Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современная образовательная среда отмечена большими изменениями. Продолжается развитие российского общества на основе гуманистических ценностей. Современная образовательная философия воплотилась в личностно ориентированной модели обучения. Её приоритетной целью является развитие личности каждого ученика, в том числе, его потребностей, ценностей и мотивов.
Обучение и воспитание одаренных детей всегда было одной из наиболее значимых задач в системе российского образования. Одарённые и талантливые дети – это надежда и будущее страны. В одаренных детях скрыт потенциал, который при правильном воспитании и развитии ребёнка обеспечит со временем развитие современного постиндустриального общества.
Согласно требованиям ФГОС, на каждой образовательной ступени – эта работа не является спонтанной. Различного рода работа с талантливыми детьми проводится системно, и в соответствии с разработанными планами. Просто выявить у субъекта одарённость недостаточно. С этой одарённостью необходимо правильно работать и постоянно её развивать.
Планомерная и упорядоченная работа с талантливыми детьми проводилась всегда, в том числе и в традиционной образовательной модели. С одарённостью необходимо правильно работать и постоянно её развивать. В современных образовательных условиях значимость педагогической работы с одаренными детьми на государственном и социальном уровнях непрерывно возрастает.
Психологам известен факт, что, если этим вопросом не заниматься системно и комплексно, воспитание одаренных детей и развитие одаренности может быть задержано, если вовсе не приостановлено. Большая роль в этом вопросе отводится внеклассной и внеурочной работе.
Всё это в совокупности обеспечивает способному и мотивированному ученику перспективы успешной самореализации. Математическое образование во все времена занимало, и будет занимать ведущее место в любой системе образования. В системе общего образования оно также занимает одно из центральных мест. Это, безусловно, определяется его большой практической значимостью и необходимостью в целостной образовательной среде.
Математика – это, прежде всего, составная часть человеческой культуры и фундамент политехнического образования. Это ключ к познанию окружающего мира и база научно-технического прогресса.
Математика даёт людям не только математические знания и необходимые практические умения. Математика позволяет человеку развить все его интеллектуальные качества. Благодаря математике развивается формально – логическое мышление человека. Чем больше человек владеет математическими методами расчёта, тем более структурированным становится его мышление в целом.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях внеклассной работы по математике с одарёнными подростками.
Предмет исследования: формы и методы внеклассной работы по математике с одарёнными подростками.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования различных форм и методов внеклассной работы по математике с одарёнными подростками.
Задачи:
1. Провести анализ понятия внеклассной работы в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить формы и методы внеклассной работы по математике с одарёнными подростками в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО.
3. Описать организационно-педагогические условия внеклассной работы по математике с одарёнными подростками.
4. Предложить методические рекомендации по использованию форм и методов внеклассной работы по математике с одарёнными подростками.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы по математике с одарёнными подростками
1.1. Анализ внеклассной работы в условиях реализации ФГОС
Логическая культура человека является неотъемлемой частью любой образовательной среды. Именно логическая культура позволяет человеку развивать его критическое мышление и формировать аналитические навыки. Развивать логическую культуру и творческое мышление субъекта возможно в условиях внеклассной работы, которая регламентирована требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени [23].
Под внеклассной работой понимают организованные и целенаправленные занятия с учениками, которые проводит образовательная организация, с целью расширения и углубления знаний и умений школьников.
Требования ФГОС определяют внеклассную работу как деятельность, которую учитель организует с классом или группой учеников во внеурочное время. К такому же виду деятельности относятся и развлекательные мероприятия, в частности, вечера, дискотеки, походы и др. К основным задачам организации внеклассной работы относят:
-выявление способностей и склонностей учеников, в том, или ином виде деятельности;
- создание соответствующих условий для развития каждого субъекта в той, или иной внеклассной деятельности;
- формирование заданной системы знаний. Умений, навыков и компетенций учеников;
- формирование опыта творческой деятельности субъекта;
- формирование социальных компетенций субъекта.
Ведущая цель внеклассной деятельности – это создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Внеклассная и внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику внеклассной деятельности. Часы, отводимые на деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, совместных творческих дел и др. [4].
В соответствии с требованиями ФГОС, внеклассная деятельность школьника может быть организована по пяти основным направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное. Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в 9-ти видах:
1. Игровая деятельность.
2. Познавательная деятельность.
3. Проблемно-ценностное общение.
4. Досугово-развлекательная деятельность.
5. Художественное творчество.
6. Социальное творчество.
7. Трудовая деятельность.
8. Спортивно-оздоровительная деятельность.
9. Туристско-краеведческая деятельность.
Все виды внеклассной деятельности должны быть, в том числе, строго ориентированы на воспитательные результаты. То есть, если мы говорим о реализации какой-либо образовательной области в рамках внеклассной деятельности, то прежде всего здесь необходимо ставить воспитывающие и развивающие задачи.
Внеклассная деятельность, к примеру, по естествознанию выполняются непосредственно в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке и др. Многие наблюдения за природой и ее объектами, постановка с ними опытов, необходимых для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Учащиеся работают по заданиям, которые получают на уроках. Эта работа учителем контролируется и проверяется, а результаты ее используются на уроках и др. Внеурочная работа имеет большое значение в учебном процессе по естествознанию. Она способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу.
В отличие от урока, внеурочная и внеклассная деятельность не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся [22].
Внеклассная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна. Клубная деятельность детей, к примеру, в области естествознания строится через систему заданий в соответствии с образовательной программой. Дополнительные задания, цель которых – организация клубной деятельности детей, учитывают разный возраст и уровень интеллектуального развития детей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анохина, Т.М. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.М. Анохина. - СПб.: Нева, 2013. - 71 с.
2. Афанасьева, Т.А. Нестандартные дети / Т.А. Афанасьева. - Воспитание школьников. - 2018. - N 8. - С. 8-10.
3. Авдеева, Н. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н. И. Авдеева, Н. Б. Шумакова. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
4. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – Санкт-Петербург: СПбГУТД, 2016. – 118 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Одаренность и проблема ее идентификации / Д.Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская // Психол. наука и образование. – 2010. – № 4. – С. 5–13.
6. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в образовательные организации / [Электронный ресурс] - режим доступа:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 22.11.2024).
7. Джумагулова, Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2009. – 160 с.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 22.11.2024).
9. Донгак, Н.А. Применение проектных технологий в учебных заведениях / Н. А. Донгак. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62489/ (дата обращения: 06.05.2024).
10. Ефимов, П.П. Сущность инновационной образовательной среды [текст] / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. - 2018. - № 7. - С. 502–506.
11. Жилин, А.С. Логические задачи. http://edu.h1.ru/metodic/metod2.htm (дата обращения: 22.11.2024).
12. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб., 2011. – 448 с.
13. Ивин, А.А. Логика: Учеб. пособие / А.А. Ивин. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2008. - 336 с.
14. Крущельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов / О.Б. Крущельницкая. - Образование, N 4. – 2011. - с. 66-70.
15. Кулемзина, А.К. Кризисы детской одаренности /А.К. Кулемзина. - Школьный психолог. - No 2. - 2010. - С. 36-42.
16. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – Санкт- Петербург: Тускарора, 2011. – 175 с.
17. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения / Н.Н. Курова. - Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2012. - 186 с.
18. Коробков, С.С. Элементы математической логики и теории вероятности. Екатеринбург / http://window.edu.ru/resource/510/67510/files/A02DPPMAT_UPS1999D00.pdf (дата обращения: 22.11.2024).
19. Лебедева, Л.Д. Проблемы одаренности / Л.Д. Лебедева. -Образование. N 1. - 2010. - С. 97-118.
20. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности /А.А. Лосева. - М.: Академический проспект. - 2014. – 176 с.
21. Лукаш, Е.Ю. Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США / Е.Ю. Лукаш. - Вопросы психологии. - М., 2014. – N 4. - С. 22-30.
22. Маркова, Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности / Н.Г. Маркова, Н.Н. Бац // Психологическая наука и образование. - 2002. - N 1. - С. 51-58.
23. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 192 с.
24. Портал психологических изданий. Новый обзор литературы на тему одаренности и психологии способностей - [Электронный ресурс] / http://psyjournals.ru/psynews/25120.shtml (дата обращения: 22.11.2024).
25. Работа с одарёнными детьми: теория и практика. Учебно- методическое пособие / Т.М. Чурекова, В.В. Корчуганова, З.В. Крецан, Н.И. Приходько. – Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО, 2017. – 110 с.
26. Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей / М.А. Холодная. - Одаренность: рабочая концепция. - М.: 2002. - С.63 - 66.
27. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 22.11.2024).