Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ……….….…. 6
1.1 Социальная активность учащихся: структура, характеристика компонентов, факторы развития, виды организации и формы ее проявления 6
1.2 Внеклассная работа при воспитании социальной активности учащихся: понятие, формы, направления …………………………………… 12
Выводы по первой главе ………………………………………………. 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ………….. 19
2.1 Особенности формирования социальной активности младших школьников во внеклассной деятельности ………………………………… 19
2.2 Анализ эффективности воспитания социальной активности младших школьников ………………………………………………………. 24
Выводы по второй главе …………………………………………..… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..……. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 31
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение научных трудов показало, что не существует единого мнения о том, что такое социальная активность. В таблице 1 представлены определения социальной активности в разных областях знания.
Таблица 1 – Трактование понятия «социальная активность»
Дисциплина Трактовка Автор
Социология Комплекс видов человеческой активности, которые сознательно направлены на решение задач, стоящих перед обществом, классом или социальной группой в конкретный исторический период. Зерчанинов Т.Е.
Социальная педагогика Это качество объединяет различные аспекты личности, которые формируются в процессе воспитания. Оно представляет собой сочетание познавательной, коммуникативной, трудовой и творческой активности. Мудрик А.В.
Социальная психология Это социально-психологическая, ценностная или профессиональная ориентация субъекта, которая проявляется в его деятельности. Андреева Г.М.
Философия Это высшая форма активности, которая связана с целенаправленной деятельностью человека и отличается высокой эффективностью. Фролов Ю.И.
Педагогика Это активное отношение личности к миру, способность создавать общественно значимые изменения в материальной и духовной среде на основе исторического опыта человечества. Это проявляется в творческой деятельности, волевых действиях и общении. Бехтерев В.Ф.
Культурология Это сознательная деятельность человека, в процессе которой он изменяет окружающую его общественную среду и развивает в себе желаемые качества личности. Штомпель О.М.
Как видим, единой точки зрения на понимание социальной активности не существует. Развитие современных гуманитарных наук привело к изучению социологии, политологии и образования и других научных дисциплин для решения проблем социального строительства как формы признания необходимости социального участия. Но исследователи этой проблемы сходятся в одном: сущность социального активности можно рассматривать только через призму действия и деятельности. Причина, на наш взгляд, заключается не только в необходимости поощрения детей и молодежи к участию в жизни общества, но и в важности формирования социокультурных практик в любом возрасте.
Обзор литературы позволяет сделать вывод, что социальная активность – это особый вид человеческой деятельности, характеризующийся следующими факторами:
• старание вести активный образ жизни;
• социально порождается посредством действия;
• основная социальная роль;
• ключевую роль играют системы социального воспитания образовательных учреждений;
• эффективность системы воспитания зависит от характера работы и ее содержания.
Основываясь на нашем понимании природы социальной активности, мы рассматриваем социальную активность как рациональную, самонаправленную деятельность человека, который стремится удовлетворить свои потребности и решить важные проблемы в обществе.
Выявление основных факторов очень важно для выявления сущности социальной активности:
• социальная направленность (потребности, нужды, цели, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.).
• важные социальные качества (коллективность, дисциплинированность и т.п.);
• Интенсивные усилия по «фактической реализации».
Т. Н. Мальковская также отмечает, что «социальные условия» являются компонентом социального действия.
Обзор научной литературы показывает, что авторы часто объединяют компоненты социальной активности в целом и части: единство субъективного и объективного аспектов, качеств и признаков, деятельность и действие, самодеятельность и активность и др.
Структура социальной активности складывается из следующих компонентов:
• Коллективность.
• Дисциплина,
• инициатива,
• Трудолюбие,
• Социальная ответственность, саморефлексия.
Раскрытие сущности и особенностей социальной активности требует рассмотрения факторов ее развития, представленных на рисунке 1.
Рисунок – 1. Факторы социальной активности
К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, её характер, темперамент, установки, интересы, мотивы, уровень интеграции в общество, уровень культуры, сознание, нереализованные потребности и мировоззрение.
Внешние факторы включают в себя социальную и природную среду, в которой человек живёт и действует. Также они упоминают моральные и материальные аспекты.
Сделан вывод, что социальность – это степень, мера участия человека в системе общественных отношений, показатель его участия в разнообразной социальной деятельности.
Помимо показанных на рисунке 1, также различают объективные и субъективные факторы социальной активности. К объективным факторам относятся:
• Государство (политическая система и идеология).
• Народное хозяйство.
• Функции институтов социализации (семья, система образования, СМИ, общественные организации).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Андреева Галина Михайловна. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, – 2008. — 363 с.
2. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания в современных условиях: Учеб. пособие / В. Ф. Бехтерев; Гос. ком. РФ по высш. образованию. Краснояр. гос. ун-т. Лесосиб. пед. ин-т. — Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 1996. — 139 с.
3. Васильева, С. Н. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования социальной активности молодежи / С. Н. Васильева, О. Н. Мазина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1105-1108.
4. Данилова, М. В. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / М.В. Данилова, А.Н. Шудина // Научный журнал. – 2021. – №7 (62). – С. 47-48.
5. Дапык, С. М. Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса в техникуме / С. М. Дапык, М. А. Хольшина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 68-73.
6. Демидова, С. А. Развитие социальной активности подростков в школе / С. А. Демидова, И. Р. Сорокина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 194-196.
7. Зерчанинова, Т. Е. Социология / Т. Е. Зерчанинова. — Москва: Логос, 2020. — 304 с.
8. Зинченко, В. В. Формирование социальной активности младших школьников в условиях инновационных образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук./ В.В. Зинченко // Новокузнецк, – 2002. – 222 с.
9. Копытова, Т. В. Педагогические условия формирования социальной активности младших подростков во внеучебной деятельности / Т.В. Копытова// Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2010. №3-1.
10. Мальковская, Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учебное пособие. / Т.Н. Мальковская // Ленинград: изд. МНИ им. А.И. Герцена, – 2006. – 72 с.
11. Мудрик, А.В. Социальная психология воспитания: (избранные социально-педагогические очерки) / А. В. Мудрик // Российская академия образования, Московский психолого-социальный университет. — Москва : МПСУ, 2017. — 439 с.
12. Пермяков, М. С. Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на примере кружковых занятий / М. С. Пермяков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 6.2 (110.2). – С. 69-72.
13. Соколова, Е. С. Cоциальная активность современной российской молодежи / Е.С. Соколова // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 197– 202.
14. Фролов, Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю.И. – М., 2007. 526 с.
15. Шарлай, В.В. Формирование социальной активности младших школьников в трудовой деятельности / В.В. Шарлай // Наука и школа. – 2018. – №1. – С. 72-76.
16. Штомпель, О. М. Культурология: поиск методологической парадигмы / О. М. Штомпель // Фундаментальные проблемы культурологии : [в 7 т.] / М-во культуры РФ, С. Петербург. отд-ние Рос. ин-та культурологии, Каф. ЮНЕСКО по компаративным исслед. духов. традиций, специфики их культур и межрелигиоз. диалога; [отв. ред. Д. Л. Спивак]. — М. — СПб., 2009. — Т. 5. — С. 188–193.