Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в рамках реализации действующего Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) процесс обучения детей осуществляется посредством физического, интеллектуального, личностного, культурного развития и формирования учебной мотивации.
В «Программе дошкольного воспитания и обучения» особое значение придается физическому воспитанию дошкольников, в основе которого лежит знание возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей дошкольников.
Физическое воспитание считается одним из приоритетных направлений образовательного процесса, так как от физического состояния ребёнка зависит его здоровье, познавательный интерес и учебные достижения. Именно поэтому педагоги не перестают исследовать особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.
Научное обоснование методики физического воспитания дошкольников нашло отражение в работах Э.Й. Адашкявичене, JI.H. Волошиной, Г. Домана, А.Н. Ноткиной и мн. др.
Многочисленные исследования отмечают тот факт, что в дошкольном возрасте многие дети не способны овладеть качественными двигательными движения. Это можно объяснить, в первую очередь, возрастными особенностями дошкольников, низкой концентрацией внимания, слабой сосредоточенностью, неокрепшей опорно-двигательной системой. В связи с этим существует необходимость в поиске эффективных методов организации двигательной активности дошкольников.
Актуальность темы исследования определяется разрешением противоречия между необходимостью развития двигательной активности у дошкольников и поиска эффективных методов развития двигательной активности, используемых педагогами.
Цель исследования – рассмотреть особенности работы воспитателя по развитию двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Объект исследования – процесс развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности работы воспитателя по развитию двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни.
Задачи:
1. Охарактеризовать особенности двигательной активности у детей дошкольного возраста;
2. Изучить методы развития двигательной активности у детей дошкольного возраста;
3. Определить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
5. Разработать методическое рекомендации организации работы воспитателя по развитию двигательной активности у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической и периодической литературы.
- эмпирические – диагностика, педагогический эксперимент.
База исследования:
Практическая значимость исследования: представленный в работе материал может быть использован воспитателями в развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. Теоретический анализ организации работы воспитателя по развитию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности двигательной активности в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст считается самым энергичным периодом в жизни детей. В это время ребёнок начинает первый раз ходить, бегать, прыгать. Всё это даётся ему с большим трудом. Но в тоже время такая двигательная активность позволяет ребёнку развиваться. Это объясняется тот факт, что в основе жизни заложено движение [6].
Исследования в области биологии, медицины, физиологии рассматривали различные аспекты движения как жизненного процесса. В науке его ассоциируют со следующими синонимами «двигательная активность», «психомоторная активность», «физическая активность».
Исследователь А. Г. Щедрина показала связь двигательной активности и общего развития ребенка. В процессе движения ребёнок учится управлять своим телом, развивает зрительно-пространственные и моторные навыки. Движения позволяют развивать и психические качество такие как внимание, память [7].
Подобное доказывает, что движение- это физиологическая потребность организма, которая обеспечивает развитие всех органов.
Физическое развитие человека определяется несколькими психофизическими качествами: силой, выносливостью, быстротой, ловкостью. Каждое из этих физических качеств развивается на протяжение дошкольного и школьного возраста [2].
Начальное формирование всех движений происходит именно в раннем возрасте. В это же время учёные отметили и их бурное развитие в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка активно растёт тело, увеличивается его масса и, как следствие, мышцы и сила, происходят изменения в опорно-двигательной аппарате. Из-за такого быстрого роста дети не всегда способны управлять своим телом. Многие сложные движения выполняются детьми неловко.
В. Г. Фролова в своих исследованиях изучала развитие количественных движений в разные годы жизни ребёнок. Автором было выделено, что ребенок 5 лет способен выполнить 67 упражнений за минуту, а в 6 лет это число варьируется от 70 до 74 движений. В возрасте 7 лет ребёнок уже способен выполнить 82 упражнения в минуту [2].
Наибольшая двигательная активность у детей наблюдается на свежем воздухе.
Дети 6-7 лет наиболее активные и обладают значительными двигательными качествами. У детей много энергии. Они способны энергично двигаться в течение 30 минут. Но несмотря на повышенную активность у детей отмечается низкие показатели качественности в движениях:
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку [7], [9].
К базовым проявлениям ловкости относят формы управления своим телом и движениями. В основе физиологических процессов лежат нервные реакции организма, которые имеют индивидуальный характер и определяют уровень развития проявления ребенком темпа, амплитуды и характера движений, их направление, обеспечиваемое сокращением и расслабление мышц. Поэтому уровень развития ловкости в большей части зависит от уровня развития нервной системы, нежели от морфологических и биологических характеристик [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, Т. Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет: развернутое перспективное планирование по программе под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т.Г. Анисимова. – М.: ИЛ, 2020. - 610 c.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. -Москва . : Академия, 2020. - 416 с. - ISBN: 5-7695-0581-8.
3. Бурханова, И. Ю. Игротехнологии в физкультурном образовании школьников / И. Ю. Бурханова, В. Л. Скитневский // Физическая культура в школе. – 2022. – № 3. – С. 2-5.
4. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - Москва : Гуманит.изд.центр Владос, 2021. – 175 c. - ISBN 5-691-00186-8.
5. Грибановская, Л. А. Мячи разные нужны, мячи разные важны! : физкультурный досуг / Л. А. Грибановская // Дошкольное воспитание. – 2021. – № 8. – С. 49-52.
6. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: учебник для вузов / Г.В. Гуровец, В.И. Селиверстов . – Москва: ВЛАДОС, 2019. - 433 с. - ISBN: 978-5-691-01931-9.
7. Гучанова, А. С. К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79605/ (дата обращения: 22.05.2024).
8. Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей дошкольников / И. В. Демидова // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67773/ (дата обращения 19.05.2024).
9. Казакова, О. А. Особенности развития двигательной активности у детей-шестилеток / О.А. Казакова / Интернет-журнал Науковедение. – 2020. – Т. 7. – №. 3 (28).-С. 71-74.
10. Казина, О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы: моногр. / О.Б. Казина. – Москва : ВКТ, Академия Развития, 2019. - 144 c.
11. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. – 2019. - №: 1. - с. 15-19.
12. Кустова, И. А. Программное обеспечение занятий по физической культуре в детском саду детей 6-7 лет / И. А. Кустова, А. В. Старостина // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа : монография. – Петрозаводск : Новая наука, 2021. – С. 132-155.
13. Литвинова, М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей шестого года жизни: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / М.Ф. Литвинова. – Москва, 2020. – 98 с.
14. Мартынова, Е. А. Физическая культура. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-7 лет по программе "Детство" / Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова, Н.Р. Кислюк. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 304 c.
15. Наливкина, Ю. М. Новые методы и приемы организации физического воспитания дошкольников / Ю. М. Наливкина // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 60-63. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13272/ (дата обращения 18.10.2024).
16. Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина // Молодой ученый. — 2019. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35353/ (дата обращения 21.05.2024).
17. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 112 с. – (Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»).
18. Сорокина, Е.Л. Специфика методов и средств для развития ловкости у школьников младших классов / Е.Л. Сорокина, Т.И. Шишкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2021. - №XVIII. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-metodov-i-sredstv-dlya-razvitiya-lovkosti-u-shkolnikov-mladshih-klassov (дата обращение 20.05.2024).
19. Сосуновский, В. С. Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников / В. С. Сосуновский, А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 11. – С. 68-70.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2019. – 45 с.
21. Хижняк, О. В. Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде / О. В. Хижняк, Я. А. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66205/ (дата обращения: 22.05.2024.