Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Тема безумия в русском творчестве Л.Н. Андреева.
2.1. Безумие в восприятии символистов (Л.Н. Андреев «Загадка»)
Леонид Андреев, будучи ярким и выдающимся талантом, не мог оставаться в стороне от ключевых социальных, литературных и религиозно-философских процессов, определявших духовную атмосферу России начала XX века. Личность писателя также оказала значительное влияние на его творчество, что предопределило его уникальный стиль и мировоззрение.
Рецепция Андреева как модерниста в рамках русского символизма, особенно в первые десятилетия XX века, имела свою специфику. Она была обусловлена не только уникальностью его художественного дара, но и сдвигом антропологической проблематики от естественнонаучной и культурной к религиозно-мистической, философской и эзотерической сферам. Для теоретиков русского символизма антропология Андреева была важна, поскольку она органично соединяла традиции, заложенные В.С. Соловьевым (например, в «Чтениях о Богочеловечестве»), с радикальными идеями этики Ницше и философии воли Шопенгауэра. Эти поиски отражали стремление к созданию модели «нового человека» и преодолению традиционных антропологических концепций эпохи. На фоне развития религиозно-мистических направлений в символизме усилилось внимание к вопросу соотношения Бога и человека, который стал одной из центральных тем движения.
Тема одиночества занимает центральное место в экзистенциалистской философии, которая формировалась в XIX–XX веках и связана с такими мыслителями, как Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю и другие. Эти философы обращали внимание на фундаментальные аспекты человеческого существования, среди которых одиночество играет ключевую роль.
Кьеркегор считается основателем экзистенциализма. В своей философии он рассматривал одиночество как состояние, в котором человек осознаёт свою уникальность и ответственность перед Богом. В книге «Страх и трепет» он описывает историю Авраама, подчеркивая, что в момент высшего духовного испытания человек остается наедине с Богом. Это одиночество, хотя и мучительное, открывает путь к подлинной вере и подлинной свободе.
Кьеркегор полагал, что одиночество — это цена, которую человек платит за поиск истинного смысла жизни, отказываясь от коллективного способа мышления и ложного утешения.
Сартр в своих работах, таких как «Бытие и ничто» и пьесе «За закрытыми дверями», подчеркивает, что одиночество — неизбежный результат свободы человека. Согласно Сартру, человек изначально «заброшен» в мир, где ему приходится самостоятельно определять свою сущность и принимать решения.
Фраза «ад — это другие» из пьесы «За закрытыми дверями» иллюстрирует, как взаимодействие с другими людьми порождает конфликт и обостряет чувство изоляции. Для Сартра одиночество является побочным эффектом осознания, что человек ответственен за все аспекты своей жизни. Камю в эссе «Миф о Сизифе» и романе «Посторонний» исследует одиночество в контексте абсурдного мира, где нет никакого высшего смысла. Герои Камю, такие как Мерсо из «Постороннего», оказываются одиноки, потому что отказываются притворяться, будто мир обладает смыслом или ценностью.
Для Камю одиночество — это возможность для человека взглянуть на жизнь без иллюзий. Принятие абсурда и одиночества не ведет к отчаянию, а, напротив, позволяет человеку жить более свободно и осмысленно.
В процессе изучения экзистенциальной прозы Леонида Андреева становится очевидным, что наиболее подходящей литературной формой для философского осмысления пограничных ситуаций и передачи экзистенциального мировосприятия он выбирает жанр рассказа. Именно этот жанр позволяет сжато, динамично и при этом лаконично и завершённо раскрыть суть пограничной ситуации. В таких рассказах центральное место занимают экзистенциально окрашенные слова и символические детали, создающие художественное пространство философской прозы Андреева.
В своих экзистенциальных произведениях автор часто осознанно отказывается от строгой причинно-следственной логики и традиционных пространственно-временных связей, смещая акцент на внутренний мир героя. Это придаёт повествованию глубину и позволяет проникнуть в философскую сущность человеческого существования. Внешняя структура рассказа сохраняется, но обогащается новым содержанием, отражающим экзистенциальные идеи. В текстах Андреева образы и слова, философия и мысли сплетаются в единое целое.
Особое значение в таких рассказах приобретает тема человеческого одиночества. Для Андреева, как и для философов-экзистенциалистов (А. Камю, Ж.-П. Сартра и других), главной проблемой становится онтологическое одиночество человека перед миром, небом и другими людьми — одиночество, которому каждый из нас обречён с момента рождения. «Л. Андреев заставил нас осознать ледяную пропасть, разделяющую человека и человека» . Однако, в отличие от Сартра или Камю, которые воспринимали метафизическое одиночество как высшую ценность и проявление истинной свободы, Андреев скорбел, переживал и сострадал своему герою, стремясь передать боль человека. Современные исследователи отмечают, что именно из-за этого Андреева можно считать даже более «бескомпромиссным» экзистенциалистом, чем С. Кьеркегор, К. Ясперс или Л. Шестов.
«Загадка» — такое название Андреев дал одному из первых своих рассказов, чем манифестировал свое пристрастие к сфере непонятого и непонятного. В данном случае внимание читателя адресовалось к внутренним причинам самоубийства студента Сергея Болотина. В рассказе «Загадка» (1892) Андреев исследует иррациональные проявления человеческой психики. Главный герой, Сергей Болотин, человек с «болезненной добротой и отзывчивостью», влюблен в Евгению Занегину — героиню, склонную к пессимизму и саморефлексии. Центральный конфликт рассказа разворачивается вокруг обсуждения самоубийства студента, что становится поворотным моментом в сюжете. Сергей пытается осмыслить причины трагедии и неожиданно сталкивается с ответом, исходящим от его собственного второго «я»: «Можно, – выскочил откуда-то ответ, и неизвестно отчего сжалось сердце. – Фу, дьявольщина, как нервы развинтились».
Психологический кризис героя в рассказе выражается через размывание границ между реальным и потусторонним мирами. Болотин начинает испытывать явления психического расстройства: он видит лица мертвецов, гротескные образы призраков, утрачивает контроль над собственными мыслями: «Это мысли-трупы, мысли-привидения каждое чувство приобрело голос, и кричало, и плакало, и смеялось, и безумствовало».
Особенности характера Болотина, включая его прозвище «здешний Базаров» и увлечение философией социального дарвинизма, позволяют провести параллели между героями Л. Н. Андреева и И. С. Тургенева. В рамках типологии характеров, описанной Тургеневым в статье «Гамлет и Дон Кихот», оппозиция Болотин — Занегина отражает противостояние двух мировоззренческих позиций. Герой, направляющий свою энергию на борьбу с несправедливостью, противопоставлен Евгении, склонной к глубоким внутренним раздумьям и рефлексии. Однако внезапные проявления иррационального в психике Болотина остаются вне досягаемости для рационалистического объяснения. Г. Б. Курляндская отмечает, что Андреев, подобно Тургеневу, уходит от представления о человеке как о гармоничном и целостном существе. Вместо этого он исследует необъяснимые изменения психики, изображая своих героев «стихийно-неожиданным, трагически обреченным, подверженным мрачно иррациональным переживаниям».
Формулировка «наш нервный век» отсылает к одноименной работе Р. Крафт-Эбинга, в которой дается психологический портрет европейского общества на рубеже XIX–XX веков. Крафт-Эбинг подчеркивает повышенную чувствительность, склонность к пессимизму, а также рост числа самоубийств и психических заболеваний, связывая их с напряжением эпохи. В свою очередь, Л. Н. Толстой в статье «О безумии» (1910) сравнивает современное общество с сумасшедшим домом. Он видит корень проблемы в отсутствии веры и смысла жизни, особенно у молодежи, что приводит к нравственному безумию.
И все же важность мотива самоубийства в творчестве Андреева, как и танатологических мотивов в целом, объясняется, прежде всего, стремлением писателя постичь душевное состояние человека, установившего час собственной смерти. Как пишет современный исследователь, «оправдание изобразимости танатологических мотивов… заключается в том, что они, несмотря на безусловную связь с фактом смерти, как правило, репрезентируют не его, а явления, происходящие до и после момента кончины. Парадоксально, но для культуры важно не столько мгновение смерти, мимолетное и неуловимое, сколько танатологический дискурс: подготовка к кончине, танатологическая рефлексия, ритуалы умирания, похорон и скорби, восприятие самоубийства и убийства».
Л. Н. Андреев акцентирует внимание на раздвоении сознания Болотина, появлении второго «я», вступающего в конфликт с основным. Данный мотив звучит в рассказе «Нас двое» (1899), где герой повествует о своем душевном раздвоении: «Твой братец говорит – распущенность, Н. Н. – психопатство. Беда моя в том, что нас – два! несчастье в том, что эти два существа ненавидят друг друга». Опыт самоанализа приводит героя к мысли об органичном единстве противоположных начал в человеке: светлого и темного, возвышенного и нечистого. В дневниковой записи от 25 августа 1897 года Л. Н. Андреев размышляет о существовании собственного психологического двойника: «…вечно двоюсь, и от любви я бы хочу, чтобы одним сильным чувством она соединила двух этих людей».
Безумие в произведениях символистов часто становится символом духовного кризиса, поиска смысла и пределов человеческого разума. У Леонида Андреева, одного из выдающихся представителей символизма, эта тема тесно переплетается с размышлениями о сущности жизни, смерти и месте человека во Вселенной. В рассказе «Загадка» Андреев трактует безумие как философскую категорию, позволяющую проникнуть в скрытые глубины человеческой природы. Это состояние отражает чувство духовного одиночества, бессилия перед тайнами мироздания и жажду достижения высшего смысла. Для символистов, включая Андреева, безумие не является патологией, а выступает как необходимый опыт, открывающий новые перспективы восприятия мира.
2.2. Тема безумия в неореалистическом творчестве
2.2.1. Грань между нормой и сумасшествием в творчестве Л.Н. Андреева
В эпоху модерна, когда рушились старые ценности и привычные устои мира, тема нормы и безумия приобретала особую остроту. Леонид Андреев в своих произведениях акцентирует внимание на уязвимости человеческого сознания, которое легко переступает границы привычного восприятия. В его творчестве эта грань между нормой и безумием часто оказывается зыбкой, демонстрируя, что норма является условной категорией, зависящей от контекста и восприятия. а рубеже XIX–XX веков тема сумасшествия и безумия приобрела особую актуальность в литературе, что связано с общим кризисом рационалистического мировоззрения, научными открытиями в области психиатрии и интересом к глубинам человеческой психики. Писатели этой эпохи исследовали безумие как феномен, отражающий внутренний мир человека и противоречия окружающего общества. Чехов обращается к теме безумия в рассказах «Палата №6» и «Черный монах». В «Палате №6» он рассматривает безумие через призму социальной несправедливости и человеческой жестокости. Герой Иван Дмитрич — воплощение человека, сломленного обстоятельствами, а доктор Рагин, постепенно сходящий с ума, становится символом трагического осознания бессмысленности жизни. Чехов показывает, как тонка грань между нормой и патологиями, как общество может быть источником безумия. В «Черном монахе» тема безумия раскрывается через конфликт между вдохновением и реальностью. Герой, видящий мистического монаха, переживает творческую эйфорию, но она заканчивается трагическим разладом с действительностью. Чехов размышляет о границах сознания, о цене гениальности и о том, как мир влияет на душевное здоровье.
Мотив безумия занимает центральное место в художественном мире Андреева. Его интерес к пограничным состояниям психики, фигуре героя-безумца и философскому осмыслению «безумия мира» проявляется в самых разных произведениях. Символичным воплощением этой темы становится образ сумасшедшего дома, который повторяется в ряде его текстов.