Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования: Социально-экономические изменения, которые постоянно происходят в нашей стране, усиливают интерес к проблеме профессиональной ориентации обучающихся в школе. Актуальность исследования обусловлено практическим запросом, появившемся в нашей стране, где выпускник после окончания школы находится в конкурентоспособных отношениях. На кого пойти учиться дальше стоит вопрос?
Школьное образование напрямую связано с выполнением цели государства о профессиональном самоопределении и профориентации обучающихся. Большую роль в формировании образа желаемого будущего играет образовательное учреждение, которое влияет на осознание личностного и профессионального успеха и как этого достичь в условиях высокой динамики и большой неопределенности. Школа как одна из ступеней образования формирует ценностные ориентации, а также понимание важности по профессиональному самоопределению не только у школьников, но и у их родителей, что впоследствии сказывается на обществе в целом. Именно школа, являясь открытой системой может стать центром объединения семьи обучающегося, организаций профессионального и дополнительного образования, центра занятости населения, организаций-работодателей. Образовательное учреждение является важнейшим институтом социализации, способствующий реализации потенциала каждого ребенка, предоставляющее равенство доступа к информации об образовательных возможностях детей из различных семей с разным финансовым обеспечением, живущих в различных регионах и населенных пунктах. Так же школа обязана поддерживать обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью разной нозологии. Школа проводит работу по сопровождению профессионального самоопределения в комплексе по разным направлениям.
Формирование профессионала в той или иной области труда начинается именно в школе. В школьные годы проявляются и развиваются профессиональные интересы и склонности, закладываются основы общего и профессионального развития личности. Исследования психологов (Рубинштейн С.Л., Платонов К.К., Кудрявцев Т.В., Сухарева А.И. и др.) показывают, что в ранней юности - формируется одно из стержневых качеств личности - профессиональное самосознание.
Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались многие авторы (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, В.Б. Шапарь, А.Г. Асмолов и др.).
Помощь личного выбора направления трудовой деятельности требует индивидуального подхода и представляет собой проявление более тщательного процесса поддержки личностного развития. Именно учебные предметы и внеурочная деятельность школы должны целенаправленно развивать личность ребенка, подготавливая его определенному выбору жизненного пути, тем более профессионального.
Обществознание – это один из учебных предметов преподаваемый в школе, который играет важную роль в процессе профессионального самоопределения, создает восприятие мира и ценностные направления, влияет на получение опыта действия, состоящего из позитивной ценностной системы, также дает знания о сферах вероятной профессиональной самореализации и популярных профессиях в настоящее время.
Цель курсовой работы: теоретически рассмотреть и составить программу профессиональной ориентации обучающихся на уроках обществознания в 9 классе.
Объектом исследования профессиональной ориентации выступают обучающиеся школы.
Предмет исследования: роль обществознания в профессиональной ориентации обучающихся в школе.
Для исследования цели данной работы требуется необходимость решения следующих задач:
- изучить содержание понятия «профессиональная ориентация» в современной науке;
- рассмотреть роль обществознания в процессе профессиональной ориентации;
- провести диагностику обучающихся на констатирующем этапе;
- на основании исследования составить программу профессиональной ориентации обучающихся на уроках обществознания.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методика исследования:
- дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова.
Практической значимостью исследования является в возможности применения данных материалов работы (программы профессиональной ориентации обучающихся на уроках обществознания в 9 классе) для внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной ориентации обучающихся на уроках обществознания
1.1. Содержание понятия «профессиональная ориентация» в современной науке
Профориентация необходима для определения профессиональных интересов и способностей обучающихся. В последние десятилетия актуальность профориентации становится необходимо. За многие десятилетия собрана большая методическая база, помогающая организовать профориентационную деятельность [5, 6]. По своей сути профессиональная ориентация является социальным процессом, детерминированным потребностями общества в кадрах и необходимостью для личности в профессиональном самоопределении, выз¬ванной переходом от выполнения одной социальной роли к другой [14].
Рисунок 1. Современные научные подходы к изучению понятия профориентации
Экономический и социологический подходы довольно близки в аспекте исследования профориентации и сконцентрированы на решение проблемы подготовки квалифицированных кадров для разных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.д. Так, Н.В. Самоукина, Н.К. Степаненков трактуют понятие профориентации как совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу создания специализированной рабочей силы с учетом общественных потребностей в ней [8, 17].
Медицинская профессиональная ориентация выражается системой мер, сосредоточенных на обеспечение точного выбора профессии, специальности, формы и условий обучения, места работы подростками с целью защиты их организма от неблагоприятного влияния профессионально-производственных факторов, которые могут привести к формированию и прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии.
Управленческо-организационный подход дает возможность решать проблему организации административного управления профориентацией. В рамках предоставленного подхода анализируются главные правила, цели, требования и порядок организации профориентационной работы. Научное управление профориентацией предполагает сбор и обработку информации, составление программы действий, контроль, рекомендации.
К управленческо-организационному подходу близко прилегает аспект правового регулирования профориентации, анализирующий юридические вопросы организации профориентационной работы и направленный на правовое упорядочение социально-экономических отношений, назначающих современные направления в профориентации. Очевидно, что управленческо-организационной деятельностью и правовым регулированием профориентации занимается государство, призванное назначать государственную политику и стратегию развития профориентационной деятельности [1].
Современный психолог Н.С. Пряжников трактуют профориентацию как психологический процесс, заключающийся из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом решения о своем профессиональном выборе и влияние на психику оптанта с целью создания у него профессиональных намерений [9].
Педагогический подход является ранним по времени возникновения. Разработки российских педагогических систем профессиональной ориентации базируются на принципах:
– свободного выбора в ситуации абсолютной осведомленности о будущей профессии (профессиях), о себе как возможном субъекте профессии;
– перехода от « ... непринужденно эмоционального к рациональному и аналитическому регулированию» развития личности в ситуации начального «вхождения в профессию», к «погружению в профессию», как условию профессионального самоопределения;
– педагогической поддержки процессов профессионального самоопределения на фоне целенаправленного формирования собственной активности личности [9].
Педагоги С.Ю. Печерская и Р.С. Фомичев предлагают интерпретировать профессиональную ориентацию через «просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, освоение практических умений и навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятия по психологии» [9].
Согласно И.А. Фирсовой, профессиональная ориентация представляет из себя «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно, на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретические и практические знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [6, с. 5].
А.С. Мутырова определяет профориентацию «как единую систему, содержащую профессиональное просвещение, профессиональный отбор, социально-профессиональную адаптацию, профессиональное воспи¬тание, профессиональное консультирование, оказание индивидуальной помощи субъекту образования» [7].
Анализ показанных понятий профориентации аспекте представляет активность прежде всего субъекта, который оказывает помощь, сопровождает процесс профориентации («система мер, направленная...», «система мероприятий по...», «целенаправленное оказание помощи.»). Между тем выбор профессии реализовывается самим объектом. Поэтому педагогический подход к исследованию профориентации близко объединен с психологическим подходом. В современных психолого-педагогических теориях профессиональная ориентация разбирается и как процесс, и как результат деятельности.
Советский и российский педагог С.Н. Чистякова обозначает, что профориентация - это сложный диалектический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде своего развития и самореализации, таких как приложение духовных и физических возможностей, формирование адекватных профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя в профессиональном выборе и образа себя как профессионала» [13, С. 54].
Отечественные ученые-психологи Э.Ф. Зеер, М.В. Зиннатова, Э.Э. Сыманюк – изучающие про¬цесс становления личности в профессиональ¬но-образовательном пространстве, пишут: «Профориентация это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на под¬готовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества» [6].
По мнению академика-секретаря Отделения профессионального образования РАО С.Н. Чистяковой с соавторами профориентация – это «…научнопрактическая система подготовки учащихся к свободному сознательному выбору профессии» [16].
В.С. Титова рассматривает профобразование как научно-обоснованную систему подготовки участников образовательных отношений (обучающихся) к реализа¬ции осмысленного» независимого, свободного поиска направлений самореализации в профессиональной дея-тельности, учитывающая как личностные ресурсы потен¬циальных абитуриентов, так и потребности развития ин¬новационной экономики в полноценном разделении трудовых ресурсов в интересах общества [13, 17].
Анализ теоретических положений работ, посвященных профессиональной ориентации с позиции неодинаковых научных подходов, позволил сделать вывод о его сложности и многоуровневости.
Система профориентационной деятельности должна заключаться из научно аргументированных мероприятий: психолого-педагогических, экономико-политических и медико-социальных. Выбор профессии должен реализовываться с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и экономических потребностей общества. Система профориентационной деятельности обязана быть неразрывно соединена с социальной политикой государства в области трудовой деятельности, здравоохранения и образования населения РФ.
1.2. Роль обществознания в процессе профессиональной ориентации
Значение тех процессов, которые протекают в разных сферах общественной жизни, играют огромную роль в успешной социализации людей. Курс обществознания, в этом отношении, дает возможность учащимся, получить знания о человеке, обществе, экономике и политике.
Учитывая важную роль обществоведческих знаний для обучающихся образовательных учреждений провели исследование, целью которого явилось совершенствование преподавания обществознания в старших классах на этапе полной средней школы.
Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, нормативных документов позволили систематизировать и обобщить наиболее актуальные вопросы в преподавании обществознания в общеобразовательной школе.
Курс обществознания в школе должен обеспечить учащимся все необходимые условия, для качественного исполнения выпускником всех социальных ролей, которые характерны для выпускников школы. Обучающиеся должны иметь представления о значимых событиях и процессах в жизни общества; четко ориентироваться в понимании защиты прав человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности; уметь анализировать и использовать социальную информацию; сознательно отвергать антиобщественное поведение. Выпускник школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества [2].
Изучение обществознания в школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом и юношеском возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников соответствующего возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. [18].
Последовательность материала курса «Обществознание» в программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5-11 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5-7 классы; второй этап – 8-11классы.
Курс «Обществознание» для 5-7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8-9 классов и далее для 10-11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала – линейно-концентрическая. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асриев, А.Ю. Проблемы ранней военно-профессиональной ориентации школьников //Омский научный вестник / А.Ю. Асриев. - 2007. №5(59). С. 158-161.
2. Боголюбов, Л.Н. Учителю обществознания о государственном стандарте обществоведческого образования / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Обществознание в школе. – 2010. – № 2. – С. 2–10.
3. Борисова, Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дисс. ..докт. психол. наук / Е.М. Борисова. - М., 1995. – 411 л.
4. Зеер Э.Ф. Профессиология: психологический контент / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - Учебное пособие. М.: ИНФРА. - 2020. – 292 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психологическое профессиоведение / Э.Ф. Зеер, М.В. Зиннатова. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ). - 2019. – 135 с.
6. Зеер, Э.Ф. Основы профессиологии / Э.Ф. Зеер, М.В. Зиннатова, Э.Э. Сыманюк. - М.: ИНФРА. - 2022. - 205 с.
7. Мутырова, А.С. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: автор. дис..канд. пед. наук. / А.С. Мутырова. – Астрахань. - 2008. – 222 с.
8. Печерская, С.Ю. Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / С.Ю. Печерская, Р.С. Фомичев // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 1 (33). - С. 89-94.
9. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2007. - 278 с.
10. Самоукина, Н. В. Практический психолог в школе / Н.В. Самоукина. - М.: 1997. – 192 с.
11. Соболева, О.Б. Использовать профориентационный потенциал обществознания / О.Б. Соболева, // Преподавание истории и обществознания в шк. – 2017. – № 9. – С. 12–19.
12. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся / Н.К. Степаненков. - Мн.: 1993. – 168 с.
13. Титова, С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза// Мир современной науки / С.В. Титов. - 2011.№6. - С.3-18.
14. Фролова, С.Л. Научные подходы в организации системы профориентации обучающихся //Современное педагогическое образование / С.Л. Фролова. - 2021. № 6. С. 192-195.
15. Хитрова, А.В. Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах//Научно-методический электронный журнал Концепт / А.В. Хитрова, Н.Н. Колосова. - 2023. № 11. С. 115-131.
16. Чистякова, С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи //Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита: Всероссийское совещание: материалы Всероссийского совещания руководителей региональных органов образования, территориальных центров профессиональной ориентации и служб занятости/ под. ред. Г.Е. Покровского. Омск, 1993. - С. 64.
17. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М.: Педагогика, 1981. – 96 с.
18. Шкарлупина, Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания / Г.Д. Шкарлупина. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 387 с.