Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность изучения стратегий интегрированного роста обусловлена рядом факторов: во-первых, возможностью повысить рентабельность. Это достигается за счёт контроля различных стратегически важных звеньев производственной и сбытовой цепей, например обеспечения регулярных поставок или контроля за сетью сбыта и реализации. Стратегии интегрированного роста обеспечивают доступ к новым технологиям и инновациям. Объединение с другими компаниями позволяет делиться знаниями, опытом и инновационными разработками, что способствует более эффективному развитию и внедрению новшеств. Интеграционный рост позволяет компаниям выходить на новые географические рынки, что не только увеличивает объём продаж, но и способствует диверсификации рыночных рисков. Однако успешная реализация стратегии интеграционного роста требует тщательного планирования, глубокого понимания рыночной динамики и эффективного управления рисками.
Цель курсового проекта - разработка предложений по совершенствованию системы стратегического развития организации.
Задачи курсового проекта:
1) уточнить понятие и сущность стратегического управления;
2) рассмотреть типы стратегий в современном менеджменте
3) описать стратегии интегрированного роста;
4) дать общую экономическую характеристику предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского»;
5) провести стратегический анализ деятельности предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского»;
6) разработать рекомендации по выбору стратегии развития предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Объект курсового проекта – деятельность предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Предмет курсового проекта – процесс разработки стратегии развития интегрированного роста АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
В курсовом проекте используются следующие методы: компаративный анализ источников, классификация, PEST-анализ, SWOT-анализ, 5 сил Портера и др.
Информационная база курсового проекта включает учебные пособия, периодические издания по теме исследования, интернет-ресурсы, статистические данные, опубликованные в свободном доступе, отчетность предприятия АО «Гусевский стекольный завод имени Ф.Э. Дзержинского».
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Слово «стратегия» происходит от греческого «strategos», что означает «искусство полководца». Понятие стратегии происходит от военной теории, в которой «искусство генерала» и «искусство лейтенанта» четко разделены. В современном менеджменте стратегия - это подробный, всеобъемлющий, всеобъемлющий план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей.
В условиях глобальных кризисных явлений и гипердинамических изменений в мировой экономике вопрос эффективного и устойчивого функционирования предприятия занимает важное место. Чтобы эффективно управлять компанией в динамичной и быстро меняющейся бизнес-среде в современных условиях, в долгосрочной перспективе на первый план выдвигается потребность в новых подходах к управлению бизнесом. Сегодня в мировой практике стратегический менеджмент является таким инструментом обеспечения эффективности и конкурентоспособности. Развитие стратегического менеджмента на предприятиях сталкивается с рядом методологических трудностей, одной из которых является выбор эффективной стратегии развития предприятия. Процесс разработки эффективной стратегической деятельности предприятия - многогранная и сложная задача, требующая рассмотрения основных теоретических подходов к определению понятия «стратегия развития предприятия» 13, С. 71.
Анализ базовых стратегий позволяет сделать вывод, что существуют терминологические различия в определении стратегии и различные подходы к классификации стратегий, К. Миддлтон отмечает, что «определение стратегии всегда связано с выбором направления развития деятельности организации и маршрута этого движения». Все многообразие определения стратегий можно свести к трем группам:
стратегия как средство достижения целей компании, плана или модели действий;
стратегия как набор правил принятия решений;
стратегия как программа функционирования предприятия во внешней среде, то есть программа взаимодействия с конкурентами, удовлетворения потребностей клиентов, реализация интересов собственников, укрепление конкурентных позиций предприятия.
Таким образом, первая группа может включать подходы Мескона, Альберта, Хедури к определению стратегии, которые указывают на то, что стратегия представляет собой подробный, всеобъемлющий, комплексный план, призванный обеспечить выполнение миссии организации и достижение ее целей 10, С. 64.
Примером второй группы является определение стратегии как «определение долгосрочных корпоративных целей и задач, корректировка связанных с ними действий и получение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей». Согласно этому определению, стратегия является средством координации целей и ресурсов, наиболее подходящим для концепции стратегического управления. Стратегия наиболее точно характеризуется среди представителей третьей группы.
Стратегическое управление - это всеобъемлющий набор текущих действий и процессов, которые организации используют для систематической координации и согласования ресурсов и действий с миссией, видением и стратегией в рамках всей организации. Деятельность по стратегическому управлению превращает статический план в систему, которая обеспечивает стратегическую обратную связь для принятия решений и позволяет плану развиваться и расти по мере изменения требований и других обстоятельств. Выполнение стратегии в основном является синонимом управления стратегией и представляет собой систематическую реализацию стратегии.
Стратегическое планирование - это процесс планирования, организации, контроля и координации деятельности организации для достижения ее долгосрочных целей и обеспечения ее конкурентоспособности на рынке. Основная задача стратегического менеджмента заключается в определении и формулировании стратегии организации, определяющей ее основные направления развития, цели и пути достижения этих целей. Стратегический менеджмент включает в себя анализ внешней и внутренней среды организации, разработку стратегических целей и планов, а также реализацию и контроль за их выполнением 11, С. 49.
Главная особенность процесса стратегического управления заключается в его параллельном и последовательном характере - возможности одновременного выполнения различных этапов процесса (в этом принципиальное отличие стратегического управления от стратегического планирования – при стратегическом планировании операции процесса выполняются последовательно, результатом процесса является плановый документ - стратегический план развития процесса). При разработке и реализации стратегии существует возможность пропустить ряд этапов и вернуться к этапам, которые были выполнены ранее, до завершения всего цикла стратегического управления. Инновационная деятельность предприятий и организаций направлена в первую очередь на создание конкурентных преимуществ за счет внедрения новых продуктов, процессов и организационных решений. Условно его можно разделить на два класса: предпринимательский и стратегический. В первом случае речь идет о создании новых сфер деятельности, реализующих инновационные идеи как в рамках новых, так и уже существующих компаний. Во втором случае речь идет об адаптации инноваций к существующему способу работы компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Каменева, Н. Г. Маркетинговые исследования / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник. - 2020. - 448c. – Текст : непосредственный.
2. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования: учебник и практикум для среднего профессионального образования /А. П. Карасев 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт - 2019. — 315с. – Текст : непосредственный.
3. Конищева, Д.В. Критерии определения малого и среднего бизнеса в России и за рубежом / Д.В. Конищева – Текст : непосредственный // Молодой учёный. – 2018. – № 9. – С. 83-86.
4. Кохно Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий / Н.О. Кохно – Текст : непосредственный // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 2. - С. 102-104.
5. Кошевенко С.В. Цифровизация трансформации мировой экономики / С.В. Кошевенко – Текст : непосредственный // Экономический журнал. – 2020. – № 3(51). – c. 77-91.
6. Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с. – Текст : непосредственный.
7. Куанышбаев, Р. М. Как управлять конкурентоспособностью предприятия в кризисных экономических условиях / Р. М. Куанышбаев – Текст : непосредственный // Наука-2017.–№ 3.–С. 25–38.
8. Кулиева А. Сущность корпоративной стратегии на современном промышленном предприятии / А. Кулиева – Текст : непосредственный // Форум молодых ученых. - 2021. №6 (58). - С.438-442.
9. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 176 с. – Текст : непосредственный.
10. Ланин А.С. Сущность и функции стратегии развития предприятия / А.С. Ланин – Текст : непосредственный // Вестник науки. - 2020. - Т.4. №12 (33). - С.75-78
11. Левин А.А. Классификация стратегий развития компаний / А.А Левин – Текст : непосредственный // Скиф. - 2019. - №6 (34). - С.115-120
12. Литвак, Б. Г. Стратегический менеджмент : учебник для бакалавров / Б. Г. Литвак. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 507 с. – Текст : непосредственный.
13. Морланг Д.А. Разработка стратегии развития предприятия / Д.А. Морланг – Текст : непосредственный // Студенческая наука - взгляд в будущее: сб. ст. – Красноярск. - 2021. - С.234-237.
14. Павлюкова А.В. Разработка стратегии развития как инструмент повышения эффективности деятельности компании / А.В. Павлюкова – Текст : непосредственный // Заметки ученого. - 2021. - №5-1. - С.546-550.
15. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для вузов / С.А. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2021. - 481 с. – Текст : непосредственный.
16. Ремеслова В.А. Понятие, сущность и отличительные особенности наступательной и оборонительной стратегий / В.А. Ремеслова – Текст : непосредственный // Вестник современных исследований. - 2018. - №11.6 (26). - С.294- 296.
17. Сезонова О.Н., Афанасьева Л.А. Роль стратегического управления в обеспечении устойчивого развития организации / О.Н. Сезонова, Л.А. Афанасьева – Текст : непосредственный // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 6 (31). - С. 39-38.
18. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А. В. Тебекин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 333 с. – Текст : непосредственный.
19. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. — 576 с. – Текст : непосредственный.
20. Троенко, В. О. Разработка стратегии развития организации / В. О. Троенко – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 204-207.
21. Шиндина К.В. Теоретические основы разработки конкурентных стратегий предприятий / К.В. Шиндина – Текст : непосредственный // Оригинальные исследования. 2020. -Т.10. - №9. - С.15-19.