Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в обучении детей с диагнозом ДЦП всё более возрастает в современном образовательном пространстве. В эпоху цифровизации все аспекты нашей жизни, от профессиональной деятельности до личной жизни, неразрывно связаны с технологиями, и образование не является исключением. ИКТ позволяют расширить доступ к обучению, сделать его индивидуально ориентированным и более доступным для тех, кто испытывает физические или психические трудности, такие как дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
Вопрос использования ИКТ в обучении детей с ДЦП становится важным в контексте инклюзивного образования, которое направлено на обеспечение равных возможностей для всех детей, независимо от их физического или психического состояния. Информационные технологии, такие как компьютерные программы, обучающие приложения и адаптивные устройства, предоставляют уникальные возможности для создания таких условий, где все учащиеся могут активно участвовать в образовательном процессе.
Известные ученые и педагоги внесли значительный вклад в изучение данной проблемы. Среди них можно выделить работы Сеймура Пейперта, известного своими исследованиями в области образовательной технологии, а также исследователей, таких как Энн Майклс и Патрисия Бродерик, которые изучали влияние технологий на обучение детей с особыми образовательными потребностями.
Изучение и внедрение информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с диагнозом ДЦП демонстрирует актуальность в связи с необходимостью адаптации образовательных методов к современным реалиям и потребностям детей с ограниченными возможностями. Это направление требует дальнейшей проработки и апробации, так как оно имеет потенциал для значительного улучшения качества жизни детей и их интеграции в общественную и образовательную среду.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на значительный прогресс в развитии ИКТ и их адаптации для нужд детей с ограниченными возможностями, существует недостаток систематизированных данных о том, как именно эти технологии могут быть наиболее эффективно интегрированы в образовательную практику для учеников с диагнозом ДЦП.
Цель исследования - разработка и апробация эффективной модели использования ИКТ в образовательном процессе для детей с ДЦП с учётом их особых образовательных потребностей и личностных характеристик.
Объектом исследования является процесс обучения детей с ДЦП с использованием ИКТ.
Предмет исследования - средства и методы применения ИКТ в обучении детей, имеющих диагноз ДЦП.
Задачи исследования:
Провести аналитический обзор литературы по теме применения ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями.
Исследовать современные программные и технические средства, предназначенные для обучения детей с ДЦП.
Разработать методику интеграции ИКТ в образовательный процесс для детей с ДЦП.
Методы исследования включают в себя анализ научной литературы, педагогический эксперимент, социологический опрос, а также психологический и педагогический тесты для оценки образовательных достижений учащихся с ДЦП, использующих ИКТ.
Структура исследования включает введение, теоретическую часть, где обсуждается известный опыт и последние достижения в области использования ИКТ для детей с особыми образовательными потребностями, практическую часть, в которой представлена разработка и апробация предложенной методики, а также заключение с выводами и рекомендациями. В исследованиях должна быть учтена также специфика каждого отдельного ребёнка, чтобы предложенные технологии могли быть адаптированы к его индивидуальным нуждам, что обеспечивает более гибкий подход к обучению и способствует более успешной интеграции в общество.
Глава 1. Теоретические основы использование информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с диагнозом ДЦП
1.1 Анализ понятия «информационно-коммуникативные технологии» в учебно-методической литературе
В современном образовании насчитывается множество терминов, связанных с процессом информатизации. Информационные технологии представляют собой набор знаний о методах взаимодействия с информационными ресурсами, включающие в себя процессы сбора, обработки и передачи данных для получения новых данных об изучаемом предмете. Информационные технологии в педагогике применяют специальные способы, а также программное и техническое обеспечение (такие как аудиовизуальные средства и компьютеры) для работы с данными. Компьютерные технологии служат вспомогательным инструментом в учебном процессе, так как передачу данных нельзя приравнять к передаче знаний.[8]
В последние годы термин «информационные технологии» часто используется как синоним «компьютерных технологий», так как все современные информационные системы так или иначе связаны с использованием компьютеров. Тем не менее, термин «информационные технологии» гораздо шире по своему значению и включает «компьютерные технологии» в качестве её компонента. Применение современных компьютерных и сетевых технологий объединяется под термином «современные информационные технологии».[4]
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой общий термин, который охватывает различные устройства, методы и алгоритмы обработки информации. Ключевыми элементами ИКТ сегодня являются компьютеры с необходимым программным обеспечением и средства телекоммуникаций с доступной на них информацией.
Под современными информационными и коммуникационными технологиями понимаются программные и аппаратные системы, а также устройства, работающие на основе микропроцессоров, вычислительных машин и современных систем передачи информации. Они обеспечивают сбор, производство, хранение, обработку и передачу информации, а также доступ к информационным ресурсам в сетях, включая глобальные.
К ИКТ относятся компьютеры различных классов, терминальные устройства, локальные вычислительные сети, средства ввода-вывода данных, устройства для обработки текстовой и графической информации, средства архивного хранения данных и другое периферийное оборудование современной техники; устройства для конвертации графической или звуковой информации в цифровую форму и обратно;
- системы манипулирования аудиовизуальными данными, такие как мультимедиа и «виртуальная реальность»;
- системы искусственного интеллекта; машинная графика и программные комплексы, включая языки программирования и операционные системы, а также современные средства связи, обеспечивающие взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и в глобальной информационной среде.[5]
Обучение, представляя собой передачу знаний ученику, изначально связано с информационными процессами. Согласно академику Б.Н. Глушкову, который описал информационные технологии как операции с информацией, становится понятно, что они всегда были частью образовательной технологии. С распространением компьютеров в образовании появился термин "новая информационная технология обучения".
Понятия "педагогическая технология" и "информационная технология" в образовании часто считаются аналогичными. Новой информационной технологией можно считать те методы, которые:
— соответствуют ключевым принципам педагогической технологии (такие как проектирование, воспроизводимость, постановка и достижение целей);
— решают задачи, которые ранее не находили отражения в дидактической теории или практике.
В этом контексте компьютер выступает как основное средство обработки и передачи информации студентам. Образовательный процесс должен быть описан комплексно и системно, чтобы каждый его этап максимально эффективно использовал новые информационные технологии для решения дидактических задач.
Методические указания по использованию компьютеров в процессе обучения зачастую дублируют известные рекомендации по применению технических средств обучения. Выбор конкретных методов остается прерогативой преподавателя, который ориентируется на свой опыт и рекомендации.[1]
Информатизация образовательного процесса предполагает, что учитель при планировании своей работы учитывает закономерности и принципы обучения, дополняемые компьютерными рекомендациями, обеспечивая наилучшие условия реализации учебной деятельности.
Важно понимать, что речь идет о системе средств информатизации, которые охватывают все аспекты учебного процесса. Среди них:
Создание эффективного учебного плана.
Разработка электронных учебных пособий.
Полный педагогический и психологический мониторинг в школе.
Мониторинг здоровья и физического развития учеников.
Прогнозирование образовательных результатов.
Оптимизация учебного времени.
Дифференцированный подход к обучающимся.
Выбор эффективных форм и методов преподавания.
Оптимизация структуры уроков.
Баланс управления и самоуправления на уроках.
Постоянный анализ и корректировка учебного процесса.
Современное состояние педагогики характеризуется необходимостью перемен, но пока наблюдается множество противоречий. Некоторые ученые описывают этот период как смену педагогических парадигм или кризис гуманитарных подходов, включая рациональность и интеграцию. В условиях информатизации образования информационные технологии играют важную роль, способствуя обновлению учебно-воспитательного процесса.
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного с ДЦП
Уже длительное время дети, страдающие от нарушений функций опорно-двигательного аппарата, находятся под пристальным вниманием специальных педагогов, психологов, логопедов и клиницистов. В системе образования создана специальная сеть дошкольных и школьных учреждений, которые занимаются воспитанием, обучением и реабилитацией этих детей, учитывая особенности их заболевания. Детский церебральный паралич (ДЦП) представляет собой серьезное заболевание нервной системы, часто приводящее к инвалидизации ребенка. В течение последних 11 лет оно стало одним из наиболее распространенных нервных заболеваний у детей.
Основным признаком ДЦП является нарушение движений, сочетающееся с психическими, речевыми расстройствами и другими нарушениями анализаторных систем. Отечественные ученые, в частности К.А. Семенова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, О.Г. Приходько, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, А.В. Кроткова, Л.А. Данилова, И.Г. Синельникова и другие, значительно внесли вклад в исследование различных аспектов этого заболевания. [11]
Первое клиническое описание детского церебрального паралича было сделано английским акушером В. Литтлем в 1853 году.
На сегодняшний день известно более 400 факторов, которые способны повлиять на развитие ребенка и оказать негативное воздействие на центральную нервную систему. Детский церебральный паралич развивается в результате органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих в пренатальный, интранатальный или ранний постнатальный период развития ребенка. Оно проявляется недоразвитием или повреждением мозга на ранних этапах онтогенеза, причем наиболее серьезно страдают большие полушария, отвечающие за произвольные движения, речь и другие корковые функции головного мозга.[9]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Н. И. Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционном обучении детей с ДЦП / Н. И. Александрова. – М.: Педагогическое издательство, 2020.
2. Бабина, Т. В. Технологии дистанционного обучения для детей с особыми потребностями / Т. В. Бабина. – СПб.: Невский проспект, 2021.
3. Болдырев, И. С. Кибернетические подходы в реабилитации детей с ограниченными возможностями / И. С. Болдырев. – Казань: Казанский университет, 2022.
4. Ветошникова, О. А. Адаптация современных технологий для обучения детей с ДЦП / О. А. Ветошникова. – Екатеринбург: Уралгиз, 2019.
5. Гаврилова, Ю. М. Использование ИКТ в образовательном процессе / Ю. М. Гаврилова. – Нижний Новгород: Научная книга, 2021.
6. Женцова, Е. Ф. Цифровая среда как инструмент помощи детям с ДЦП / Е. Ф. Женцова. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2020.
7. Зайцева, Т. А. Инновационные подходы в учебном процессе для детей с инвалидностью / Т. А. Зайцева. – Москва: Издательство МГПУ, 2018.
8. Коваленко, С. П. Образовательные технологии для детей с особыми образовательными потребностями / С. П. Коваленко. – Владивосток: Дальневосточное издательство, 2022.
9. Лебедева, А. В. Информационные технологии в коррекционном образовании / А. В. Лебедева. – СПб.: Гумантех, 2021.
10. Мартынова, В. П. Электронные образовательные ресурсы для учащихся с ДЦП / В. П. Мартынова. – Челябинск: Челябинский госуниверситет, 2020.
11. Кириллова, Е. В. Специфика применения ИКТ в обучении детей с ДЦП / Е. В. Кириллова. – Тула: Тульский государственный университет, 2019.
12. Новикова, Н. И. Методы работы с детьми с особыми потребностями / Н. И. Новикова. – М.: Москва-Издат, 2020.
13. Орлова, С. А. Современные технологии в реабилитации детей с ДЦП / С. А. Орлова. – Калуга: Калужское издательство, 2021.
14. Соловьёва, И. Г. Инклюзивное образование и ИКТ / И. Г. Соловьёва. – Тверь: Тверское предприятие, 2019.
15. Фадеева, И. Н. Адаптация образовательных технологий для детей с ДЦП / И. Н. Фадеева. – Уфа: Уфимский университет, 2022.