, что усугубило ситуацию. В-третьих, в условиях нарастающих протестов и общественного недовольства, генерал Шарль де Голль, вернувшийся в политику, предложил новую конституцию, которая предусматривала сильное президентство. Его поддержка среди военных и широкой части населения сыграла ключевую роль в установлении Пятой республики.
Глава 1. Становление и развитие Пятой республики
1.1. Алжирская проблема и появление Пятой республики
Алжирская проблема сыграла ключевую роль в политических изменениях, приведших к становлению Пятой республики во Франции в 1958 году. Война за независимость Алжира, начавшаяся в 1954 году, поставила под сомнение колониальную политику Франции и привела к внутреннему кризису в стране. Конфликт вызвал глубокое разделение среди политических элит и общества, породив конфликтные настроения и нестабильность.
У Алжира сложился особый территориальный статус. Это была своеобразная территория Франции, юридически не считавшаяся колонией, а просто причислявшаяся к заморским департаментам страны . По сути, Алжир состоял из трех департаментов (Алжир, Константина и Оран). Эти департаменты управлялись министром внутренних дел Франции, однако фактически положение этих территорий отличалось от того, как управление осуществлялось в департаментах метрополии. Это доказывало следующее: во-первых, Алжиром управлял генерал-губернатор, который назначался Советом министров, во-вторых, прослеживалось неравноправие алжирского населения, состоявшее из французов европейского происхождения и французов североафриканского происхождения . Это и послужило причиной дальнейшей войны в стране. Некоторые слои французского общества воспринимали малейшие потрясения в Алжире как мятеж и угрозу территориальной целостности всей Франции.
13 мая 1958 года беспорядки в Алжире привели к захвату власти в столице офицерами французской армии. Путчисты сформировали Комитет общественной безопасности и потребовали, чтобы правительство в Париже было распущено и заменено новым.
Опасаясь, что военные могут распространить свой контроль за пределы Африки, правительство отозвало бывшего генерала Шарля де Голля, находящегося в отставке, чтобы он сохранил единство страны, как это было в годы после Второй мировой войны.
В течение следующих недель континентальная Франция жила под угрозой гражданской войны. Потрясенный десятилетием военных действий в Индокитае и Северной Африке, парламентской нестабильностью и международным экономическим давлением, послевоенный режим оказался не в состоянии справиться с вызовом, брошенным Алжиром. В начале июня 1958 года, при минимальном соблюдении формальной законности, основное требование повстанцев-колониалистов было выполнено. Генерал де Голль вернулся, чтобы занять пост премьер-министра и возглавить создание новой республики.
1.2. Внешнеполитическая идеология Пятой республики
Главной характеристикой политики де Голля был подъем национализма, который означал возвращение Франции славы и могущества. Однако историки отмечают, что это был не традиционный национализм. Идея «величия Франции» была очень далека от шовинистического представления о национальном превосходстве. Сам де Голль писал, что «только великие деяния способны избавить Францию от пагубных последствий индивидуализма, присущего ее народу. Я думаю, что Франция, лишенная величия, перестает быть Францией» .
Внешнеполитическая концепция де Голля основывалась на идее «свободы рук», возвращение стране собственной роли в мире и самостоятельности в принятии решений.
В этом контексте де Голль принимал экстраординарные решения в области внешней политики и безопасности, включая ядерную политику Франции, членство в НАТО и деколонизацию. Очень четко идеологическую основу внешней политики Франции определили российские ученые. Так, например, российская исследовательница Е.О. Обичкина подчеркивает, что «внешняя политика Пятой республики – это прежде всего политика де Голля, подчиненная центральной идее его политического замысла. Она была нацелена на долгосрочную перспективу, имела внутреннюю логику и связанность. Де Голль считал главной своей задачей возвращение Франции ее планетарного величия» .
Основная философия Де Голля заключалась в том, чтобы сделать Францию сильной и уважаемой на международной арене. Став президентом, он читал две-три книги в неделю. Это дало ему непревзойденное понимание долгосрочных исторических тенденций в геополитике и французского национального характера. Его пресс-конференции были грандиозными выступлениями, почти университетскими лекциями, на которых он рассказывал французам о Франции. Он умолял их унаследовать прошлое, о котором они были склонны забыть.
Глава 2. Основные направления внешней политики Шарля де Голля
2.1. Франция и НАТО
Как мы отмечали выше, главной характеристикой политики Шарля де Голля был подъем национализма, который означал возвращение Франции славы и могущества. В этом контексте де Голль принимал экстраординарные решения в области внешней политики и безопасности, включая членство в Североатлантическом альянсе (НАТО).
Благодаря усилиям де Голля Франция стала четвертой ядерной державой после США, Великобритании и Советского Союза (СССР). Как только Шарль де Голль пришел к власти, он, не колеблясь продолжил финансирование подготовки к проведению ядерных испытаний .
Разработкой ядерной бомбы Шарль де Голль хотел подчеркнуть силу Франции и добиться большей независимости на международной арене, в том числе от государств-членов НАТО. Де Голль считал, что ядерное оружие уравновесит влияние Соединенных Штатов в Европе и уменьшит постоянную тревогу европейских политиков по поводу пассивности Америки на европейском континенте. Наследие ядерной политики де Голля заключается в том, что в настоящее время Франция занимает первое место в мире по общему объему производства электроэнергии за счет использования атомной энергии.
В период президентства Шарля де Голля Франция осуществила значительные изменения в своем взаимодействии с НАТО, что отразило его стремление к национальному суверенитету.
Как известно, НАТО было создано в 1949 г., и Франция являлась одной из стран-основательниц альянса. Само НАТО было основано из-за опасений ядерной войны.
На протяжении многих лет у Франции складывались противоречия почти со всеми своими союзниками по НАТО, особенно с Соединенными Штатами и Великобританией. Хотя все три страны создали руководящую группу, из которой возникло НАТО, Франция вскоре осознала свою второстепенную роль в альянсе. Шарль де Голль не смог смириться с позицией США по Суэцкому кризису 1956 года . Тогда в Совете Безопасности ООН СССР совместно с США проголосовали за прекращение огня, но Англия и Франция блокировали как американское, так и советское предложения. 31 октября Англия и Франция объявили о начале войны против Египта.
По мнению Шарля де Голля, интересы США и Великобритании доминировали при принятии решений в Совете Безопасности НАТО. Он считал, что в случае нападения Советского Союза Соединенные Штаты не выполнят свои обязательства по Статье 5, которая подразумевает создание системы коллективной обороны. Так, например, в Статье 5 Договора об учреждении НАТО отмечалось: «Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке должно рассматриваться как нападение на них всех, и, следовательно, они соглашаются, что в случае такого вооруженного нападения каждый из них в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, окажет помощь Стороне или Сторонам, подвергшимся такому нападению, незамедлительно предприняв индивидуально и совместно с другими Сторонами такие действия, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженной силы с целью восстановить и поддерживать безопасность в Североатлантическом регионе» .
2.2. Европейское направление внешней политики де Голля
Генерал де Голль понимал Европейский Союз (ЕС) как ключевую географическую и историческую структуру. Со времен Второй мировой войны и до своего ухода от власти в 1969 году он хотел, чтобы европейские nгосударства объединились и тесно сотрудничали, потому что он видел в этом средство усиления их могущества, особенно Франции. Однако он враждебно относился к любой потере суверенитета, рассматривая ее как возможную прелюдию к подчинению США.
Шарль де Голль понимал необходимость европейской интеграции, благодаря которой можно было преодолеть искусственные и эфемерные разделения между государствами Европы, унаследованные от войн.
Де Голль утверждал, что Европа простирается от Атлантики до Урала, и это утверждение он повторял много раз на протяжении всей своей жизни. Еще в 1945 году он отказался признать опустившийся «железный занавес» окончательным и рассматривать Европу как единое целое с коллективным Западом, то есть как союзника США в холодной войне и врага Восточного блока.
В своей знаменитой речи в Страсбургском университете 22 ноября 1959 года он заявил: «Да, это Европа, от Атлантики до Урала, это Европа, вся Европа, которая будет решать судьбу мира!» Он рассматривал историческую и географическую Европу как средство объединения и усиления мощи государств континента, государств, которые он рассматривал как неизменный горизонт Европы .
Когда он вернулся к власти в 1958 г., он стремился поддержать идею объединения Европы, состоящей из стран, которые тесно сотрудничают, в том числе на политическом уровне, посредством частых межправительственных консультаций, но при этом остаются крайне независимыми по отношению к внешнему миру и сохраняют свою свободу благодаря единодушному принятию решений.
2.3. Франция и СССР
Интересно, что еще во времена Второй Мировой войны Шарль де Голль считал, что Россия важнее советского режима, который был либо простым историческим воплощением, либо, в лучшем случае, инструментом, обслуживающим постоянные имперские амбиции России. В результате он считал, что поддержка Москвы была необходима для Франция во время войны, а также в ожидании послевоенного периода, как против Германии, так и против англосаксов.
Когда де Голль вернулся к власти в 1958 году, у него уже был долгосрочный план отношений Франции с СССР. Даже если в краткосрочной перспективе, особенно во время Берлинского кризиса 1958-1962 годов, он понимал, что советская политика была очень опасной, в долгосрочной перспективе он был убежден, что Россия в конечном счете откажется от коммунизма и вернется к традиционной дипломатии великих держав.
Президент Франции последовательно поддерживал развитие как экономических, так и политических отношений. Хотя политическая составляющая была ограниченной, при де Голле между СССР и Францией были подписаны сначала торговое соглашение, а затем соглашение о научно-техническом сотрудничестве.
Заключение
Роль Шарля Де Голля как основателя Пятой республики Франции невозможно переоценить. Благодаря ему возникла новая политическая система Франции после Четвертой республики. Последняя так и не смогла преодолеть внутренние кризисы. Оставаясь союзником Запада, де Голль, однако, пытался утвердить Францию в качестве независимого государства в рамках западного лагеря. Он разработал независимую систему ядерного сдерживания, вышел из состава объединенной командной структуры НАТО и раскритиковал политику США во Вьетнаме. Он также стремился к расширению торговых и культурных связей с СССР. Он стремился во что бы то ни стало вернуть Франции ее былое величие в мировых делах.