Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоги считаются основным источником формирования доходной части бюджета Российской Федерации. Физические лица в Российской Федерации облагаются несколькими видами налогов, но основным налогом, который платят все граждане, является налог с физических лиц.
Налоговая политика в любой стране мира существует для того, чтобы экономические субъекты на ее территории четко понимали существующие «правила игры» и имели возможность долгосрочно планировать свою деятельность, исходя из понимания того, как эти правила будут меняться в будущем. Как любая политика государства, она должна иметь свои стратегические цели и задачи, которые должны воплощаться в конкретные предложения по изменению законодательства и настройке правоприменительной практики. К сожалению, сегодня очень трудно найти какие-либо документы, в которых российское государство заявляло бы о своих приоритетах в налоговой сфере. Ярким примером непредсказуемости налоговой системы несмотря на неоднократные заявления руководства правительства и Минфина является ситуация с неизменностью налоговой нагрузки на бизнес.
Облагая налогом доходы налогоплательщика, государство может использовать ряд инструментов, позволяющих перераспределять доходы граждан. Важное место среди них занимают налоговые вычеты. С их помощью при налогообложении можно учитывать трудоспособность, уровень дохода, состав семьи, характер понесенных расходов и многое другое.
Налог на доходы физических лиц является самым распространенным в мировой практике налогом, который уплачивается с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре любой налоговой системы, а также является одним из основных источников формирования доходной части бюджетной системы. В то же время, налог на доходы физических лиц носит социальный характер и воздействует на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональные и местные бюджеты субъектов Российской Федерации, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан.
Цель курсовой работы состоит в разработке предложений по совершенствованию налогообложения физических лиц в РФ.
Задачи:
дать характеристику налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации;
обосновать экономическое значение налогов физических лиц в Российской Федерации;
провести анализ динамики поступлений налогов с физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ;
сформулировать предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц в РФ.
Предмет исследования: налоги физических лиц.
Объект исследования – порядок начисления налогов физических лиц.
Методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Теоретическая основа исследования представлена учебниками, учебными пособиями, нормативно-правовыми актами, интернет-ресурсами.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
1. Теоретические основы налогообложения физических лиц в РФ
1.1. Характеристика налогов, уплачиваемых физическими лицами в Российской Федерации
Налогообложение - это процесс взимания правительством налогов с граждан и организаций для финансирования государственных нужд. Например, на здравоохранение, социальную защиту или образование [6].
Физические лица в России обязаны платить налог, транспортный налог, налог на имущество и налог на имущество физических лиц, кроме того, обязательные отчисления из начисленной заработной платы работника производятся в фонды– Социальный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Из этих взносов формируются пенсия, выплаты по медицинскому страхованию и социальные пособия.
Налогоплательщиками являются физические лица, получающие доход из источников, расположенных на территории Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В этом случае налогоплательщик получает статус налогоплательщика-нерезидента или нерезидента в зависимости от времени его пребывания в России.
Лицо, являющееся резидентом России не менее 183 календарных дней подряд в течение следующих 12 месяцев подряд, признается налоговым резидентом. Таким образом, статус гражданина-резидента для целей налогообложения может быть присвоен иностранному государству, а гражданин России может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на прибыль (НДФЛ) физических лиц. Объектом налогообложения для физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует единая шкала налогообложения доходов физических лиц: это означает, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. При этом российским законодательством установлены разные ставки налога на прибыль для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц-налоговых резидентов-от трудовой деятельности облагаются налогом по ставке 13%. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях по продвижению товаров, работ и услуг облагаются налогом в размере 35%. Даже при ставке 35% в некоторых случаях процентный доход от депозитов в российских банках и доход в виде материальных выгод будут облагаться ставкой налога.
Иностранцы платят налог в размере 13% от дохода от трудовой деятельности, 15% от дохода в виде дивидендов от участия в российских организациях и 30% от всех других видов дохода.
С точки зрения налогообложения существует значительная разница между резидентами и нерезидентами. Таким образом, налогоплательщики-резиденты уплачивают налог с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты платят налоги только с доходов, полученных из источников в Российской Федерации. Физические лица обязаны помимо заработной платы, указанной в трудовом договоре, подавать в налоговые органы отчет о своих доходах. Для этого заполняется налоговая декларация.
Декларация о доходах предоставляется в налоговую инспекцию:
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, - на основе доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой, на основе доходов, полученных от такой деятельности;
физические лица-на основании вознаграждений, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми агентами, на основании гражданско-правовых договоров, включая доходы от договоров аренды или аренды любого имущества;
физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, находящегося в собственности этих лиц;
физические лица-налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы из источников за пределами Российской Федерации, исходя из сумм этих доходов;
физические лица, получающие другие доходы, при получении которых налог не удерживался налоговыми агентами-исходя из сумм этих доходов;
Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других игр, исходя из сумм этих выигрышей.
Индивидуальные предприниматели занимают особое место среди налогоплательщиков, поскольку, с одной стороны, они являются самозанятыми налогоплательщиками этого налога, а с другой - являются налоговыми служащими, то есть они платят налоги как с доходов, выплаченных другим гражданам (кроме предпринимателей), так и с их доходов. Транспортный налог уплачивается физическими лицами, владеющими транспортными средствами. Транспортное средство является объектом налогообложения. Расчетной базой для расчета транспортного налога является мощность двигателя.
Налог на имущество уплачивают физические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненной наследственной собственности. Налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами, имеющими право собственности на недвижимость в виде объектов недвижимости – жилых помещений (квартир, комнат), домов, гаражей, парковочных мест в гаражах, коттеджах и других зданиях, сооружениях, сооружениях, помещениях.
1.2. Экономическое значение налогов физических лиц в Российской Федерации
Экономическое значение налогов физических лиц в Российской Федерации заключается в следующем:
1. Пополнение бюджетов всех уровней. Налоги являются основным источником доходов бюджетной системы и создают финансовую основу для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
2. Регулирование доходов населения. Собирая налоги с доходов и имущества физических лиц, государство контролирует доходы граждан и сглаживает различия в доходах населения и, как следствие, имущественное неравенство и причины возможной социальной напряженности.
3. Содействовать развитию отдельных отраслей и регионов. С помощью налогов можно стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых общество заинтересовано, способствовать развитию предпринимательства.
Современное налогообложение имеет несколько классификационных характеристик. Основными показателями в этой области являются финансово-экономические показатели, в том числе:
методы выхода являются косвенными и прямыми;
передача налоговой нагрузки – прямо и косвенно;
методы налогообложения-налоги с юридических или физических лиц, а также налоги в целом;
налоговая единица - расчетная экономика и налоги;
налоговая ставка - рекурсивный налог, прогрессивный налог, пропорциональный, кратный или твердый налог по определенной метрике;
сфера применения - специальные и обязательные налоги;
способ выражения - безналичный и наличный налог. Источник (как общее свойство) - расходы или налоги на доходы.
Кроме того, экономическое содержание налога не исключает его рассмотрения с использованием административно-правовых функций. В этом случае в качестве права пользования используются принципы разделения платежей, структурного и административного уровней, способов передачи и др. Будет выделяться.
Менее значимая техническая классификация отражает временные и пространственные характеристики применения налоговой системы, включая частоту, время и место сбора налогов. Виды налогооблагаемых статей невозможно определить параметры степени налогового контроля без учета финансовой нагрузки на конкретный объект. Основными объектами налогообложения являются:
Как правило, группы товаров относятся к категории потребительских товаров-например, к ним относятся алкоголь, этанол, некоторые виды парфюмерии и косметики и др. [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
3. Айтхожина Г. С. Реформирование налогового контроля в РФ // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. /2018. - № 4. -С. 5-10
4. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран / И.М. Александров. – М.: Боратор-Пресс, 2016. – 191 с.
5. Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д. – Налоги и налогообложение: Учебник для бакалавров – М.; Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 300с.
6. Анисимов А.Л. Эффективность налогового администрирования в налоговой системе Российской Федерации // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. – №1 (57). – С. 24−30.
7. Антипова О. М. Анализ эффективности контрольной работы налоговых органов /О. М. Антипова //Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.- практ. конф. – 2017. – № 4(19). – с. 66-69.
8. Баташаева Ф. А. Понятие и роль налоговых проверок в системе налогового права // Молодой ученый. -2017.-№21.- С. 353
9. Безруков Г. Г. Налоговый контроль трансфертного ценообразования // Управленец. - 2017.- №1.- С. 28-32
10. Безруков Г. Г. Сущность налогов и налогового контроля // Известия Уральского государственного экономического университета. -2016.-№1.- С. 47-52
11. Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой ученый. – 2018. – №20. – С. 266–269.
12. Бондарева Н.А. Трансформация территориальных налоговых органов // «Актуальные вопросы теории и практики налогообложения: интеграция российского и зарубежного опыта». Международная научно-практическая конференция. Издательский дом «Научное обозрение». - 2018. - С. 105 - 121.
13. Витязева Т.А. Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования / Т.А. Витязева, К.Н. Абдуллаева // Молодой исследователь Дона. – 2018. – № 1 (10). – С. 113-115.
14. Владыка, М.В. Налоги и налогообложение: Учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; Под общ. ред. В.Ф. Тарасова. - М.: КноРус. -2017. - 488 c.
15. Выездные налоговые проверки // Имущественные отношения в РФ. Экономика и экономические науки. -2017.- №5.-С. 60-64
16. Государственная политика в части противодействия налоговой преступности получила новый импульс [Интервью с И.Н. Соловьевым] // Налоговый вестник - Консультации. Разъяснения. Мнения. 2018. - № 9.- С.10- 17.
17. Зозуля, В.В. Налогообложение природопользования: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.В. Зозуля. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 257 с.
18. Карелина О.И. Концептуальные вопросы развития внешнего и внутреннего государственного финансового контроля в России. — М.: Успехи современного естествознаний. – 2016– №1. – С. 48–52.
19. Коноваленко С.А. Учетно-аналитическое обеспечение выявления фактов нарушения налогового законодательства / С.А. Коноваленко, Н.Н. Борычева // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. – 2018. – №7. – С. 164-168.
20. Курбатов Т.Ю. О формах и методах налогового контроля // Финансовое право. - 2018. - № 4. - С. 46-48.
21. Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства. М. : Норма, 2018. – 420 с.
22. Лукин А. Г. Основные проблемы государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительной властью в РФ — М.:Финансовая аналитика. –2017. – № 235. – С. 64-70.
23. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л.Н. Лыкова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 353 с.
24. Майбуров И.А. Налоговая политика. Теория и практика / Под редакцией И.А. Майбурова. – М.: Юнити, 2016. – 360 с.
25. Малис Н.И. Новые направления налогового контроля и доходная база бюджетов всех уровней / Н.И.Малис, Л.П.Грундел //Финансы. - 2017. - № 10. - С.45-50.