Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государству всегда отводится важная роль в управлении рыночной экономикой. Даже свободную конкуренцию сложно представить без вмешательства государства, которое отвечает за организацию налично-денежного обращения, правовое обеспечение функционирования рыночной экономики. Кроме того, необходимость деятельности государства связана с потребностями собственно рыночной системы, преимуществами и недостатками ее функционирования.
Степень экономического развития является историческим понятием. На каждом этапе развития национальной экономической системы и мирового сообщества вносятся различные изменения в состав основных показателей. Разнообразие производственных факторов и условий развития стран не дают возможности дать оценку уровня экономического развития с какой-либо одной стороны.
Целью данной работы является рассмотрение границ государственного вмешательства в экономику.
Задачи:
- рассмотреть экономические кризисы и роль государства в их преодолении;
- определить социальную ответственность государства и защиту интересов населения;
- описать границы государства в цифровой экономике;
- проанализировать границы государственного вмешательства в экономику;
- описать регулирование рыночных отношений и поддержка отдельных отраслей экономики (поддержка экономики РФ в условиях СВО);
- описать необходимость защиты прав потребителей;
- рассмотреть негативные последствия чрезмерного государственного регулирования экономики.
Объект исследования – границы государственного вмешательства в экономику.
Предмет исследования – перспективы вмешательства государства в экономику России.
Глава 1. Роль и место государства в современной экономике
1.1 Экономические кризисы и роль государства в их преодолении
Основными показателями уровня развития экономики являются:
ВВП и НД на душу населения;
Отраслевая национальная экономическая структура;
Производство основных категорий товаров на душу населения;
Качество и уровень жизни;
Экономическая эффективность производства.
Ведущие показатели при оценке экономического развития – это ВВП и НД.
Данные показатели составляют основу мировой классификации, которая разделяет страны на развивающиеся и развитые.
Другой показатель, широко применяемый в мировой практике – это отраслевая экономическая структура. Ее оценка осуществляется на базе показателя ВВП, который рассчитан по отраслям. В первую очередь исследуется соотношение крупных народно-хозяйственных отраслей нематериального и материального производства.
Также уровень экономического развития характеризуют производственные показатели по некоторым основным видам продукции. На их основе можно судить о возможности удовлетворения потребительских предпочтений в стране.
Например, производство электроэнергии. Электроэнергетика составляет основу развития всех хозяйственных отраслей, она влияет на развитие научно-технического прогресса, уровень производства, качество товаров и услуг.
Понятие «кризис» непременно рассматривается в контексте истории реформ. Поэтому кризис - тяжелое состояние общества, вызванное противоречиями в развитии какой-либо одной или многих составляющих его жизни Любые формы проявления кризиса могут быть рассмотрены как статика и как динамика. В первом случае рассматриваются элементы системы, взятые в статическом состоянии, во втором – как эти элементы эволюционируют и взаимодействуют . Например, в условиях социалистического общества собственность и труд – статика. А их взаиморазвитие и его результат и следствие этого взаимодействия – динамика. Для понимания кризисов, причин их возникновения и их последствий, необходим системный подход. Кризис – необходимый и естественный этап в развитии любой системы. Бескризисного развития не существует. Рано или поздно наступит момент, когда системе для продолжения эволюции необходимо будет сменить парадигму. «Кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию» .
Еще в конце XIX в. было подмечено, что общеэкономический кризис начинается с финансового. Анализ наиболее значительных кризисов позволяет говорить о первичности именно финансовой их составляющей – резком раздувании, а затем «схлопывании» финансового «пузыря». Поэтому, на наш взгляд, по крайней мере, является спорным мнение, что «часто причиной финансового кризиса становится экономический кризис, а проблемы конкретных рынков способствуют его усилению, хотя возможно возникновение специального финансового кризиса». Финансовому кризису может предшествовать экономический кризис, завершать или разворачиваться одновременно с ним, но иногда непосредственно и не затрагивать реальный сектор.
Кризисным явлениям подвержены экономики практически всех стран мира. Причем если до XIX в. кризисы в основном носили локальный характер – в пределах одной страны, то в дальнейшем распространялись на целые регионы (две или более страны) и континенты, приобретая международный и глобальный характер соответственно, поскольку развитие торговли создавало благоприятные условия для их распространения.
Теории, изучающие кризисные явления, различают финансовые кризисы в зависимости от причин возникновения, а также от механизма развития.
В отечественной науке финансовый кризис чаще всего уподобляют элементу экономического кризиса и делят его на финансовый, валютный, банковский и биржевой кризис. Причем финансовый кризис выражается в нарушении стабильности в самих финансах, а биржевой кризис выносится за рамки финансового кризиса.
По мнению К. В. Рудого , основными элементами финансового кризиса являются валютный кризис, банковский кризис или их комбинация – двойной кризис, а также долговой кризис. В своей работе он обращает внимание на то, что кризис денежного обращения и бюджетный кризис являются лишь факторами, порождающими валютный кризис. Приведем пример, как США при помощи эффективных государственных мер (а именно-кейнсианской модели) позволило выйти из кризиса 1929-1933 г.
До 30-х годов прошлого столетия в экономике господствовал экономический либерализм. Согласно нему, рыночная экономика была работающей системой, была исключена необходимость регулирования государством социально-экономических процессов. С переходом к монополизму происходило изменение форм экономического функционирования. Государство стало активно принимать участие в процессе воспроизводства . Трансформация государственной роли были связана со следующими процессами:
- производство теперь обобществляется. Создаются монополистические формы предпринимательства, конкуренция от свободной переходит к несовершенной форме. Нужны были новые методы регулирования экономики государством.
- первая мировая война, продемонстрировавшая, что государство успешно справляется с темами производства, распределения финансов и труда, потребления и корректировки рынка.
- экономический кризис 1929-1933-х гг., как демонстрация того, что механизмы рынка не могут разрешать все внутренние и внешние конфликты.
- кризис в теории экономики, который проявился в том, что в начале прошлого столетия стали неприменимы теории, аргументировавшие автоматизм функционирования рынка.
- формирование функционального анализа экономики на основе концепций кембриджской школы; директивное планирование в государствах социалистического типа; разработка и введение в экономику математических моделей и методов экономического анализа .
Эти процессы говорили о том, что было нарушено саморегулирование рыночной экономики, внедрение форм и методов влияния государства на социально-экономические процессы. Поэтому возникла необходимость в изменении теории экономики и созданию новых концепций к теме экономической роли государства. На смену неоклассической концепции поддержания равновесия в экономике приходит кейнсианская теория.
1.2 Социальная ответственность государства и защита интересов населения
Возросший запрос общества на социальную справедливость актуализирует изучение и пересмотр концептуальных взглядов на правовое и социальное государство, на принципы организации публичной власти, конкретизацию положений и новое закрепление в нормативной сфере многих декларативных конституционных норм, значение которых переоценить сегодня трудно. Постсоветский период социального обустройства России выявил ряд проблем организации публичного порядка институтов власти, конституционных гарантий защиты безопасности граждан, исполнения обязательств самого государства, его
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 23.11.2024)
2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 23.11.2024)
3) Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р <Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года>// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256217/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения 23.112024)
4) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 23.11.2024)
Статьи, монографии
5) Бадыкова И. Р., Зарубежный опыт и тенденции развития корпоративной социальной ответственности : особенности инструментального подхода // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 130-134
6) Бойматова Д.П. О рол государства в регулировании экономики// XII ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Дню таджикской науки и 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Том Часть II. Душанбе, 2022. С. 451-453
7) Вашкевич П. Эффективность государственного регулирования в условиях глобализации: оценка механизмов и инструментов экономической политики// Международный научный журнал «ВСЕМИРНЫЙ УЧЕНЫЙ» Выпуск № 32, Том 1. С, 129-131
8) Гайнудинова А.Р. Риски законотворчества в условиях чрезвычайных ситуаций. В сборнике: Право, экономика и управление: актуальные вопросы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 320-323.
9) Дойников И.В., Эриашвили Н.Д. Проблемы государства и права переходного периода: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2019. – С. 10-12
10) Дорофеев М. Л., Актуальные проблемы регулирования экономического неравенства и пути их решения // Банковское дело. — 2021. — № 8 (330). — С. 24-25
11) Камаева Я.М., Левченко Л.В. Государственное регулирование экономики//ВЕСТНИК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2019. № 2. С. 56-60
12) Кислых К. А., Иванова И. К. Государственное регулирование экономики России в условиях санкций// СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 190-196
13) Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. - Т. 3. - М., 1970.
14) Москвин В., Кризис мировой системы - стрела возмездия // Инвестиции в России. — 2021. — № 6. — С. 21-23
15) Ореховский П. А., Левая утопия в XXI веке // Общественные науки и современность. — 2020. — № 2. — С. 162-165
16) Попова А.О. Некоторые особенности построения системы защиты прав потребителей в России и Германии//ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ. Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Симферополь, 2022. С. 378-380
17) Преступность и реформы в России / А.И. Долгова, В.А. Серебрякова, Е.М. Юцкова и др. – М.: Криминологическая ассоциация: научно-исследовательский ин-т проблем укрепления законности и правопорядка, 1998.
18) Рудый, К. В. Финансовые кризисы: теория, история, политика / К. В. Рудый. М. : Новое знание, 2003.
19) Степаненко Р.Ф. Социальная ответственность государства и личности: актуальные проблемы общей теории права//ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Материалы V Национальной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 38-40
20) Хасбулатов Р. И., Иррационализм чрезмерного влияния фактора политики на экономику: общемировые тенденции // Федерализм. — 2018. — № 2. — С. 112-113
21) Эбзеев Б.С. Актуализации Конституции России: собирательный образ поправок президента РФ В.В. Путина и новые смыслы основного закона. Государство и право. 2020. No4 – с. 10-12