Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие и принципы социального обеспечения
Социальное обеспечение представляет собой одно из важнейших направлений социальной политики государства, направленное на поддержание достойного уровня жизни граждан посредством предоставления им различных видов социальных выплат и услуг.
Данное понятие включает в себя широкий спектр мер:
- пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- социальная помощь;
- социальное обслуживание [16, с. 12].
Сущность социального обеспечения заключается в том, что оно выступает в качестве системы гарантий, предоставляемых государством с целью обеспечения социальной защищенности граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обеспечение направлено на компенсацию утраченного заработка, предоставление материальной помощи, а также оказание социальных услуг нуждающимся категориям населения [17, с. 25].
Содержание социального обеспечения включает в себя совокупность правовых, организационных и финансовых мер, реализуемых государством и направленных на предоставление гражданам различных видов социальных выплат и услуг.
Меры регламентируются нормами права социального обеспечения, которые закрепляют права граждан на получение пенсий, пособий, компенсаций, а также определяют порядок и условия их предоставления [3; 4; 5].
Социальное обеспечение выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить компенсационную, распределительную, стимулирующую и профилактическую.
Компенсационная функция заключается в возмещении гражданам утраченного заработка или дохода в случае наступления социальных рисков.
Распределительная функция предполагает перераспределение финансовых ресурсов в пользу нуждающихся категорий граждан.
Стимулирующая функция направлена на поощрение социально значимого поведения граждан, в частности, их участия в трудовой деятельности.
Профилактическая функция социального обеспечения заключается в предупреждении и минимизации социальных рисков [16, с. 18-20].
Социальное обеспечение в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, а также федеральными законами, определяющими порядок предоставления различных видов социальных выплат и услуг [1; 3; 4; 5].
Система социальной защиты граждан является одним из важнейших элементов социальной политики государства, направленной на обеспечение социальной стабильности и повышение качества жизни населения.
Социальное обеспечение как важнейший элемент социальной политики государства основывается на ряде ключевых принципов, определяющих его сущность и направленность.
Принципы закреплены в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, и находят свое отражение в практике их реализации [1; 3; 4; 5].
Одним из основополагающих принципов социального обеспечения является принцип всеобщности, который предполагает, что система социального обеспечения должна охватывать всех граждан, независимо от их социального статуса, профессии, места жительства и иных характеристик. Всеобщность социального обеспечения обеспечивает равные возможности для получения социальных выплат и услуг, а также способствует повышению уровня социальной защищенности населения [15, с. 34].
Тесно связанным с принципом всеобщности выступает принцип солидарности, предполагающий, что финансирование социального обеспечения осуществляется за счет объединения средств различных категорий граждан, в том числе работающих и неработающих. Таким образом, реализуется механизм взаимной поддержки и распределения социальных рисков между членами общества [16, с. 25].
Принцип справедливости в сфере социального обеспечения заключается в обеспечении равных условий для получения социальных выплат и услуг, а также соразмерности размера предоставляемых социальных гарантий трудовому вкладу и материальному положению граждан.
Принцип направлен на недопущение дискриминации и обеспечение социальной справедливости [17, с. 45].
Принцип адресности предполагает, что социальные выплаты и услуги должны предоставляться с учетом нуждаемости граждан, их материального и семейного положения.
Реализация данного принципа позволяет сконцентрировать ограниченные ресурсы на поддержке наиболее уязвимых категорий населения [6, с. 9-10].
Принцип доступности социального обеспечения означает, что граждане должны иметь возможность беспрепятственно реализовывать свои права на получение социальных выплат и услуг. Принцип предполагает, в том числе, наличие развитой инфраструктуры и информационной поддержки в сфере социального обеспечения [14, с. 156-157].
Принцип гарантированности социального обеспечения заключается в том, что государство берет на себя обязательство по предоставлению гражданам социальных выплат и услуг в установленных законом размерах и порядке.
Реализация данного принципа обеспечивает стабильность и предсказуемость системы социального обеспечения [1].
Таким образом, система социального обеспечения в Российской Федерации основывается на ряде ключевых принципов, среди которых можно выделить всеобщность, солидарность, справедливость, адресность, доступность и гарантированность.
Социальное обеспечение как комплексная система мер, реализуемых государством, выполняет ряд важных функций, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан и обеспечение их социальной защищенности, находящие свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения, а также в практике их применения [1; 3; 4; 5].
Одной из ключевых функций социального обеспечения является компенсационная функция, а также заключается в возмещении гражданам утраченного заработка или дохода в случае наступления социальных рисков:
- временная нетрудоспособность;
- инвалидность;
- потеря кормильца;
- достижение пенсионного возраста и др.
Реализация компенсационной функции позволяет поддержать уровень жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и обеспечить им необходимые средства к существованию [16, с. 18].
Распределительная функция социального обеспечения направлена на перераспределение финансовых ресурсов в пользу нуждающихся категорий граждан. За счет средств, аккумулируемых в системе социального обеспечения, осуществляется поддержка малообеспеченных, социально уязвимых слоев населения.
Таким образом, реализуется принцип социальной справедливости и обеспечивается равенство возможностей для граждан [17, с. 55].
Стимулирующая функция социального обеспечения заключается в поощрении социально значимого поведения граждан, в частности, их участия в трудовой деятельности. Предоставление различных видов социальных выплат и услуг – пенсии, пособия, компенсации, мотивирует граждан к осуществлению трудовой деятельности, что, в свою очередь, способствует экономическому развитию государства [15, с. 40].
Профилактическая функция социального обеспечения направлена на предупреждение и минимизацию социальных рисков.
Реализация данной функции предполагает осуществление комплекса мер, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья граждан, развитие системы социального страхования и оказание своевременной помощи нуждающимся.
Профилактическая функция позволяет снизить вероятность наступления социальных рисков и, как следствие, сократить расходы на социальные выплаты [16, с. 20].
Помимо вышеперечисленных, социальное обеспечение выполняет также воспроизводственную, регулирующую и контрольную функции. Воспроизводственная функция заключается в обеспечении необходимых условий для восстановления и развития трудового потенциала граждан. Регулирующая функция направлена на оптимизацию социально-экономических процессов в обществе. Контрольная функция предполагает осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере социального обеспечения [18, с. 25-26].
Таким образом, социальное обеспечение в Российской Федерации выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить компенсационную, распределительную, стимулирующую и профилактическую.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы:
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] – Москва: Эксмо, 2022. – 32 с.
2. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/ (дата обращения: 28.11.2023).
3. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/ (дата обращения: 28.11.2023).
4. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64871/ (дата обращения: 29.11.2023).
5. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения: 15.11.2023).
Книги, монографии:
6. Орловский Ю.П. и др. Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учебное пособие для вузов / под общей редакцией Ю.П. Орловского; ответственный редактор М.О. Буянова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 205 с.
7. Гусов К.Н. и др. Право социального обеспечения России: учебник / под ред. К.Н. Гусова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2020. – 640 с.
8. Филиппова М.В. и др. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / под редакцией М.В. Филипповой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 451 с.
9. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 430 с.
Тезисы докладов, материалы конференций:
10. Абрамков О.А., Вульфович Е.В. Международные стандарты в сфере социального обеспечения: проблемы реализации в современной России // Региональная экономика: опыт и проблемы: Материалы X международной научно-практической конференции («Гутманские чтения»), Владимир, 17 мая 2019 года / Владимирский филиал РАНХиГС. – Владимир: Владимирский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2019. – С. 8-11.
11. Жакшакулова Д.Р. Проблемы правового регулирования обеспечения граждан пособиями // МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ и ИННОВАЦИИ: сборник статей IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 30 декабря 2021 года. Том Часть 1. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 203-206.
Статьи в периодических изданиях и сборниках статей:
12. Акатнова М.И. Развитие правового регулирования социального обеспечения на международном уровне // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № (10). – С. 184-190.
13. Александрова А.В. Социальное законодательство зарубежных стран в XXI веке // Lex Russica (Русский закон). – 2019. – № 7(116). – С. 130-145.
14. Атабиева А.И. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в области социального обеспечения // Правовая культура. – 2022. – № 1(12). – С. 102-107.
15. Батыршина Э.И. Уровень жизни в Швеции // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – № 6(93). – С. 9.
16. Воронина К.А., Гусейнова С.Э. Финансовое обеспечение социальной политики Федеративной Республики Германия // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 3(42). – С. 714-724.
17. Демченко М.В. Правовое регулирование защиты государством малоимущих граждан в отдельных зарубежных странах // Проблемы экономики и юридической практики. – 2023. – Т. 19, № 4. – С. 40-49.
18. Лавриненкова М.В., Савкин Д.О. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2024. – № 46 (545). – С. 156-158.
19. Яловенко И.А. Модели социального обеспечения на примере зарубежных стран // Вопросы российской юстиции. – 2020. – №10. – С. 15-20.