Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда непрерывно совершенствуется. Большую роль при этом играет внедрение в образовательный процесс электронных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В условиях стремительного развития информационных технологий существенно возрастает роль информационной грамотности каждого человека. Это остаётся актуальным, независимо от того, о каком общеобразовательном предмете идёт речь.
Обществознание – это учебный предмет, благодаря которому школьники изучают общество как систему и человека, который является субъектом общественных отношений. Обществознание охватывает различные сферы жизни общества и человека. Речь идёт о духовном, социальном, политическом, экономическом, правовом аспектах, в рамках изучения обществознания. В рамках обществознания изучают основы таких наук как, экономика, право, социальная психология, политология, философия.
В процессе изучения обществознания школьники узнают о своих правах и обязанностях, получают знания основ экономики, рационального ведения хозяйства и др.
Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в этот процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей, познавательных мотивов и навыков, в том числе, с использованием ИКТ и ЦОР. Приемы активизации познавательной деятельности школьников очень разнообразны. Тем не менее – эта проблема была и остаётся одной из наиболее сложных проблем, которые существуют в образовательном процессе. Школьники должны иметь опыт ведения диалога, дискуссий, быть приобщёнными к творческой деятельности и др.
Цифровые технологии изменили образовательную систему, а также расширили формы образовательного процесса. Современная действительность характеризуется огромным ростом потребления информации, что, безусловно, требует развития информационной инфраструктуры. Тенденция перехода от материальной плоскости в электронную усиливается.
Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы жизни, в том числе образовательный процесс в высших учебных заведениях, что послужило причиной возникновения дистанционного обучения.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования возможности традиционных и интерактивных методов преподавания обществознания в дистанционном формате.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках обществознания в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования: цифровые средства и способы, используемые на уроке обществознания.
Задачи:
1. Изучить категорию дистанционный формат образования: особенности, проблемы, противоречия.
2. Рассмотреть обществознание в системе современного российского образования в условиях цифровизации.
3. Проанализировать технологический формат дистанционного преподавания обществознания.
4. Описать традиционные методы в дистанционном формате: перечень и специфика.
5. Рассмотреть и предложить интерактивные методы в дистанционном формате.
Методология исследования. Проблемам анализа реализации дистанционного обучения посвящено значительное количество работ (Д.Э. Колосова, В.И. Солдаткина, В.П. Тихомирова, Е.Н. Ястребцова и др.); новым информационным технологиям в дистанционном обучении (Б. Бим-Бад, Л. Алешин, В.В. Давыдов, В.Г Дтаинш, О.В. Домрачев, А.А. Иванников, Т.В. Ковалева и др.).
Роль дистанционного обучения в реформировании системы образования исследовали Е.Н. Кулемина, М.П. Карпенко, Е.Б. Сергиенко, В.Т. Волов и др. Эволюция свойств и тенденций дистанционного образования описана в работах Т. А. Бабенко, Д.А. Богдановой, М.Ю. Бухаркиной, М.В. Моисеевой, Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, Е.В. Филимоновой. Также были рассмотрены:
концепции развития дистанционного обучения (A.A. Андреев, Д.З. Ахметова, Т.М. Ковалева, М.В. Моисеева, М. Мур);
вопросы профессиональной подготовки специалистов (Е.В. Коротаева, В.А. Сластенин) и формировании целостной социально - профессиональной компетентности специалиста (И.А. Зимняя) и др.
Обзор библиографии. В работе были использованы следующие издания:
- Иоффе, А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся / Преподавание истории в школе. — 2012. — № 1. – С.13-16.:
-Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении / Современная педагогика. – 2000. - N 7. – С.18.;
-Казанцева, В.В. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание / В. В. Казанцева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9728/;
- Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ.пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 304 с.;
- Вартанова, Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография. – М.: МедиаМир. - 2017. – 160 с.;
- Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 и др.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические условия организации технологии дистанционного обучения в образовательном процессе;
- представлено большое количество практических аспектов, которые смогут помочь учителям обществознания, студентам педагогических вузов и колледжей использовать их на своих уроках.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования традиционных и интерактивных методов преподавания обществознания в дистанционном формате
1.1. Дистанционный формат образования: особенности, проблемы, противоречия
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению существующей действительности.
Одной из ведущих задач современной школы является формирование у школьников способности правильно ориентироваться в безграничном потоке разнообразной информации. Ученик должен правильно осуществлять её отбор, классифицировать и грамотно с ней работать. В последнее время всё чаще говорят про дистанционное обучение, которое называют инновационной образовательной системой [7].
На протяжении многих столетий единственной технологией обучения была устоявшаяся школьная форма организации обучения с дисциплинарным подходом к обучению. В традиционной системе сочетаются такие виды обучения как:
-лекции;
-уроки;
-беседы;
-презентации;
-экскурсии;
-исследования;
- проектная деятельность и др.
Все эти формы и методы подразумевают непосредственное общение педагога и тех, кого он обучает. Традиционные формы обучения всегда демонстрировали высокий уровень эффективности и в настоящее время они лишь продолжают своё совершенствование. В тоже время, в большинстве других сфер человеческой жизнедеятельности происходят достаточно большие изменения. Развиваются цифровые технологии, ИКТ и мультимедиа. На фоне этого стали активно развиваться дистанционные формы обучения. Специалисты считают, что обучение через сеть Интернет обладает рядом существенных преимуществ перед традиционной моделью обучения.
Эффективная организация образовательного процесса сегодня не представляется возможной без технологических средств получения необходимой информации. Приобщение системы образования к последним разработкам в сфере цифровых технологий является естественным процессом.
До недавнего времени такое понятие, как дистанционное образование, фактически не выделялось в отдельный вид обучения, но в текущем периоде дистанционное образование подтвердило свою значимость и необходимость. Исследователями определено, что в педагогическом сообществе дистанционное обучение предоставляет хорошие возможности для обучения субъектов на основе компьютерных технологий [22].
Под традиционным образованием понимают учебно-воспитательный процесс, при котором работа педагога ориентирована на сообщение знаний и способов действий, передаваемых ученикам в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения. При традиционном обучении класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Основной единицей занятий является урок. работой учеников на уроке руководит лишь учитель, поскольку является основным транслятором знаний. Он оценивает результаты учёбы по своему предмету и уровень обученности каждого ученика в отдельности.
Под дистанционным образованием понимают тип обучения посредством информационно-телекоммуникационных сетей при непрямом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе: дистанционное и смешанное обучение / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
2. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалко – Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 352 с.
3. Васин, Е.К. Дистанционное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе / Е.К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21, N 2. – С. 33-41.
4. Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография [Текст]/ Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко. – М.: МедиаМир. - 2017. – 160 с.
5. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста. URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 20.11.2024).
6. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 20.11.2024).
7. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. – 2017. – С. 116-118.
8. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» /А.В. Горячев. - Информатика и образование. – 2010. – N 8. – С.14-16.
9. Горобец, О.А. Методы и приемы формирования информационной грамотности школьников / О.А. Горобец. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5870/ (дата обращения: 20.11.2024).
10. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века [Электронный ресурс] / Т.В. Долгова // Интерактивное образование: информационно-публицистический образовательный журнал. – 2017. – No5. – С. 2-3. URL: http://interactiv.su/wp-content/uploads/2017/12/IO_5_interactive.pdf (дата обращения: 20.11.2024).
11. Каракозов, С.Д. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ [Электронный ресурс] // С.Д. Каракозов, Р.С. Сулейманов, А.Ю. Уваров // Наука и школа. – 2015. – N 1. – С. 17-27.
12. Кудлаев, М. С. Процесс цифровизации образования в России / М.С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – N 31. – С. 3-7. URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 20.11.2024).
13. Кузняк, Н.Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н.Б. Кузняк, Е.Ю. Гаген. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 20.11.2024).
14. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 20.11.2024).
15. Логинова, А.В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Электронный ресурс] / А. В. Логинова // Молодой учёный. – 2015.– No7. – С. 809-811.-URL: http://www.moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 20.11.2024).
16. Мкртчян, В.С. Особенности поиска информации и условия формирования у школьников умения осуществлять поиск информации / В. С. Мкртчян. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 324-327. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81909/ (дата обращения: 20.11.2024).
17. Морозова, И.В. Обучение школьников работе с информацией: этапы формирования компетенций / И.В. Морозова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3905/ (дата обращения: 20.11.2024).
18. Материалы курса: современные образовательные технологии: новые медиа в классе [Электронный ресурс] / https://openedu.ru/course/misis/INFCOM/ (дата обращения: 20.11.2024).
19. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 20.11.2024).
20. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс]. URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 20.11.2024).
21. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 20.11.2024).
22. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL: https://moodle.org/ (дата обращения: 20.11.2024).
23. Формирование поисковых умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей младших школьников в условиях современного информационного общества. – 2017. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 20.11.2024).