Фрагмент для ознакомления
2
безопасности жизнедеятельности
В соответствии с одним из наиболее распространенных подходов, под культурой безопасности жизнедеятельности (далее также БЖД) можно понимать совокупность индивидуальных и коллективных ценностных установок, знаний и опыта в сфере обеспечения безопасной внутренней и внешней среды функционирования индивида и социума, модель прогнозирования и реагирования на угрозы и риски .
Культура безопасности жизнедеятельности формируется как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, которые взаимно дополняют друг друга, однако нельзя говорить, что коллективная (групповая) культура безопасности жизнедеятельности является простым сложением индивидуальных культур .
Например, на индивидуальном уровне складывается комплексное понимание важности тотального обеспечения безопасности, с учетом трансформирующихся факторов внешней и внутренней среды, в то время как общество проявляет инертность в данных вопросах, хотя чаще бывает наоборот, когда общественный запрос не находит понимания на индивидуальном уровне, как это имеет место, зачастую, в современных условиях, когда граждане игнорируют социально-эпидемиологические ограничения в условиях пандемии заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Формирование индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности происходит в процессе :
• воспитания и обучения;
• получения практического опыта в быту и профессиональной деятельности;
• прохождения инструктажа и профессиональной подготовки на рабочем месте;
• через средства массовой коммуникации, инструменты пропаганды и распространения специальных знаний.
Образование, включая воспитание, и пропаганда – два ключевых и исключительно важных направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности, тесно связанных друг с другом: образование и воспитание – первичное звено социализации индивида, в рамках которых еще будучи ребенком, гражданин усваивает ряд установок по поводу необходимости безопасного поведения, о действиях в непредвиденных и чрезвычайных ситуациях .
При этом, в нашей стране сложилась комплексная и многоуровневая система подготовки в области гражданской обороны (далее также ГО) и чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Между тем, однако, соответствующие основы закладываются педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), на знания и сознание которых в разной степени влияют и полученное воспитание, и профессиональное образование, и общая грамотность и жизненная философия, и, безусловно, пропагандистские воздействия со стороны компетентных субъектов, уполномоченных в сфере распространения знаний о безопасности жизнедеятельности и нацеленные на формирование, коррекцию и развитие культуры безопасности жизнедеятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне .
Именно корректирующие воздействия на индивидуальное сознание гражданина после окончания им всех курсов образования, - одна из важнейших задач пропаганды безопасности жизнедеятельности .
Коллективная культура безопасности жизнедеятельности формируется в процессе групповой работы, функционирования социума в целом, включая процессы обмена информацией и опытом, наблюдения за другими участниками группы, реализации формальных и неформальных норм и правил поведения в группе, в том числе возведенных на уровень нормативно-правовых актов и определяющих специфику безопасного поведения.
В литературных источниках отсутствует единство подходов по поводу классификации культуры безопасности жизнедеятельности. На индивидуальном уровне, как правило, речь идет о сформированности культуры (сформированная, формирующаяся и не сформированная культура безопасности жизнедеятельности) .
Кроме того, выделяют типы культуры безопасности жизнедеятельности, характерные в большей части для анализа на уровне больших групп, социума в целом :
- базовая культура безопасности жизнедеятельности, предоставленная пониманием основ индивидуальной и коллективной безопасности и умением их применять на практике;
- инерционная культура безопасности жизнедеятельности, характеризующаяся, преимущественно, рефлексией опыта выживания;
- кризисная культура безопасности, которая проявляется в кризисные периоды, однако может вовсе не реализовываться в обычных условиях;
- консервативная культура безопасности. Направлена на минимизацию угроз и рисков безопасности по всем возможным путям и направлениям, даже тогда, когда соответствующие действия могут показаться нецелесообразными и избыточными с позиций социальной и экономической эффективности;
- аналитический, прогностический тип культуры безопасности жизнедеятельности. Основан на комплексном информационном обеспечении действий и иных решений по обеспечению безопасности, что позволяет рационально расходовать ресурсы, с высокой достоверностью предугадывая события во внутренней и внешней среде;
- технократический тип культуры. Его представители все в большей степени доверяют новым информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), как в части обучения аспектам безопасности жизнедеятельности, так и в части собственно организации, планировании, реализации и контроле мероприятий в сфере индивидуальной и коллективной безопасности.
Представленные типы культуры безопасности жизнедеятельности не являются взаимоисключающими, и среди них отсутствуют доминирующие, предпочтительные типы культуры, за исключением тех, которые не в полной мере соответствуют требованиям эпохи. Основным аспектом, подлежащим учету, в таком случае выступает собственно наличие определенного типа культуры на высоком уровне ее сформированности, что само по себе является важной предпосылкой для результативного воздействия на ключевые аспекты сферы безопасности жизнедеятельности .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анисимов, О.С. Развивающие игры. Игротехника [Текст]: Методология / О. С. Анисимов; – 1 том. – Москва: Высшая школа, 2006. - 487с.
2. Анфисова, С.Е. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / С.Е. Анфисова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 125 c.
3. Балашова, Е.А., Каргашин, И.А. Анализ лирического стихотворения: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. -192с.
4. Богданова, Т.Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 236 с.
5. Бойченко, Н.А., Сюжетно-ролевые игры дошкольников: учебное пособие/ Н. А. Бойченко, Г.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербаков /. – Киев: Рад. Школа, 2002. –112 с.
6. Бочаров А. В. Роль учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в формировании у студентов культуры безопасности //Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2017. – №. 3. – С. 114-119
7. Бочкарева Ю. В. К вопросу о необходимости совершенствования подходов к формированию культуры безопасности населения //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – №. 3 (72). – С. 77.
8. Григорьев С. М., Григорьева М. А. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности в непрофильных вузах //Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в образовательной среде: приоритеты, проблемы, решения. – 2018. – С. 186-189
9. Долинина И. Г., Кушнарева О. В. Педагогическая технология формирования рискориентированного мышления обучающегося //Гуманизация образования. – 2017. – №. 4. – С. 24
10. Иванова С. П., Данилина М. В. Условия формирования культуры безопасности //Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в образовательной среде: приоритеты, проблемы, решения. – 2018. – С. 226-229
11. Иванова С. П., Данилина М. В. Условия формирования культуры безопасности //Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в образовательной среде: приоритеты, проблемы, решения. – 2018. – С. 226-229
12. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. 5-9 классы. - М.: Учитель, 2007. - 326 c.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. - 720 с.
14. Пономарева И. А. Современные педагогические технологии в формировании у студентов культуры личности безопасного типа //Таврический научный обозреватель. – 2017. – №. 10-2 (27). – С.55
15. Тараканов А. Ю. Достижения и проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности различных категорий населения //Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. – 2016. – С. 100-101
16. Узун О. Л. К вопросу о формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения в области защиты от пожаров //Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы формирование культуры безопасности жизнедеятельности: приоритеты, проблемы, решения. – 2018. – с. 335-338.
17. Хованская В. И., Бакиров И. К. Культура безопасности жизнедеятельности в социально-экономических системах //Пожарная и аварийная безопасность. – 2018. – С. 431-439.
18. Шеметова Е. Г., Мальгин Е. Л. Культура безопасности жизнедеятельности: проблемы в содержании образования //Образование и проблемы развития общества. – 2019. – С. 87-91
19. Шеметова Е. Г., Мальгин Е. Л. Нормативно-технические и социально-педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности //Polish Journal of Science. – 2019. – №. 21-3. – С. 5-11
20. Эльконин, Д.Б. Психология игры: науч. изд. / Д.Б. Эльконин – Москва: Книга по Требованию, 2012. – 228 с.