Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мировые суды в Российской Федерации являются основным звеном судебной системы судов общей юрисдикции. Однако эффективность осуществления мировыми судами правосудия во многом определяется уровнем организации судебной деятельности, сбалансированностью состава, представляющего структуру каждого из этих судов.
Создание эффективного механизма судебной защиты предполагает трансформацию государственных служащих в местных судебных структурах с целью превращения их в эффективных исполнителей государственных функций по обеспечению правосудия. Для выполнения этой задачи основополагающей является концепция судебного администрирования, влияющая на исполнительную деятельность судов посредством организационно-административных методов.
Объект исследования являются общественные отношения, регулирующие особенности института мировых судей.
Предметом исследования являются нормы гражданского права, регулирующие особенности значения, места в судебной системе РФ и компетенции мировых судей.
Цель работы является анализ значения, места в судебной системе РФ и компетенции мировых судей.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.рассмотреть правовые основы института мировых судей;
2.определить место института мировых судей в судебной системе РФ;
3.проанализировать компетенций мирового судьи;
4.выявить проблемы реализации компетенции мировых судей при анализе правоприменительной практики.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования Конституция РФ; ГК РФ, иные материалы юридической практики.
Обзор законодательства. При написании курсовой работе были проанализированы следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"; Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"; Приказ Верховного Суда РФ № 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 234 от 10.08.2015.
Степень исследованности. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Апкаликов Ю.И., Андреева Т.К., Курочкин С.А., Медведева Е.Ю., Могилевский Г.А., Обливанцева Д.В., Липатова А.С., Потапенко Е.Г. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании развития института мировых судей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ И МЕСТА В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ ИНСТИТУТА МИРОВЫХ СУДЕЙ
1.1.Правовые основы института мировых судей
Институт Мирового суда является элементом судебной системы Российской Федерации, который приближен к населению и обеспечивает гражданам доступ к правосудию. Важной особенностью мировых судов является то, что их деятельность регулируется не только законами федерального уровня, но и законами субъектов Российской Федерации. Необходимо остановиться на вопросах в этой области, которые определяют правовой статус мировых судей. Действующее законодательство Российской Федерации рассматривает мирового судью как судью с общими полномочиями, а также в некоторых гражданских, административных и уголовных делах, за исключением случаев, связанных с лишением свободы на срок до трех лет .
Мировые судьи определены законодателем как суды субъектов Российской Федерации. Это проявляется в том, что назначение мировых судей (или их избрание), организация их деятельности регулируются и региональным законодательством .
Каждый регион РФ несет бремя организационно-технического обеспечения функционирования мирового судьи (выплата заработной платы работникам аппарата мирового судьи, обеспечение помещениями, их ремонт и техническое обслуживание) оборудование, канцелярские принадлежности, почтовые и фирменные товары и т.д. Однако, несмотря на это, они тесно интегрированы в федеральную систему судов общей юрисдикции.
Мировые судьи в Российской Федерации - это судьи общей юрисдикции субъектов РФ, осуществляющие свои полномочия на территории судебного участка в составе судебного района, входящие в единую систему судов общей юрисдикции и занимающие положение первого (низового) звена этой системы .
Значение института мировых судей заключается в следующем:
-обеспечение доступа населения к правосудию. Мировые судьи обеспечивают надёжную судебную защиту, особенно в условиях географической обстановки, которая серьёзно ограничивает возможность обращения в суд за защитой прав и свобод (суровые климатические условия, огромные расстояния и т.д.);
-оптимальное распределение нагрузки на суды общей юрисдикции. Мировые суды берут на себя сравнительно большой объём дел, что способствует разгрузке районных судов.
Правовые основы деятельности института мировых судей РФ включают:
1.Конституцию РФ. В ней установлено, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Основной закон является фундаментом для регулирования деятельности мировых судей в специальных нормах.
2.Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». Он устанавливает, что порядок организации и деятельности мировых судей определяется федеральными законами, а их назначение (избрание) и деятельность - также и региональным законодательством.
3.Федеральный закон от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации». В пределах своей компетенции мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
4.Федеральный закон от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». На мировых судей распространяются все требования, предъявляемые к ним в соответствии с законодательством, гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.
5.Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и региональное законодательство. Они регламентируют правовой статус и организацию деятельности мировых судей, базируясь на общих подходах и принципах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Структура судебного участка представлена в Приложении .
1.2.Место института мировых судей в судебной системе РФ
Правовые основы места института мировых судей в судебной системе РФ закреплены в Федеральном законе от 17.12.1998 №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Согласно закону, мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Они осуществляют правосудие по определённым гражданским, административным и уголовным делам, за исключением случаев, по которым наказание превышает три года лишения свободы.
Специфика института мировых судей в том, что они выступают только в качестве судей первой инстанции и выполняют свои функции в пределах закреплённых за каждым из них территорий судебных участков.
Правовой статус мирового судьи в России носит двойственный характер. С одной стороны, он является судьёй общей юрисдикции субъекта РФ, его поведение зависит от содержания регионального законодательства. С другой стороны, законодатель признаёт его полноправным носителем судебной власти, элементом единой судебной системы России, принимающим судебные решения от имени Российской Федерации.
Институт мировых судей влияет на судебную систему РФ следующим образом: приближает органы судебной власти к населению и обеспечивает доступность правосудия для граждан; разгружает районное звено судебной системы от работы по мелким делам; ускоряет осуществление правосудия в стране, снижая нагрузку в федеральных судах.
Мировые судьи составляют часть единой судебной системы РФ и относятся к судьям общей юрисдикции в субъектах РФ. Их деятельность регулируется совместно Российской Федерацией и её субъектами. Согласно Конституции РФ, федеральные суды и мировые судьи финансируются из единого источника - федерального бюджета. Это одна из существенных гарантий, которая призвана обеспечить эффективное и независимое правосудие в России .
Рассмотрим должностные инструкции сотрудников Судебного участка мирового судьи. Работу мирового судьи организует аппарат, состоящий из трех человек: помощника мирового судьи, секретаря суда и участкового секретаря.
Секретари подготавливают документы и ведут протоколы.
С документальной точки зрения важно вести официальную запись судебного разбирательства и любых документов, полученных мировым судьей или в самом здании суда. Все документы должны надлежащим образом регистрироваться и храниться, а содержащиеся в них данные должны включаться в отчеты для статистических целей и для еще более эффективного отправления правосудия в будущем.
К сотрудникам аппарата предъявляются следующие требования:
Уровень профессионального образования предусматривает высшее образование - бакалавр, направление «Правоведение».
Базовые знания:
-государственный язык Российской Федерации (русский язык);
Конституция Российской Федерации;
-законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе;
-антикоррупционное законодательство Российской Федерации;
-информационные и коммуникационные технологии;
-основы делопроизводства и документооборота;
Основные навыки:
-соблюдать этику делового общения;
-планировать и рационально использовать рабочее время;
-навыки коммуникации;
-повысить свой профессиональный уровень;
-в сфере информационных и коммуникационных технологий.
Навыки, основанные на специфике, учитывают:
-мыслить систематически;
-получение результата;
-работа в стрессовых условиях;
Отсюда делаем вывод, что каждый субъект федерации имеет право самостоятельно менять дела и обязанности между работниками мирового суда в зависимости от загруженности и необходимости.
Документы планирования разрабатываются как при необходимости решения сложных комплексных задач, так и для правильной организации текущей деятельности. Текущая деятельность магистрата планируется в виде полугодовых и годовых отчетов о работе .
Источниками составления планов магистрата являются: организационно-правовые документы, распорядительная документация, решения, предложения, служебные записки, справки и другие информационно-аналитические материалы, поступающие из вышестоящих судов и органов.
Анализ документов мирового суда показал, что в деятельности возникают различные системы документации. Различают основные группы документов: организационно-распорядительные документы; личные документы; справочная и информационно-плановая документация.
Итоги первой главы исследования.
Мировые судьи - судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, которые входят в единую судебную систему страны. Цель института мировых судей - обеспечение доступности правосудия, приближение суда к населению, упрощение процедуры рассмотрения несложных дел.
Важным нормативным правовым актом в деятельности мировых судей является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, целями которого являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты прав, свобод и законных интересов лиц.
В системе федерального конституционного законодательства особое значение имеет Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ.
Одним из основных нормативных актов в сфере деятельности мирового суда является Федеральный закон Российской Федерации «О мировых судах в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ.
Статья 1 предусматривает, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Мировой суд как государственное учреждение имеет следующие характеристики: статус местного органа государства и суда первой инстанции; ограниченная юрисдикция; использование определенных упрощений при реализации государственных функций. Согласно устоявшемуся определению, «магистрат» - это должностное лицо, назначаемое центральными или местными органами власти и лично осуществляющее правосудие. Институт магистрата часто определяют как совокупность специальных должностных лиц (магистратов) и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (аппарат магистрата), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих их функционирование. , а также собственно судебные отделы мировых судей (фактически имеющие статус однокомпонентных мировых судов).
ГЛАВА 2.КОМПЕТЕНЦИЯ МИРОВЫХ СУДЕЙ
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации: // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ О мировых судьях в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
4. Федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ – 1996. - № 3. - Ст. 144
5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - № 30. - Ст. 1792.
Научная и учебная литература
6. Боков, К. И. Мировые судьи вносят значительный вклад в совершенствование юридической защиты прав и свобод человека / К. И. Боков // Судья. – 2024. – № 11(167). – С. 4-6.
7. Васильева, Т. В. Мировые судьи как новое звено в системе судов общей юрисдикции / Т. В. Васильева, О. В. Савинкина // Заметки ученого. – 2023. – № 9. – С. 206-209.
8. Горелкина, А. А. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации // Молодой ученый. 2022. № 2 (397). С. 275-277.
9. Булгаков С.Н. Мировые судьи // СПС КонсультантПлюс. 2024.
10. Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 298 с.
11. Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс. 2021.
12. Как составить и подать жалобу на постановление мирового судьи? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
13. Как составить исковое заявление в мировой или районный суд общей юрисдикции // СПС КонсультантПлюс. 2024.
14. Ондар, А. О. Мировые судьи и их место в системе судов общей юрисдикции / А. О. Ондар // Студенческий вестник. – 2024. – № 1-5(287). – С. 15-16. – EDN FRBVAJ.
15. Правоохранительные и судебные органы : учебник для среднего профессионального образования / В. П. Божьев [и др.] ; под общей редакцией В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 296 с.
16. Саулина, А. Р. Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации / А. Р. Саулина // Молодой ученый. – 2022. – № 2(397). – С. 328-329.
17. Скорев, В. А. Судебная система Российской Федерации : учебное пособие для вузов / В. А. Скорев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 98 с.
18. Чашкова С.Ю. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства как способ защиты прав подопечных и его значение при удостоверении сделки по отчуждению недвижимого имущества подопечных // Нотариальный вестник. 2021. № 4. С. 40 - 55.