Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что многие учащиеся, которые заканчивают 4-й класс, не имеют никакого представления о том, что их ждет дальше в учебной деятельности.
Они уже привыкли, что за них полностью отвечает их классный руководитель, который постоянно рядом с ними, не понимая, что далее им придется во многом самостоятельно организовывать свою школьную жизнь, систематизировать знания по разным предметам, которые будут преподавать совершенно разные учителя. Это зачастую приводит к серьезному стрессу, который связан с психологической неготовности выпускников начальной школы к предметному обучению.
Школа совместно с родителями и самим выпускников начальных классов должны проводить серьезную работу у этом направлении, поскольку от уровня адаптации учащегося к предметному обучению будет зависеть его дальнейшая успеваемость, психологический климат в классе, а также формирование и развитие некоторых психологических особенностей личности учащихся, в частности, их самооценки, мотивации, социально-коммуникативной компетентности и особенностей познавательной деятельности.
Нормативную базу исследования составил Федеральный государственный стандарт начального общего образования .
Степень изученности проблемы. Вопрос о развитии учебно-информационных умений у учащихся 4 классов недостаточно раскрыт в научной литературе. Существуют отдельные исследования, лишь косвенно затрагивающие данную проблему, что подтверждает актуальность, теоретическую и практическую значимость, а также научную новизну данной курсовой работы.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование учебно-информационных умений младших школьников в процессе работы с письменным текстом».
Объект исследования: младшие школьники.
Предмет исследования: учебно-информационные умения младших школьников.
Цель исследования: провести анализ формирования учебно-информационных умений младших школьников в процессе работы с письменным текстом
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия учебно-информационных умений, их структуру и содержание.
2. Изучить методику формирования учебно-информационных умений у младших школьников в процессе работы с письменным текстом.
3. Провести первичную диагностику учебно-информационных умений младших школьников в процессе работы с письменным текстом.
4. Разработать занятие по развитию учебно-информационных умений младших школьников в процессе работы с письменным текстом.
5. Провести контрольную диагностику учебно-информационных умений младших школьников в процессе работы с письменным текстом.
4. Проанализировать эффективность занятия по развитию учебно-информационных умений младших школьников в процессе работы с письменным текстом.
База исследования: МБОУ «Новосафоновская средняя общеобразовательная школа».
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что разработанное занятие будет эффективным, если:
– соблюдать все необходимые педагогические условия;
– использовать психологические аспекты воздействия на учащихся;
– разработать комплекс игр, которые будут учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, тестирование, проектирование, эксперимент, методы математической статистики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПИСЬМЕННЫМ ТЕКСТОМ
1.1. Понятие учебно-информационных умений: структура и содержание
Учебно-информационные умения, по мнению исследователей, обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Как утверждают исследователи, к учебно-информационным умениям относятся :
– работа с основными компонентами учебника;
– умение работать с письменными текстами;
– умение работать с устными текстами;
– умение работать с реальными объектами как источниками информации;
– составление планов различных видов;
– создание текстов различных типов.
Также в эту группу ученые относят следующие способы работы с информацией :
– поиск и отбор необходимой информации (библиографическая грамотность), поиск и отбор информации в Интернете;
– первичная обработка информации (умения свертывания и развертывания информации);
– последующая обработка и использование информации;
– перевод текста в другой вид информации (построение рисунка, составление компьютерной презентации);
– критическое осмысление информации (составление суждения, мнения, отзыва);
– творческая переработка информации (написание мини-сочинения, эссе, сообщения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, выполнение проекта);
– переработка информации с использованием различных каналов восприятия (модальностей);
– восприятие, переработка информации при слушании;
– умение публичного выступления.
Определение учебно-информационных умений, по мнению О.А. Болдыревой и Г.А. Степановой, следует конкретизировать, прежде всего, с позиций сферы употребления. Это важно, поскольку компетентностный подход размывает границы между жизнью и образовательным процессом, что имеет как положительную сторону (подготовка учащегося к эффективному функционированию в реальных жизненных обстоятельствах), так и отрицательную .
Н.И. Гуткина считает, что компетентностный подход как этап осмысления целей образования вызван к жизни потребностью сделать знание функциональным, перевести получаемое знание из потенциального состояния в актуальное. Однако этот подход имеет свои ограничения, состоящие в том, что в его рамках пытаются оперировать исчисляемыми ситуациями .
И.Д. Столбова указывает, что у каждого человека будут свои индивидуальные наборы ситуаций взаимодействия с информацией, в которых будут востребованы разные умения, отличающиеся и в зависимости от профессиональной деятельности. Следует признать предлагаемые перечни умений, входящие в различные понятия (информационно-коммуникативная компетентность, читательская компетентность и др.), необозримыми и неисчислимыми (чем провоцируется опасность ухода в дурную бесконечность) .
В связи с этим, по утверждению Е.В. Гараевой, целесообразно в общеобразовательном процессе ограничиться учебно-воспитательными целями и из всего массива существующих умений работать с информацией для освоения способности выбрать тот фрагмент социокультурного опыта, в котором зафиксированы способы приобретения навыков самообразования, самообучения на основе работы с учебными и научными текстами в типичных ситуациях обучения и развития .
Основными задачами развития учебно-информационных умений являются расширение возможностей познавательной деятельности, повышение уровня коммуникативной компетентности, формирование умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию. При этом работа с письменным текстом позволяет более конкретно решать учебно-воспитательные задачи, связанные с формированием и развитием этого навыка, поскольку здесь каждый младший школьник может самостоятельно работать с материалом и представлять его в той форме, в которой ему наиболее удобно.
1.2. Методика формирования учебно-информационных умений у младших школьников в процессе работы с письменным текстом
Методика формирования учебно-информационных умений у младших школьников в процессе работы с письменным текстом должна, прежде всего, учитывать возрастные особенности младших школьников, в частности, учащихся 4-х классов, которые будут исследоваться в практической части данной курсовой работы. Рассмотрим их более подробно.
Начальная школа – это этап образовательного процесса, который начинается в 1 и заканчивается в 4 классе. В постсоветское время начальная школа занимала всего 3 года, и переход на следующий этап обучения осуществлялся в более раннем возрасте. Однако такая система оказалась неплодотворной, а потому образование вернулась к той системе, которая была принята в советское время .
Несмотря на то, что четвероклассник все еще считается младшим школьником, его психологические, социальные и психические особенности уже заметно отличаются от тех, которые наблюдались в 1 или 2 классах. Прежде всего, у него произошла полная адаптация к учебной деятельности, а также к социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, которые не являются членами его семьи. Также у учащихся 4-х классов уже отсутствует проблема, связанная с необходимостью выстраивать дисциплину и ответственность, поскольку на протяжении всей начальной школы учителя вырабатывали в них эти навыки .
Все психические процессы, которые только начинали развиваться на первом этапе начального обучения, уже в достаточной степени сформировались к 4-му классу, ребенок научился писать, читать и считать, у него нормально развиты общая и мелкая моторика, а также двигательная активность .
В случае нормального психического развития у учащихся 4-х классов хорошо сформирована память, более устойчивым становится мышление, которое из наглядно-образного постепенно становится преимущественно словесно-логическим. При этом внимание как психический процесс продолжает представлять собой проблему, несмотря на то, что объем внимания становится больше в сравнении с 1 или 2 классом, концентрации внимания мешают различные психологические проблемы .
Отдельное внимание в структуре психолого-педагогической характеристики выпускников начальной школы нужно уделить развитию личностных качеств и эмоционально-волевой сферы.
В 4 классе эмоциональное возбуждение достигает максимальных пределов, ведь этот возраст считается предподростковым, а потому начинаются гормональные изменения в организме, которые оказывают влияние на характер и поведение учащихся. С одной стороны, многое вызывает у них эмоциональный интерес, сенсорные системы работают на максимуме, с другой – интересы быстро меняются, выпускник начальной школы с трудом может усидеть на одном месте и 45 минут слушать учителя .
Волевые качества также страдают на этом возрастном этапе, поскольку сильный эмоциональный заряд мешает самоорганизации, дисциплине – учащиеся 4-х классов начинают проявлять хулиганское поведение, прогуливать, драться, что, кстати, также выступает результатом агрессивности и повышенной конфликтности, которая зачастую не имеет причин, а служит способом выхода излишней энергии .
Отношения со сверстниками становятся основным институтом социализации выпускников 4-х классов, одноклассники собираются в группы, выбирают себе вожака, который становится их авторитетом и может направлять их на собственное усмотрение в разные сферы деятельности – если это отличник, то представители его группы будут мотивированы на высокие учебные показатели, если хулиган – на прогулы, драки, вредные привычки, которые также впервые начинают формироваться именно на данной ступени обучения .
Мотивация выпускников начальной школы чаще всего зависит от типа воспитания, социального статуса в классе, особенностей темперамента и отношений с учителем (классным руководителем). В данном случае очень важное значение имеет грамотно выбранный родителями стиль воспитания. В конце младшего школьного возраста категорически не рекомендуется применять в отношении своих детей такие стили воспитания как гипер- или гипоопека .
Также рассматриваемая методика должна основываться на том факте, что каждый участник образовательного процесса должен понимать, что любое обучение характеризуется высоким уровнем ответственности, поскольку необходимо четко и грамотно реализовывать все образовательные программы, которые утверждены требованиями ФГОС .
Руководство образовательного учреждения для формирования учебно-информационных умений младших школьников должно обеспечить учебными классами, методическими материалами каждый учебный коллектив, учитель – должен в полной мере раскрыть все темы, заложенной в программе по всем предметам, а учащийся – развивать мотивацию на равносильное изучение всех учебных предметов, которые включены в состав образовательной программы на его ступени обучения .