Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальная политика связана с тем, как общества во всем мире удовлетворяют потребности людей в безопасности, образовании, работе, здоровье и благополучии. Социальная политика направлена на то, как государства и общества реагируют на глобальные вызовы социальных, демографических и экономических изменений, а также бедности, миграции и глобализации. Социальная политика анализирует различные роли: национальных правительств, семьи, гражданского общества, рынка и международных организаций в предоставлении услуг и поддержки на протяжении всей жизни от детства до старости. Эти услуги и поддержка включают поддержку детей и семьи, школьное образование и образование, обновление жилья и микрорайонов, поддержание доходов и сокращение бедности, поддержку безработицы и обучение, пенсии, здравоохранение и социальную помощь.
События и изменения в общественной жизни привели к изменению социальных потребностей. Поэтому проблемы и пути их решения также меняются. Индустриальная революция, которая произошла в восемнадцатом веке, имела некоторые важные последствия не только для экономической жизни, но и для социальной структуры. Он был направлен на решение социальных проблем и обеспечение процветания посредством социальной политики, которая является междисциплинарной областью, и, следовательно, возникла концепция государства всеобщего благосостояния. Государства, которые имели либеральные интересы и традиционные функции защиты и достигли сильной позиции благодаря своим интернационалистским подходам, пережили период трансформации из-за экономических и социальных изменений, которые произошли в последней четверти двадцатого века. Он подвергся критике за то, что государства увеличили социальные расходы для удовлетворения социальных потребностей и поэтому вызвали экономический кризис в этот период, когда обсуждались последствия глобализации. Социальная политика является всеохватывающей дисциплиной, что означает предоставление решений для удовлетворения потребностей социальной жизни. Социальные проблемы меняются в зависимости от экономических и экологических факторов. Эти изменения также различаются в зависимости от социальной структуры и государственной политики.
Предмет исследования – направления социальной работы. Объект исследования – эффективность социальной работы
Цель: анализ системы эффективности социальной работы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эффективность социальной работы: подходы к определению понятия, сущность.
2. Описать методы оценки эффективности социальной работы.
3. Проанализировать методы сбора данных о результатах социальной работы.
4. Привести примеры успешных практик и проблемных зон.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в работе разработаны перспективные направления для конкретного муниципального образования в современных экономических условиях, которые могут быть апробированы на практике.
Информационно-эмпирическая база исследования включает учебники, учебные пособия, интернет-ресурсы.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Эффективность социальной работы: подходы к определению понятия, сущность
Исторический фон социальной политики связан с важными событиями в истории человечества. Важным краеугольным камнем в мировой истории, промышленной революции, является экономическая революция с одной стороны, но она усилила социальные проблемы с другой стороны. С промышленной точки зрения общества можно рассматривать как доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество. Можно также сказать, что социальная политика, которая обеспечивала решение социальных проблем, также изменилась в зависимости от условий периода 11.
Видно, что традиционные методы использовались для удовлетворения социальных потребностей, а группы, нуждающиеся в защите, пытались защитить с помощью социальной помощи и услуг в доиндустриальный период.
Период, который начался с промышленной революции, вызвал различные социальные проблемы, начиная со второй половины восемнадцатого века. В поисках решений проблемы бедности и социального дисбаланса, которые были вызваны индустриализацией, социальная политика пыталась найти баланс между экономикой и социальной политикой. Миграция в промышленно развитые регионы под воздействием индустриализации вызвала появление новых профессий, негативные условия жизни и работы, а также бедность. Перед лицом этого изменения в демографической структуре государства приняли либеральное экономическое понимание в качестве решения. Свободная рыночная экономика, возникшая в результате опасений, что вмешательство государства нанесет ущерб экономическому и социальному равновесию, помогла части общества достичь благосостояния, но привела к обнищанию работников, составляющих большинство общества [10].
Тот факт, что либеральное государственное понимание ограниченного подхода привело к негативным результатам в социальной политике, привело к принятию более интервенционистской и регулирующей модели государства. Поскольку возросли социальные ожидания того, что государство должно удовлетворять социальные потребности, у государства появился новый характер для решения социальных проблем. Под влиянием войн, разразившихся в первой половине двадцатого века и экономического кризиса 1929 года, концепция государства изменилась в пользу социальной политики. С кейнсианским экономическим подходом это проложило путь для более инклюзивных вмешательств и приняло подход «государства всеобщего благосостояния». Однако, также под влиянием глобализации, интервенционистский подход государства всеобщего благосостояния к обеспечению экономического и социального благосостояния не смог обеспечить экономический рост, и положение государства вновь обсуждалось.
В этот новый период, когда увеличение социальных расходов и налогов воспринималось как угроза, было предложено уменьшить социальные обязанности государства. Кризис, начавшийся в 1970-х годах, и проблемы, которые усилились в результате глобализации, привели к трансформации государства всеобщего благосостояния. Кризис государства всеобщего благосостояния и постоянно растущая дискуссия о роли государства в определении социальной политики заставили государства погрузиться в новые поиски [13, с. 78].
Хотя версии в отношении состояния благосостояния Золотого Века были разными, можно сказать, что основными установками были неолиберальные установки, такие как повышение эффективности местных администраций, обеспечение обеспечения благосостояния для коммерческих организаций и предоставление социальных услуг частному сектору. Таким образом, режим государства всеобщего благосостояния, возникший в результате промышленной революции, был перестроен с «информационным веком» и глобализацией, возникшей в последней четверти двадцатого века. В этот период социальная политика определяется гражданским обществом, международными и наднациональными организациями вместо традиционных средств, и понимание социальной политики превращается в новые формы.
Несмотря на все критические замечания, государство все еще регулирует и осуществляет социальную политику. Государство всеобщего благосостояния подвергается некоторым преобразованиям и в некоторой степени заменяется неолиберальной политикой в результате изменений, вызванных глобализацией и информационным веком, и, по прогнозам, оно продолжит свое существование в новых формах и останется важной силой для регулирования социальной политики в будущем.
Эффективность - одна из важнейших характеристик человеческой деятельности. Это наиболее важная категория экономической науки, поскольку она характеризует эффективность всего общественного производства. Национальная экономика считается эффективной, когда потребности всех членов общества удовлетворяются наилучшим образом с помощью этих ограниченных ресурсов. Соотношение цели и результата дает представление об эффективности работы. Неслучайно определение: эффективность-это степень реализации цели 13.
Чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. При определении эффективности обязательно присутствуют элементы: цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Основная цель и результат в этом списке - это начало и конец деятельности. Характерно, что эффективность рыночной экономики – это состояние, при котором невозможно повысить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека без ухудшения положения другого члена общества.
Первоначальной целью социальной работы является изучение социальных потребностей различных категорий людей. После изучения и оценки потребностей, выявления возможностей и методов их удовлетворения у социальных работников возникает цель: защита социальных интересов людей, которые в первую очередь не способны обеспечить свое существование самостоятельно.
Важной целью социальной работы в рыночных условиях является развитие творческих способностей людей, что позволяет им самостоятельно решать свои проблемы.
Широко распространено мнение, что социальная работа направлена на оказание материальной и финансовой помощи нуждающимся и на обеспечение опеки над уязвимыми. По сути, сегодня в России это основная деятельность государственных и общественных органов социальной защиты населения. Однако, если социальная работа ограничивается только аналогичными целями, она будет способствовать развитию иждивенцев для нуждающихся, что сегодня довольно распространено. Мировая практика социальной работы показывает, что главное - поощрять инициативу и творчество, а также создавать для нуждающихся среду, в которой они могут найти выход из затруднительного положения и рассчитывать на социальную поддержку, чтобы обрести способность самостоятельно удовлетворять собственные потребности 16.
Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения является концептуальной целью социальной работы. Достижение вышеуказанных целей логически неизбежно должно привести к утверждению в обществе духа человечности, взаимоуважения, требовательности и помощи, что можно рассматривать как конечную цель социальной работы. В этом случае его конечная цель сливается с целями другой общественной деятельности: экономической, правовой, культурной и т.д.
Понятно, что цели социальной работы реализуются не сразу, а путем решения более мелких задач, составляющих содержание ее целей. Цели и задачи социальной работы всегда конкретны. Они вызваны реальными потребностями реальных людей. При определении целей и задач социальной работы важно исходить из этих жизненных потребностей. Социальная работа, основанная на реальных потребностях, может быть очень эффективной.
Существенным показателем понятия «эффективность социальной деятельности» также должна быть общепринятая норма или идеал. Этические нормы (уважение к старости, сострадание к больному, почитание матери и т.д.) служат критерием морального здоровья (или нездоровья) общества. И социальная работа направлена на их поддержку. Стремление к идеалу является показателем эффективности всей общественной деятельности, в том числе социальной работы.
Социальная работа всегда требовала объективной оценки помощи, оказываемой клиентам. В 1978 году К. Вуд опубликовал в США обзор эффективности социальной деятельности. Она пришла к выводу, что социальная работа неэффективна. Но в то же время ей удалось определить шесть принципов, на которых основан успех работы с клиентом. Согласно К. Вуд, практика должна 9:
1) уметь точно сформулировать проблему;
2) тщательно анализировать проблему и факторы, способствующие ее возникновению, препятствующие ее решению или, наоборот, способствующие его разрешению;
3) совместно с клиентом оцените, в какой степени проблема может быть решена;
4) поставить задачу, обсудить условия договора с клиентом;
5) планирование мероприятий;
6) оценить прогресс, достигнутый клиентом.
Особенность социальной работы в том, что ее эффективность зависит от степени социально-экономической помощи тому, кто оказался «другим» членом общества, попавшим в ситуацию экономического риска.
1.2. Методы оценки эффективности социальной работы
Разнообразие методов делает проблему выбора наиболее эффективного метода чрезвычайно актуальной с точки зрения перспективы решения конкретной теоретической или практической проблемы социальной работы.
Проблема взаимосвязи между применяемыми методами социальной работы и результатами их применения предполагает необходимость разработки критериев оценки социальной работы и показателей ее эффективности. Эффективность социальной работы может быть достигнута за счет повышения уровня адаптации клиентов и снижения социальной дезорганизации в обществе, позитивных изменений в гуманизации условий жизни и конкретных результатов социальной работы 14.
Методы оценки эффективности социальной работы - это методы, приемы и оценки, которые отвечают на вопрос о том, насколько эффективными были используемые профессиональные практические методы. Полученные ответы являются показателями эффективности социальной работы (соотношение результатов, полученных в ходе социальной работы, и затрат, которые стимулировали достижение полученных показателей). Пожалуй, наиболее продуктивным методом получения оценки эффективности социальной работы является параметрический (сравнительный) метод. Он предполагает сравнение двух ключевых параметров: в каком состоянии находился клиент до оказания социальной помощи и каким он был после нее. Разница между этими двумя параметрами является критерием эффективности, который указывает на эффективность используемых методов и степень достаточности мер для решения конкретной проблемы 13.
Другим методом оценки эффективности может быть удовлетворенность клиентов с помощью регулярных опросов клиентов или сравнения эффективности действий, проводимых социальными службами, с нормами или стандартами в конкретной области. Например, при оценке эффективности социальной работы с малообеспеченными слоями населения следует сопоставить объем предоставляемой помощи с минимальным уровнем жизни населения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) // Российская газета, N 148-149, 06.08.1998.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета, N 256, 31.12.2001
5. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ // Российская газета, N 295, 30.12.2013.
6. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
7. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 мая 1992 г., N 19, ст. 1044
8. Закон Свердловской области от 09.10.2009 № 79-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции Закона Свердловской области от 22.03.2018 № 35-ОЗ) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895220781 (дата обращения 21.10.2019 г).
9. Берая И. О. Развитие института брака в России [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2019. — С. 162-165
10. Валова В.А. Управление социальной защитой населения региона / В.А. Валова // Социальное обслуживание – 2019. – №2. – С. 5–19.
11. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия (Academia), 2024. - 333 c.
12. Горшков, А. В. Право социального обеспечения / А.В. Горшков. - М.: Омега-Л, 2021. - 160 c.
13. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения. Краткий курс лекций / И.В. Григорьев. - М.: Юрайт, 2022. - 208 c.
14. Гусева, Т. С. Право социального обеспечения в России / Т.С. Гусева. - М.: Юркомпани, 2021. - 276 c.
15. Дзгоева-Сулейманова, Ф. О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ф.О. Дзгоева-Сулейманова. - М.: Проспект, 2019. - 224 c.
16. Добромыслов, К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, 2022. - 416 c.
17. Кауфман, А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях. Учебное пособие / А.А. Кауфман. - М.: Проспект, 2023. - 370 c.
18. Кобзева, С. И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2019. - 266 c.
19. Кочьян Л.М. Социальное обслуживание и социальная защита как парадигмы российской социальной работы [Текст] / Л.М. Кочьян // Ученые записки Российского Государственного социального Университета. – 2019. – №6 – Том 2. – С. 45–53.
20. Левада Ю.Н. Отношение населения к вмешательству государства в социальную сферу [Текст] / Ю.Н. Левада // Социальное обслуживание – 2024. –№2. – С. 31–38.
21. Лушников, А.М. Курс права социального обеспечения / А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2024. - 550 c.
22. Мухамбетказиева К.С. Правовое регулирование имущественных отношений супругов с позиции гражданского и семейного права // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 нояб. 2019 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 433-435.
23. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Юрайт, 20122. - 560 c.
24. Темникова Н.А. Государственная регистрация заключения брака // Пермский конгресс ученых-юристов: тезисы докладов международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 г.). – Пермь, 2020. – С. 341–344.
25. Толенова А.О. Правовое регулирование прав и обязанностей супругов по законодательству Российской Федерации и развитых стран в зарубежном правопорядке // Интерактивная наука. – 2019. – № 7 (29). – С. 64-66.
26. Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. - 2019. - №11. - С. 225-227. - URL https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 13.11.2024 г.).
27. Липатова Д.С. Анализ эффективности социальной политики России в сфере социальной защиты населения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 12(63). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/63/49291 (дата обращения: 13.11.2024).
28. Лисицына М.С. Проблемы системы социальной защиты и пути их решения (на примере Волгоградской области) [Электронный ресурс] // Научный диалог: экономика и управление – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/14923/discussion_platform (дата обращения: 13.12.2024).
29. Лисицына М.С. Роль государства в сфере социальной защиты населения [Электронный ресурс] // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Режим доступа: https:/interactive-plus.ru/ru/article/16189/discussion_platform (дата обращения: 13.12.2024).