Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению лексических средств, отражающих образ России в контексте культуры отмены в современных англоязычных СМИ.
Актуальность исследования.
Вопрос использования различных лексических средств, отражающих образ России в контексте культуры отмены в современных англоязычных СМИ, изучался многими учеными. Культура отмены представляет собой специфическое явление, при котором какой-либо объект либо отвергается общественностью вообще, либо подвергается жесткой критике в связи с определенными обстоятельствами.
Объект исследования: образ России в контексте культуры отмены в современных англоязычных СМИ
Предмет исследования: лексические средства, отражающих образ России в контексте культуры отмены в современных англоязычных СМИ.
Цель исследования – проанализировать лексические средства, отражающие образ России в контексте культуры отмены в современных англоязычных СМИ.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть моделирование концепта в дискурсе;
2) охарактеризовать эмотивную лексику и принципы обеспечения экспрессивности публицистического текста;
3) описать материал и методику исследования;
4) исследовать структурные особенности отражения образа России в англоязычных СМИ в контексте культуры отмены;
5) проанализировать семантические и прагматические особенности отражения образа России в англоязычных СМИ в контексте культуры отмены.
В рамках работы для решения поставленных задач использовались следующие методы: контент-анализ, лексикографический анализ, качественный анализ, сравнительный метод.
Практическая значимость работы заключается в выявлении семантических и прагматических особенностей отражения образа России в англоязычных СМИ в контексте культуры отмены.
Структура исследования представляет собой введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы.
Во введении раскрывается актуальность исследования темы, определяются цель, задачи, объект и предмет, а также основные методы исследования.
В первой главе рассматривается моделирование концепта в дискурсе, а также эмотивная лексика и принципы обеспечения экспрессивности публицистического текста
Во второй главе анализируются структурные особенности отражения образа России в англоязычных СМИ в контексте культуры отмены, а также семантические и прагматические особенности отражения образа России в англоязычных СМИ в контексте культуры отмены.
В заключении описываются общие итоги всего исследования.
После заключения приводится список использованной литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ ОБРАЗА РОССИИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ
1.1. Моделирование концепта в дискурсе
Каждый текст характеризуется определенным информативным кодом, отражающим его лингвокультурные особенности, обусловленные спецификой топонима, которому посвящена та или иная публикация.
Культурный код каждого текста характеризуется определенными особенностями, которые отмечает в своей работе А.П. Садохин, указывающий на то, что каждая языковая культура через вербальные и невербальные средства отражает определенные национальные привычки, стиль поведения, свойственный представителям конкретного этноса, особенности организации пространства и т.д. [25, с. 72].
М.М. Аймагамбетова и Г.Т. Жакупова выделяют в своем исследования понятие дискурса, под которым они понимают система определенных номинативных единиц, которая сформирована в каждом публицистическом тексте и включает в себя ряд концептов, отражающих различные стороны жизни [2, с. 55].
По мнению И.А. Даниленко, каждый текст связан с неким тематическим дискурсом, который концептуально сформирован и всегда характеризуется наличием концепт-доминанты и субдоминанты. В текстах урбанистической направленности, в частности, «урбанистика» всегда является концепт-доминантой, а «архитектура» играет роль субдоминанты [9].
Под концептом в научной литературе понимается определенная смысловая категория, которая выражается в специальных лексических единицах конкретного языка, которые в совокупности формируют некую художественную модель мира [20, с. 40].
Концепт всегда содержит ядро и периферийные единицы, сочетание которых позволяет выделить концепты-доминанты, под которыми понимаются те концепты, которые в ядерно-периферийной концептосфере определенного текста занимают главенствующее место [23, с. 82].
Кроме того, в каждой концептосфере выделяется такое понятие как номинативное поле концепта, под которым понимается комплекс лексических единиц, которые формально или семантически отражают сложившуюся в тексте художественную модель мира.
При этом, согласно другому определению, данное понятие обозначает те речевые средства и приемы, с помощью которых осуществляется объективизация или вербализация определенных явлений с учетом конкретного временного периода, в который они используются [12].
И.А. Стернин выделяет в своем исследовании три основных этапа, на которых строится процесс моделирования концепта, в частности [28, с. 123]:
1) формирование макроструктуры создаваемого концепта, которая основана на соответствии ряда познавательных признаков информационному и художественному компонентам, а также определение их места и роли в структуре всего концепта;
2) обозначение структуры концепта категориального характера, которая обусловлена тем, какие познавательные классификационные признаки осуществляют концептуализацию явления или предмета, а также составление их иерархии в структуре концепта;
3) создание полевой структуры концепта, которое связано с выделением ядра, а также периферий различной отдаленности от ядра.
Каждый концепт доминант, который существует в тексте, имеет собственный информативный код – комплекс лексических единиц и их грамматических соединений, являющихся основой для построения номинативного поля концепта-доминанта.
В рамках информативного кода концепта-доминанта исследователи выделяют целый ряд понятий, посредством которых этот код может анализироваться и оцениваться.
Например, пространственные лексические единицы и грамматические сочетания в тексте обозначаются как проксемы. При этом отмечается, что проксемы, которые используются в тексте, могут дифференцироваться на два основных типа – с вертикальной и горизонтальной осями [Огнева 2021, с. 55].
Те номинанты, которые имеют отношение ко времени (или темпоральной организации художественного пространства) называются в научной литературе хронемами [22, с. 138].
Для обозначения цветовых характеристик пространства используются колоративы, которые могут представлять собой указание на конкретные, реально существующие цвета, или описываться лексическими единицами, которые формируют цвет в воображении читателя [16, с. 503].
В рамках описания пищи в текстах авторы используют глютонимы. При этом нужно отметить, что это не только те лексические единицы, которые непосредственно обозначают продукты питания, это слова или словосочетания, которые прямо или косвенно относятся к лексико-семантическому полю «Пища». В частности, особое внимание уделяется тем лексическим единицам или их грамматическим соединениям, которые обозначают запахи пищи или ассоциируются у читателей с ними [4, с. 23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, Н.В., Щербакова, Е.Н., Сваницкая, И.И. Категория эмотивности как предмет мультидисциплинарного исследования: история и современные подходы / Н.В. Абакумова, Е.Н. Щербакова, И.И, Сваницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и языкознания». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 70–82.
2. Аймагамбетова, М.М., Жакупова, Г.Т. Информативно-коммуникативная природа культурного кода в медиадискурсе (на примере казахстанской прессы) / М.М. Аймагамбетова, Г.Т. Жакупова // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Филология. – 2020. – № 4 (133). – С. 55–64.
3. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. Учебное пособие / Н.Ф. Алефриенко. – М.: Флинта, 2022. – 350 с.
4. Афонина, А.Н. Глютонимы современного немецкого языка / А.Н. Афонина // Научный потенциал. – М., 2012. – С. 23–29.
5. Баребышева, А.П., Гусева, М.М., Заврагина, Ю.А. Принципы эмоционального отражения литературной реальности в художественных текстах: методологические подходы / А.П. Баребышева, М.М. Гусева, Ю.А. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современно гуманитарной науки». – Волгоград: Волжский государственный университет, 2022. – С. 42–54.
6. Владимирова, А.В. Эмотивность как самостоятельная лингвистическая категория / А.В. Владимирова // Сборник статей Сибирского федерального университета. Филологические науки. – Новосибирск: Издательство Сибирского федерального университета, 2019. – URL: https://novainfo.ru/article/16179 (дата обращения: 25.11.2024).
7. Волкова, А.Е. Проблемы выражения эмоций в языке и художественных текстах / А.Е. Волкова // Молодой ученый. – 2021. – № 16(358). – URL: https://moluch.ru/archive/358/80075/ (дата обращения: 25.11.2024).
8. Герасименко, И.Е., Тютрина, О.М. Эмотивность как лингвистическая категория / И.Е. Герасименко, О.М. Тютрина // Молодой ученый. – 2016. – № 13 (117). – URL: https://moluch.ru/archive/117/32368/ (дата обращения: 25.11.2024).
9. Даниленко, И.А. Выявление концептов-доминант в художественном тексте / И.А. Даниленко // Вестник Московского государственного областного университета. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-kontseptov-dominant-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 25.11.2024).
10. Демидова, М.А., Сонорская, В.В., Чугайлова, М.И. Эмотивность речи как характерологический признак коммуникации / М.А. Демидова, В.В. Сонорская, М.И. Чугайлова // Проблемы современной коммуникации. – 2021. – № 7. – С. 40–47.
11. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В.З. Демьянков // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. – С. 606–609.
12. Клименко, А.В. Особенности построения номинативного поля концепта / А.В. Клименко // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18948 (дата обращения: 10.06.2024).
13. Колесов, С.Г. Психологический тип в психологии / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-tip-v-psihologii (дата обращения: 25.11.2024).
14. Колпакова, Е.П., Хрисанфова, В.В., Желудков, Н.А. Эмотивность речевого высказывания как предмет психолингвистического исследования / Е.П. Колпакова, В.В. Хрисанфова, Н.А. Желудков // Вестник Ивановского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 34–43.
15. Кулакова, В.М., Щетинина, А.А., Моисеенко, М.А. Основные характеристики речевого высказывания: научные подходы к исследованию проблемы / В.М. Кулакова, А.А. Щетинина, М.А. Моисеенко // Вестник Самарского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 66–78.
16. Кульпина, В.Г. Теоретические аспекты лингвистики цвета как научного направления сопоставительного языкознания. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / В.Г. Кульпина. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2002 – 198 с.
17. Ломаченкова, М.Б., Фартутдинова, И.И., Смирницкая, Е.Н. Проблемы эмоционального восприятия современных литературных произведений: социальный и психологический аспекты / М.Б. Ломаченкова, И.И. Фартутдинова, И.И. Смирницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные социальные, культурные и психологические проблемы современного общества: вопросы и ответы». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2022. – С. 30–38.
18. Майданова, Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку: для студентов-журналистов / Л.М. Майданова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993. – 348 с.
19. Марьянова, А.С., Коноваленко, М.И., Пирогова, А.С. Эмотивность в художественных текстах: проблемы и перспективы: методология исследования / А.С. Марьянова, М.И. Коноваленко, А.С. Пирогова // Вопросы литературоведения. – 2021. – № 5. – С. 88–101.
20. Огнева, Е.А. Архитектоника научно-популярного концепта-доминанты «географические открытия» в свете интерпретативного моделирования / Е.А. Огнева // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. – 2021. – Т. 7. № 2. – С. 82–95.
21. Огнева, Е.А. Концепты-доминанты как информативные конструкты текстовых миров / Е.А. Огнева. – М.: Эдитус, 2019. – 320 с.
22. Огнева, Е.А. Темпоральная архитектоника концептосферы художественного текста / Е.А. Огнева // Приоритетные направления лингвистических исследований: общетеоретические, когнитивные, коммуникативно-прагматические и функционально-грамматические аспекты языка. Коллективная научная монография / Под ред. А.Г. Бердниковой. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 138–150.
23. Огнева, Е.А. Типология текстовых проксем в свете романо-германского перевода / Е.А. Огнева // Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (78). – С. 55–68.
24. Розенталь, Д.Э., Голуб, М.А., Теленкова, М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, М.А. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 458 с.
25. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: Кнорус, 2014. – 560 с.
26. Сагайдачная, М.М. Психотипы личности и акцентуации характера / М.М. Сагайдачная // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2020/03/03/psihotipy-lichnosti-i-aktsentuatsii-haraktera (дата обращения: 25.11.2024).
27. Соболева, А.В. Классификации оценочной лексики: критерии и виды / А.В. Соболева // Вестник Тульского государственного университета. – 2023. – № 4. – С. 45–56.
28. Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика. Учебное издание / И.А. Стернин. – М.: АСТ «Восток-Запад», 2007. – 540 с.
29. Телицына, Е.Л. К вопросу о разграничении понятий эмоциональность, оценочность и экспрессивность / Е.Л. Телицына // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy-emotsionalnost-otsenochnost-i-ekspressivnost?ysclid=ltzhnj5a3s922289386 (дата обращения: 25.11.2024).
30. Ульянова, М.А. Категория эмотивности как лингвистическое понятие и основные подходы к ее изучению / М.А. Ульянова // Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-emotivnosti-kak-lingvisticheskoe-ponyatie-i-osnovnye-podhody-k-ee-izucheniyu (дата обращения: 25.11.2024).
31. Чепурченко, А.А., Ситникова, Л.Д., Валинбаева, Ю.С. Современные подходы к исследованию эмотивности художественных текстов: классификация приемов и характер применения различных языковых средств в ситуации трансформации литературной реальности / А.А. Чепурченко, Л.Д. Ситникова, Ю.С. Валинбаева // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Филология и лингвистика. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2022. – С. 95–107.
32. Шаховский, В.И. Дихотомия «эмоциональность» vs «эмотивность» в научном дискурсе / В.И. Шаховский // Слово – сознание – культура: сб. науч. тр. сост. Л.Г. Золотых. – М. : Флинта : Наука, 2006 – С. 304–309.
33. Alefirenko, N.F., Stebunova, K.K. Linguo-philosophic substance of a symbolanthropology / N.F. Alefirenko, K.K. Stebunova // Archaeology history, philosophy (Conference proceedings, 26 August – 1 September, 2015 Albena, Bulgaria). – URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/15796 (дата обращения: 25.11.2024).
34. Graves, J. Cancel Culture as a Modern Phenomenon / J. Graves // Social Research. – 2024. – No. 7. – P. 46–52.
35. Jacob, A. Cultural code of a journalistic text / A. Jacob // Questions of linguistics. – 2021. – No. 2. – P. 45–60.