Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психологическая характеристика эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте 5
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста с эмоционально-поведенческими нарушениями 5
1.2. Виды поведенческих и эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста 9
Глава 2. Психолого-педагогические условия и средства преодоления эмоционально- поведенческих нарушений детей дошкольного возраста 13
2.1. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников 13
2.2. Пути коррекции эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте 18
Заключение 24
Список литературы: 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований последних десятилетий является эмоциональное развитие детей. Большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое считается показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья.
Проблема эмоционального дискомфорта в настоящее время приобретает большое значение в связи с социальной нестабильностью, напряженным темпом жизни и эмоциональной перегрузкой людей. Ребенок в этих условиях самый беззащитный и уязвимый. Дети не всегда могут преодолеть кризисы и стрессовые ситуации, которые непосредственно влияют на психику и стимулируются социальными условиями.
Поэтому актуален вопрос, как помочь им противостоять неблагоприятному влиянию социальной среды, научить преодолевать травмирующую ситуацию, справляться с негативными эмоциональными переживаниями и тем самым сохранять свое эмоциональное благополучие.
Эмоции играют важную роль в обучении ребенка методам и приемам освоения деятельности. Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве, когда малыш общается преимущественно с близкими взрослыми.
Особенности взаимоотношений со взрослыми, складывающиеся в первые годы жизни, возрастающая отзывчивость на нужды и запросы других, составляют развитие мотивационно-эмоциональной сферы будущей личности.
Семья оказывает огромное влияние на развитие эмоций у детей как основу дальнейшего нравственного воспитания. Все понимают, насколько важно развивать эмоциональное благополучие, но мы не задумываемся о том, что не создаем для этого необходимые условия.
Поэтому важно не только понять, но и найти способы устранения эмоционального стресса. В данной работе объектом исследования является эмоциональная сфера детей среднего дошкольного возраста, проявления эмоционального неблагополучия.
Объект исследования- дети дошкольного возраста с эмоциональными и поведенческими нарушениями в развитии
Предмет исследования- анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с эмоциональными и поведенческими нарушениями в развитии
Цель исследования- провести анализ психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста с эмоциональными и поведенческими нарушениями в развитии
Задачи исследования:
- дать характеристику детей дошкольного возраста с эмоционально-поведенческими нарушениями
-определить виды поведенческих и эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста
- изучить современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников
- раскрыть пути коррекции эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психологическая характеристика эмоционально-поведенческих нарушений в дошкольном возрасте
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста с эмоционально-поведенческими нарушениями
Эмоциональные расстройства у детей старшего дошкольного возраста являются одной из наиболее значимых проблем современного общества. Спектр детских эмоциональных расстройств чрезвычайно широк.
В психологической литературе эмоциональным расстройством у детей считают негативное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов. К реальным психологическим причинам эмоционального расстройства у детей относятся особенности эмоционально-волевой сферы, в частности нарушения адекватности ее реагирования на внешние воздействия, недостаточность развития навыков самоконтроля поведения и т. д.
Психологическая диагностика эмоциональных расстройств весьма сложна и требует дифференцированного и внимательного подхода к этой проблеме. Анализ эмоциональных расстройств у детей с точки зрения нарушения системы взаимоотношений, предложенный В.Н. Мящевым и продолженный в работах его учеников, позволяет выделить три основные группы детей, страдающих эмоциональными расстройствами.
В первую группу входят дети, чьи эмоциональные проблемы преимущественно проявляются в межличностных отношениях. Для них характерна повышенная возбудимость, что приводит к бурным эмоциональным всплескам во время общения, особенно со сверстниками.
Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникать по незначительным причинам.
Вторая группа детей характеризуется выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении проявляется повышенная заторможенность и низкая общительность. Эти дети испытывают глубокую обиду и большинство из них подвержены необоснованным страхам.
Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладала агрессивность и импульсивность.
Рассмотрим некоторые ключевые вопросы психологии детского развития и, прежде всего, какую роль играют в этом процессе биологические условия, социальная среда и воспитательные воздействия.
Эмоциональные расстройства у детей старшего дошкольного возраста встречаются очень часто; как уже говорилось, эта проблема сейчас очень актуальна.
В связи с этим возникает вопрос, как определить степень тяжести расстройства у ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2017 - 379 с.
2. Бардышевская М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей - М.: УМК, «Психология», 2023 - 320 с.
3.Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников - Ростов н/Д: «Феликс», 2024 - 352 с.
4.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2021. - 528 с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2023. - 160 с.
6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: «Питер», 201. 560 с.
7. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта 2017. - 480 с.
8. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л., 2022 - 216 с.
9. Изард К.Э. Психология эмоций - СПб.: Изд-во «Питер», 2018. - 464 с.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ сфера, 2022. - 464 с.