Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия является себестоимость продукции. Изучение себестоимости продукции имеет большое значение для предпринимательской деятельности организаций.
Разработка и реализация управленческих решений основывается на соответствующей информации о состоянии дел в конкретной области деятельности организации. Затраты на производство и реализацию продукции являются необходимой основой для определения прибыли.
Себестоимость продукции является одним из важнейших качественных показателей, характеризующих все аспекты хозяйственной деятельности предприятия, их достижения и недостатки.
Уровень затрат связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования и расходованием фонда заработной платы.
Себестоимость является основой для определения цен на продукцию. Его снижение приводит к увеличению размера прибыли и уровня рентабельности.
Для предприятий, производящих продукцию, цены на которую строго регулируются законом, снижение издержек - это возможность сделать свое производство прибыльным и получать прибыль.
Радикальные экономические изменения в нашем государстве требуют изменений в управлении, а рыночные условия побуждают предприятия стремиться к оптимизации затрат. Этому во многом способствует экономический анализ, от которого зависит качество и эффективность информационного обеспечения управления.
Проблема снижения затрат на производство и реализацию продукции является одной из наиболее актуальных для предприятий российской промышленности в условиях рыночных отношений.
Основными требованиями к конкурентоспособной продукции являются хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями. Возможности снижения затрат на производство и реализацию продукции имеются на каждом предприятии.
Необходимость изучения затрат предприятия возникает из-за того, что в конечном итоге их совокупность оказывает решающее влияние на формирование практически всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия.
Целью работы является исследовать основные направления издержек производства и себестоимость продукции в организации.
Задачами работы являются:
-рассмотреть понятие издержек производства и себестоимости, их экономическая роль;
-определить уровень себестоимости основных видов продукции в динамике, факторы ее изменения в целом и отдельных статей затрат;
-изучить структуру себестоимости, ее значение в выявлении резервов снижения затрат на единицу продукции;
-дать общую характеристику ТФ «Николь»;
-выполнить анализ себестоимости и резервов снижения продукции в ТФ «Николь»;
-предложить пути снижения себестоимости продукции в ТФ «Николь».
Объектом исследования является ТФ «Николь».
Предметом исследования является себестоимость продукции организации.
При написании работы использовались математические, статистический и табличный методы, методы сравнения.
Структура работы. Работа состоит из введения. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В современном бухгалтерском учете большинство компаний предпочитают использовать категорию «расходы» вместо «затрат», хотя по сути они значительно различаются. Затраты, расходы, издержки - важные экономические понятия, которые существенно влияют на прибыльность, рентабельность и эффективность деятельности предприятия. Одним из ключевых направлений экономии считается снижение и оптимизация расходов [2, с. 115].
Себестоимость отражает стоимость использования природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств и труда в производстве, а также дополнительное финансирование на изготовление продукции.
Наилучших результатов при минимальных затратах можно достигнуть, выбирая оптимальную стратегию снижения себестоимости продукции, при этом экономя трудовые и финансовые ресурсы.
Главная задача анализа - это оценка жизнеспособности плана затрат, прогрессивность мер по их сокращению, анализ выполнения плана и поиск способов устранения отклонений.
Общие расходы на создание и реализацию продукции (себестоимость товаров, работ, услуг) измеряются стоимостью использования различных ресурсов в процессе производства [12, с. 40].
Производственные и коммерческие издержки включают расходы, связанные с производством и организацией производства, использованием материалов, усовершенствованием технологий, оплатой консультационных услуг и затратами на обучение сотрудников, а также государственные и негосударственные страховки и пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование [27, с. 127].
В современных бухгалтерских системах категория «расходы» чаще используется по сравнению с «затратами», несмотря на их различные содержания.
Себестоимость охватывает полные издержки на производство и сбыт продукции, как реальные, так и нормативные. В России показатели государственных предприятий имеют отраслевой характер, однако в большинстве случаев нормативные акты не стимулируют снижение затрат. Предприятия могут оправдать отклонения от стандартов, ссылаясь на особые условия работы [7, с. 84].
Современная экономическая теория основывается на использовании редких ресурсов и возможности их альтернативного применения. Альтернативное производство позволяет выбирать между различными продуктами на основе оптимального использования ресурсов. Это означает, что, выбрав производство мебели из дерева, организация отказывается от других вариантов его использования, например, в строительстве домов. Таким образом, экономические издержки на использованный ресурс равны его стоимости в случае наиболее выгодного использования [16, с. 99].
Экономические издержки представляют собой компенсирование поставщику, которое компания производит за предоставленные ресурсы, а также внутренние расходы на ресурсы, используемые данной фирмой для определённого производства.
Исходя из этого, производственные затраты в любой момент времени отражают стоимость ресурсов, задействованных в изготовлении товаров и услуг, реализованных за этот период. Прибыль компании определяется ценой продукции и затратами на её изготовление. Цены на рынке формируются через взаимодействие спроса и предложения, влияющие на её колебания: затраты могут либо возрастать, либо уменьшаться в зависимости от количества использованных труда и финансов.
Ключ к снижению производственных затрат лежит в определении оптимального объёма закупаемых ресурсов и созданных изделий, а также в сокращении трудозатрат и увеличении производительности. Чтобы произвести больше продукта, необходимо мотивировать производителей и поставщиков к перераспределению ресурсов на производство нужных нам товаров. Издержки всегда зависят от спроса и предложения. Повышение спроса на товар увеличит его стоимость, но только если это не сопровождается ростом затрат на его предложение.
1.2. Уровень себестоимости основных видов продукции в динамике, факторы ее изменения в целом и отдельных статей затрат
Чтобы предприниматель мог выполнять оценку, контроль, планирование и выбор конкретного направления деятельности фирмы, необходимо разделение себестоимости на несколько типов.
Цеховая себестоимость. Она включает все статьи расходов, в том числе вспомогательные, для обеспечения функционирования цеха и выпуска продукции [19, с. 40].
Производственная себестоимость. Сюда входят затраты, аналогичные стоимости судна, а также общие и целевые расходы, связанные с производственным процессом.
Полная себестоимость. Предприниматели обычно рассчитывают общую себестоимость продаж, которая включает в себя как производственные издержки, так и коммерческие расходы. Эти расходы важны для поддержания качества продукции, включая упаковку, маркетинг и интернет-рекламу.
Общеэкономическая себестоимость. Этот тип затрат носит также название косвенных и охватывает расходы на содержание управляющего персонала компании: директора, бухгалтеров, руководителей отделов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова С. И. Прогрессивные методы управления затратами и пути их применения [[ Символ науки. - 2023. - № 4. - С. 56-59.
2.Бабаев Ю. А. Учет затрат на производство себестоимости продукции (работ, услуг): учеб.-практ. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 198 с.
3.Бовша Н.В. Калькулирование себестоимости продукции [[Учет в производстве. -2021. -№4.- С.44-46.
4.Болотин А. А. Калькулирование себестоимости как элемент управления прибылью предприятия [[ Концепт. - 2022. - № 38. - С. 40-48.
5.Быкова И. В. Анализ основных факторов, влияющих на себестоимость продукции [[ Управленческий учет. - 2023. - № 1. - С. 60-68.
6. Гомонко, Э.А. Управление затратами на предприятии: учебник. – М.: КНОРУС, 2021. – 320с.
7.Дорман В. Н. Совершенствование управления затратами предприятия: учебник. – М.: Финансовый менеджмент, 2021. – 164 с.
8.Жалтырова О. Методологические основы управления затратами [[ Проблемы теории и практики управления. -2022. - № 4. - С. 129-132.
9.Илюхина Н. А. Методика управленческого учета затрат себестоимости продукции [[ Науковедение. - 2022. - № 2. - С. 32-45.
10. Котляров С. А. Управление затратами: учеб. – СПб: Питер, 2019. – 258 с.
11.Лазаревич, М.И. Себестоимость продукции на предприятии [[ Экономика. Финансы. Управление. - 2020. - №2. - 35-40.
12.Лешко, В. Как определить причины роста себестоимости [[ Финансовый директор. – 2022. - №7 - С.37-43.
13.Либерман И. А. Цены и себестоимость продукции: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2021. – 301 с.
14.Никитина Е. Б., Жуковская С. Л. Управление затратами и контроллинг: учеб. пособие. – Пермь, 2021. – 129 с
15. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ–костинг»: учебник. – М.: Наука, 2022. – 213 с.
16.Павловская, А.В. Пути и резервы снижения себестоимости предприятия. – Ухта: УГТУ, 2020. – 131 с.
17. Попова, Л.В. Процедура учета затрат и управления себестоимостью [[ Финансовый менеджмент. - 2021. - №1 - С. 44-55.
18.Пугачева, М.А. Управление затратами предприятия [[ В сборнике: Экономический форум «Экономика в меняющемся мире». - 2019. - С. 42-44.
19.Рафикова Н.Т. Влияние инфляции на себестоимость продукции и затраты производства [[ Вопросы статистики. - 2021.- №11. – С. 35-41.
20. Рафикова Н.Т. Совершенствование системы анализа себестоимости продукции [[ АПК: экономика и управление.-2021. -№3.-С.62-68.
21. Рева, З.Я. Управление затратами предприятия [[ Символ науки. - 2020. - № 4. - С. 145-147.
22.Роднова И. С. Классификация затрат предприятия [[ Российское предпринимательство. - 2023. - № 1 (223). - С. 73-77.
23.Светов, А.Ф. Уметь нужно платить меньше, а получать больше. Резервы снижения себестоимости продукции [[ Экономика. Финансы. Управление. - 2020. - №3- С.41-45
24.Соколов А. Ю. Современные подходы к исчислению целевой себестоимости продукта [[ Управленческий учет. - 2022. - № 10. - С. 26-37.
25. Таурбаев, М.Е. К вопросу об управлении затратами предприятия [[ В сборнике: Инновационные процессы в экономике и бизнесе - 2021. - С. 35-39.
26.Учет затрат и калькулирование в производственной сфере [ Сост.: Н.П. Фефелова, Н.А. Земцова – Саратов, 2020. – 185с.
27.Шеремет А. Д. Методика учета и анализа себестоимости продукции: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 256 с.
28. Официальный сайт ТФ «Николь» - https:[[www.nikol.biz[