Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни человеческого общества, в связи с чем, человеку жизненно необходимо владеть иностранными языками. Людям необходимо общаться и передавать свои мысли и знания.
Учителя непрерывно заняты поиском оптимальных технологий и методик, которые смогли бы позволить сделать обучение школьников иноязычной речи продуктивным и эффективным. Если человек владеет языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др.
Английский язык, к примеру, является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие. Проблема когнитивного развития детей школьного возраста является актуальной для всех учителей. Современная образовательная система выполняет дополнительную функцию развития у детей памяти, внимания, воображения и других познавательных способностей.
Иностранный язык – это один из тех общеобразовательных учебных предметов, который может внести свой весомый вклад в этот процесс, поскольку он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать соответствующие дидактические условия, способствующие когнитивному развитию школьников. Значимой остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм и приёмов обучения, в том числе, иноязычное аудирование.
Ориентация на реализацию высокого образовательного потенциала в стране и потенциала новых образовательных технологий является одной из основных тенденций современной образовательной системы. Это, в том числе, связано с развитием цифровых технологий и информационно-коммуникационных технологий, которые успешно реализуются с иными инновационными образовательными технологиями, в частности, с технологией проблемного обучения. Сама по себе технология проблемного обучения не является инновационной, поскольку активно использовалась педагогами ещё в традиционной образовательной модели, когда речь шла лишь о формировании предметных знаний, умений и навыков (ЗУН).
Инновационная современная педагогическая технология – это достаточно широкое понятие, но прежде всего, речь идёт об определённой педагогической деятельности, которая в дальнейшем успешно реализуется на практике и позволяет педагогу получить ранее заданный образовательный результат. При внедрении в учебный процесс любой образовательной организации инновационных форм и методов обучения важно всё это сочетать с пониманием целей и задач подготовки субъекта образования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках английского языка в условиях старшей школы.
Предмет исследования: аудирование на уроках английского языка в условиях старшей школы на основе проблемного обучения.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования у учащихся старшей школы умений иноязычного аудирования на основе проблемного обучения.
Задачи:
1. Изучить специфику обучения иноязычному аудированию в старшей школе.
2. Рассмотреть роль проблемного обучения в процессе формирования умений иноязычного аудирования.
3. Дать психологическую характеристику старших школьников
4. Провести анализ УМК по проблеме формирования у учащихся старшей школы умений иноязычного аудирования на основе проблемного обучения.
5. Предложить методические рекомендации по формированию у учащихся старшей школы умений иноязычного аудирования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Проблема качественного обучения и воспитания школьников приобретает все большее значение. Коммуникации и средства коммуникации оказывают максимальное влияние на сознание и поведение индивидов в обществе, что подразумевает взаимодействие субъектов в многоязычном и поликультурном обществе.
Аудирование представляет собой процесс слушания. При этом, ученик понимает, о чём идёт речь и способен воспринимать речь на слух. Аудирование представляет собой сложную мыслительную деятельность. Процесс аудирования тесно связан с восприятием услышанной информации и её дальнейшей переработкой субъектом. Он при этом способен на слух воспринять иностранный язык. Впервые в своей практике термин аудирование использовал психолог Д. Браун в XX веке.
Процесс аудирования реализует идентификацию теста, а также его обработку. Аудирование обеспечивает общение субъекта на иностранном языке. Субъект, слушающий текст, способен обеспечивать определённого рода коммуникацию и при этом выражает свою ответную реакцию с помощью реплик, мимики, жестами [20].
Навыки, которые получает субъект при аудировании, могут быть определены как речевая операция. Она должна быть доведена до уровня автоматизма. Это связано с узнаванием различных звуков и с их различением. «С течением времени субъект начинает различать звуковые комплексы и понимает смысл различных интонаций в непрерывном потоке речи» [6, с. 152].
Исследователь Е.С. Устинова выделяет несколько навыков аудирования. К ним она относит лексические навыки, грамматические и фонетические. Она обращает внимание на способность субъекта воспринимать на слух диалогическую речь, различные монологические тексты и др. Одним из наиболее важных этапов в обучении иностранному языку является восприятие речи. Педагоги и методисты при этом отмечают, что при работе, к примеру, с аудиоматериалами можно и нужно работать с детьми младшего возраста. Чем больше умений и навыков получат дети в процессе аудирования, тем лучше они овладеют звуковой стороной изучаемого языка. В процессе аудирования ученик также овладевает ритмом, фонемным составом, интонацией и мелодичностью. Процесс аудирования облегчает говорение, чтение и письмо. Лингвисты рассматривают 3 вида аудирования:
1. Понимание основного ведущего содержания при аудировании.
2. Аудирование с полным пониманием услышанного.
3. Аудирование с выборочным пониманием.
Аудирование соотносится с экспрессивной устной речью и ее формой, которая воспринимается субъектом на слух. Это можно рассматривать как понимание диалога или полилога [14]. Аудирование может быть учебным, контактным, коммуникативным, дистантным. К каждому из видов аудирования учитель подбирает соответствующие дидактические упражнения. Упражнения могут быть использованы перед прослушиванием текста, могут выполняться в процессе прослушивания текста и упражнения можно выполнять после того, как прослушан аудиотекст.
Все эти упражнения проводятся с использованием современных технологий и методик. К ним относят игровые технологии, проектные и исследовательские методы, проблемное обучение [13].
Каждый учитель использует свои комплексы упражнений при формировании аудитивных умений и навыков. Системное применение такого рода упражнений позволяют учителю достичь всех поставленных дидактических целей. Чаще всего аудитивные упражнения проводят с помощью магнитофона, или CD проигрывателя.
Таким образом, можно говорить о том, что аудирование есть вид речевой деятельности субъекта при обучении иностранному языку. Методы и средства, которые учитель использует при аудировании, позволяют ученику понять общее содержание текста, выборочное понимание текста и его полное понимание. Тексты, которые используют при аудировании, при полном их понимании, исключают незнакомую лексику. Это позволяет легко воспринимать обучающимся новые слова и словосочетания.
1.2. Роль проблемного обучения в процессе формирования умений иноязычного аудирования
Современные технологии и модели обучения в образовательной среде становятся всё разнообразнее. При этом, все они вышли из традиционной образовательной модели, или модели системного академического образования. Традиционная образовательная модель осуществлялась по принципу «объект – субъект», когда в центре образовательного процесса стоит педагог и полностью определяет ход обучения. Сегодня все модели без исключения функционируют по принципу «субъект – субъект» и при этом, в центре образовательных событий всегда стоит обучающийся [21].
Инновационные подходы в образовании сегодня подразумевают выделение в содержании каждого предмета творческого аспекта, который был бы понятен ученику. Задача педагога при этом, заключается не только в формировании знаний и умений, но и формировании его личностного потенциала. Таковы требования ФГОС на каждой образовательной ступени.
Это именно то, что отличает инновационную образовательную модель от традиционной, классической модели образования, когда преподаватель и учитель выступали в роли источника информации. В традиционной образовательной модели ученик выступал получателем готовой информации.
Под проблемным обучением понимают такой формат обучения, при котором учитель создаёт на уроках проблемные ситуации. Он организует деятельность учеников таким образом, когда необходимо обеспечить оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний.
Фундаментальные работы, которые посвящены теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х - начале 70-х гг. 20-го столетия. Очевидно, что проблемное обучения является обучением развивающим. Его содержание всегда представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, независимо от того, какой предмет изучает ученик, или какую область деятельности рассматривает. В процессе проблемного развивающего обучения ученики овладевают новыми знаниями и способами действия. При этом у них формируются творческие способности, продуктивное мышление, познавательная учебная мотивация и др. [24].
В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Основной идеей проблемного обучения является построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий. Учитывая необходимость индивидуального и дифференцированного подхода, учитель сам разрабатывает соответствующие задания и перечни вопросов к каждому этапу урока.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2018. - N 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам / Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2017. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 22.11.2024).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 22.11.2024).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам / И.Л. Бим. - Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе / Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2017. – 60 с.
9. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по проведению деловых игр / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
10. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 22.11.2024).
11. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе / Л.С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
12. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 22.11.2024).
13. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 22.11.2024).
14. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие / Н.А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
15. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
16. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - N 6. - С. 3 – 5.
17. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки / Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2016. – 175 с.
18. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
19. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
20. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 22.11.2024).
21. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС СОО [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 22.11.2024).
22. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И.И. Мухортова, Ю.А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 22.11.2024).
23. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
24. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов. - М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
25. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 22.11.2024).
26. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
27. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.