Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность и понятие стратегии развития предприятия 5
1.2 Классификация стратегии развития предприятия 7
1.3 Этапы разработки стратегии развития предприятия 8
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «ОПТИМИСТ» И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 13
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Оптимист» 13
2.2 Анализ отрасли 16
2.3 Анализ конкурентной среды предприятия 17
3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 21
3.1 Необходимость разработки информационно-функциональной модели управления 21
3.2 Разработка информационно-функциональной модели управления процессом реализации стратегий развития предприятия 22
3.3 Оценка разработанной информационно-функциональной модели управления 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Фрагмент для ознакомления
2
Стратегия представляет собой не только правила поведения на конкурентном рынке. Она является проявлением фундаментальных основ самой сути коммерческой организации и выступает в качестве механизма коллективного восприятия и функционирования. Априори стратегия может включать в себя любые правила функционирования, которые регламентируют деятельность по отношению к товарам и процессам, клиентам и поставщикам, собственным интересам предприятия и ее социальным обязательствам, элементам управления и т.д.
Грамотно разработанная стратегия дает возможность структурировать ограниченные ресурсы предприятия оптимальным способом, при этом учитывая движение внешней и внутренней среды [7, с. 8].
Главными функциями конкурентной стратегии являются:
отражение выбора целей развития предприятия;
нахождение способа достижения желаемых целей деловой активности;
Отражение направлений развития предприятия и набора требующихся ресурсов;
представление детальной, всеобъемлющей производственной программы достижения желаемых целей предприятия и выполнения ее миссии;
представление совокупности необходимых действий, которые одобрены менеджерами предприятия для решения поставленных задач.
Таким образом, стратегия – это стратегия, направленная на достижение наиболее устойчивого и привлекательного рыночного положения стратегической единицы бизнеса (СЕБ). Стратегия содержит в себе действия и решения в условиях рынка, которые менеджеры реализуют для достижения конкурентного преимущества [4].
Термин «стратегия» считается довольно новым в современных исследованиях. Чаще всего его используют в маркетинговых исследованиях, посредством которого компания может улучшить свою узнаваемость. Поэтому следует рассмотреть роль и особенности конкурентного позиционирования в среде бизнеса как основного процесса построения востребованности и эффективности своей компании, не только на внешнем уровне, но и на внутреннем [12].
В процессе конкурентной борьбы соперники пытаются понять, кто лидер отрасли, а кого уже давно пора убрать из нее. Благодаря налаженному позиционированию, построенному со стороны руководителем и сотрудников, у компании будут все шансы на более успешное положение среди остальных компаний. Знание своего положения со стороны компании необходимо для следующих действий:
- проведения оценки эффективного положения;
- использования рычагов воздействия на существующую отрасль посредством своих действий;
- разработки стратегии роста производительности товаров и услуг;
- осуществления принятых целей и задач для вывода на новый уровень.
По мнению А. А. Томпсона, позиционирование стратегии считается одним из этапов построения конкуренции какой-либо отрасли. Посредством этого можно определить существующее положение организаций в сфере деятельности. Построение позиционирования анализируется с использованием карты стратегических групп. Определение позиционирования посредством данных методик предполагает исследование и оценку стратегических позиций компаний, в частности, в узконаправленной деятельности.
1.2 Классификация стратегии развития предприятия
Классификацию стратегий развития предприятия разработал М. Портер [15]. В рамках этой классификации он сгруппировал конкурентные стратегии в категории, указанные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация стратегий
Первая, из представленных на рисунке стратегий, предполагает снижение полных издержек производства товара или услуги.
Вторая стратегия предполагает придание товарам предприятия специфических черт, отличающих их от товаров фирм-конкурентов.
Третья стратегия позволяет предприятию предлагать своим потребителям более существенную ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации.
Четвертая стратегия имеет две разновидности, так первая сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши основывается на низких издержках и ориентируется на узкий сегмент потребителей [15, с.328].
На практике предприятие может осуществлять определенную последовательность реализации стратегии. Кроме того, предприятие может одновременно реализовывать несколько стратегий. Тогда применяется комбинированная стратегия. Такие стратегии часто используют многоотраслевые крупные корпорации [14, с. 92].
Таким образом, на сегодняшний день, как в зарубежной, так и в отечественной практике управления накоплен достаточный теоретический и методологический потенциал для эффективного применения стратегического менеджмента на конкретных объектах управления. Значимой частью стратегического менеджмента является стратегический анализ, основы которого необходимо рассмотреть более подробно.
Для того, чтобы у компании появилась возможность стать лидером, ей необходимо пересмотреть всю политику ведения своего бизнеса, начиная от отбора сотрудников, заканчивая маркетинговыми стратегиями и т.д. То есть для этого необходимо использовать различные методы оценки рентабельности и конкурентоспособности компании. Существует огромное количество методов, но рассмотрим три из них: BCG-матрицу, модель McKinsey и карту стратегических групп.
1.3 Этапы разработки стратегии развития предприятия
Для лучшего понимания сущности и значения стратегического анализа рассмотрим его классификацию. Существует несколько подходов к классификации стратегического анализа, однако, по нашему мнению, наиболее полной и обоснованной является классификация, которую предлагают А. Томпсон и А. Стрикленд (табл. 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева. — М.: Инфра-М, 2020. – 479 c.
2. Веснин, В. Стратегическое управление: учебник / В. Веснин – М.: Проспект, 2023. – 328 с.
3. Гаршин, А. С. Особенности стратегического управления // Молодой ученый. – 2022. – №26. – С. 99-102.
4. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник бакалавриата и магистратуры/ Т.И. Григорьева – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 486 с.
5. Иванова, И. А. Менеджмент: учебник и практикум для СПО / И. А. Иванова. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 305 с.
6. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н. А. Казакова. – М. : Издательство Юрайт, 2020. – 386 с.
7. Лавринович, А.А. Анализ рисковых факторов внешней среды при разработке методики повышения эффективности деятельности при выпуске товаров // БИТ. – 2023. – №1 (5). – С. 27-31
8. Павлов, С. О. Факторы и методы повышения конкурентоспособности современной компании // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. - 2020. - № 5. - С. 24-39.
9. Плахотникова, М.А. Стратегия процессной трансформации бизнеса на российских предприятиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2023. – №1(31). – С. 45-50.
10. Портер, М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2022. - 716 с.
11. Розанова, Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы : учебник / Н. М. Розанова. — М. : Издательство Юрайт, 223. — 343 с.
12. Россия в цифрах. Электронный ресурс // Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
13. Семенихина, А. В. Интегрированный подход к изучению организации в условиях цифровой экономики // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. - 2020. - С. 260-263.
14. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент : учебник / М.Н. Сидоров. – М.: Юрайт, 2020. – 145 с.
15. Сысоева, Е. В. Стратегия, как инструмент развития и оружие против конкурентов // Юридическая наука. - 2022. - № 3. - С. 20-26.
16. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2020. – 333 с.
17. Трифонов, Ю. В. Выбор конкурентной стратегии развития и функционирования предприятия // Креативная экономика. - 2022. - Т. 11. - № 4. - С. 457-466.
18. Хакимов, А. Х. Методология формирования конкурентных стратегий предпринимательских организаций // Журнал правовых и экономических исследований. - 2021. - № 4. - C. 114-126.
19. Luping Sun, Xiaona Zheng, Meng Su, and L. Robin Keller Intention–Behavior Discrepancy of Foreign Versus Domestic Brands in Emerging Markets // Journal of International Marketing: March. – 2020. - Vol. 25. - № 1. - Р. 91-109.
20. Porter, M.E., Kramer, M.R. Creating shared value. In Managing Sustainable Business // Springer, Dordrecht. – 2020. - № 2. – Р. 44-59.