Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях динамично меняющегося рынка компаниям необходимо стремиться к эффективному, рациональному развитию и преодолению конкурентной борьбы. По своей сути, это работа предприятия на результативность использования авансированных ресурсов и их потребления в процессе производственного цикла.
Цель любого бизнеса - удовлетворить потребности клиентов и получить прибыль. И лучше вовремя получить плохой прогноз, чем не знать истинное положение дел в компании. Именно поэтому грамотно организованный финансовый и управленческий учет, а также финансовый анализ являются одним из флагманов успеха развития. Финансовый анализ - это сложный механизм изучения финансовых показателей. С его помощью и можно понять, что происходит с прибылью компании и почему ожидания оправдались или, наоборот, не оправдались.
Если результатами финансового анализа пользуются собственники, руководители и иные сотрудники компании, которые принимают управленческие решения, - это внутренний анализ. Ещё финансовый анализ могут запросить банки, потенциальные инвесторы или фирмы-партнёры. Тогда его называют внешним. Он нужен для выявления уровня финансовой надёжности и возможностей компании, а также для оценки перспектив совместной работы.
Помогают понять, насколько предприятие эффективно и рационально использует финансовые ресурсы, показатели деловой активности. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение компании на рынках продукции, труда, капитала. Но в контексте управления финансово-экономической деятельностью этот термин понимается в более узком смысле – как его текущая производственная и коммерческая деятельность.[ https://www.fd.ru/articles/159400-pokazateli-delovoy-aktivnosti-predpriyatiya- kak-rasschitat// [Электронный ресурс]// Дата обращения – 25.11.2024] По своей сути, это одна из групп финансового анализа, в силу своей специфики широко применяемая преимущественно производственными и торговыми компаниями.
Анализу деловой активности компания должна уделять особое внимание. Он позволяет оцифровать ее деятельность по различным критериям и стать основой для соответствующих выводов: на верном пути развития находится бизнес или он требует оперативного внесения корректировок. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Предметом исследования выступает компания ООО «Мартин-Байкал», широко известная на рынке пищевой промышленности. Она совмещает в своей деятельности как собственное производство, так и торговлю, а значит с точки зрения деловой активности будет нам интересна.
В качестве объекта исследования используем бухгалтерскую (финансовую) отчетность компании, на основании которой и будут построены расчеты. Рассмотрим, какие основные коэффициенты характеризуют деловую активность предприятия, выявим проблематику и сделаем выводы о том, как улучшить эти показатели.
1. СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Как ранее уже было отмечено, анализ деловой активности представляет собой систему показателей, по которой судят об эффективности использования предприятием своих ресурсов. Данную группу коэффициентов также называют показателями оборачиваемости активов, коэффициентами использования активов, а также показателями оценки результатов хозяйственной деятельности, объединив их с показателями рентабельности. Коэффициент оборачиваемости - это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств.
Показатели деловой активности позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: как быстро оборотные и внеоборотные средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как предприятие использует свои активы для получения доходов и прибыли. Например, как быстро дебиторская задолженность превращается в наличность, каков возраст запасов и т.д.[ https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/turnover/rate_of_turnover.html]// [Электронный ресурс]//Дата обращения – 26.11.2024]
Анализ финансов предприятия, в частности и деловой активности, обычно проводят по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также данным, полученным из учетной системы.
Прежде, чем приступать к частным показателям, в первую очередь анализируют агрегированные. Посредством рассмотрения информации, имеющейся в отчётности, пользователи получают достоверные сведения о прошлом состоянии предприятия с целью прогнозирования его жизнеспособности в будущем. Так, например, анализ бухгалтерского баланса предполагает оценку активов, обязательств и собственного капитала. Анализ отчета о финансовых результатах позволяет оценить объемы реализации, величину затрат, балансовой и чистой прибыли.
В части методов финансового анализа бухгалтерской отчетности широко используют такие как вертикальный анализ отчетности и горизонтальный анализ отчетности.
С помощью горизонтального анализа сравнивают данные за разные периоды. Он помогает понять, как изменяются показатели с течением времени, определить резервы и точки роста или возможные проблемы.
Вертикальный анализ позволяет определить удельный вес показателя. Он помогает понять структуру затрат, поступлений и выбытий. При этом общий итог принимают за 100 %, а отдельные части баланса, статьи или показатели показывают в виде процентов от целого. Если посчитать долю статьи в общих расходах, можно узнать структуру затрат и выяснить, какая статья наиболее существенная.
Далее, в процессе финансового анализа, на основании аналитических расчетных показателей, устанавливается связь между показателями этих двух отчетных форм. Аналитические коэффициенты характеризуют соотношения между различными статьями бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии/ А.П. Агарков-М.: Дашков и Ко, 2013. - 400 с.
2.Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений/Л.Ф. Фомина-М. Герда, 2013. -279 с.
3.Романова М.В. Бизнес-планирование/М.В. Романова. - М.: ИД «Форум» - ИНФРА-М, 2018. - 240 с.
4.Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческой организации: коммерческое пособие/ А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2015. – 208 с.
5.Как оценить стоимость бизнеса, использую три подхода//https://finmodel.bz/kak-otsenit-stoimost-biznesa-tri-podhoda/ [Электронный ресурс]// Дата обращения – 25.11.2024
6.https://www.list-org.com/company/443799/ [Электронный ресурс]// Дата обращения – 22.11.2024
7.https://www.e-disclosure.ru/ [Электронный ресурс]// Дата обращения – 21.11.2024
8.https://vbankcenter.ru/contragent/1026900512320// [Электронный ресурс]// Дата обращения – 21.11.2024
9.https://urdis.ru/articles/metody-otsenki-biznesa// [Электронный ресурс]// Дата обращения – 21.11.2024
10.https://www.fd.ru/articles/159400-pokazateli-delovoy-aktivnosti-predpriyatiya- kak-rasschitat//[Электронный ресурс]// Дата обращения – 25.11.2024
11. https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/turnover/rate_of_turnover.html]// [Электронный ресурс]//Дата обращения – 26.11.2024
12. https://interactive-plus.ru/e-articles/468/Action468-465580.pdf// [Электронный ресурс]// Дата обращения – 27.11.2024
13. https://ppnf.ru/teoria/analiz-delovoj-aktivnosti.htm//[Электронный ресурс]// Дата обращения – 27.11.2024