Фрагмент для ознакомления
2
Одним из наиболее емких участков бухгалтерского учета является учет затрат на производство и калькуляция всех услуг. Актуальность данной темы подтверждается деятельностью любого предприятия и организации. Вначале пути к успешности стоит идея, а за ней ее воплощение, которое и представляет собой управление затратами. Умелое управление затратами дает возможность оптимизации деятельности предприятия и получение максимальной прибыли. Данная тема актуальна, поскольку управление затратами представляет собой, по своей сущности, управление всей деятельностью хозяйствующего субъекта, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.
Анализирование себестоимости помогает более эффективно управлять компанией, планировать производственные процессы и оптимизировать расходы. Управлять затратами - значит понимать где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы организации, уметь прогнозировать необходимость дополнительных финансовых средств.
Ресурсы организации должны приносить максимальный доход, то есть важно обеспечить максимально высокий уровень отдачи от них. При правильном расчете себестоимости продукции можно найти более эффективные способы производства, усовершенствовать их и упростить
технологический процесс организации.
Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию. Необходимым условием для составления калькуляции является производственный учет затрат. Любые калькуляции составляются только на основании данных производственного учета. Поэтому полнота и достоверность калькулирования определяется степенью организации производственного учета.
Целью работы является изучение себестоимости производства нефтепродукции и рассмотреть пути снижения.
Задачами являются:
Определение структуры себестоимости (анализируется состав производственных затрат, чтобы определить, какие элементы вносят наибольший вклад в общую себестоимость продукции).
Выявление неэффективных затрат (определяется, где именно тратятся ресурсы зря, чтобы исключить лишние расходы и повысить прибыльность).
Анализ факторов, влияющих на себестоимость (исследуются причины, которые могут повышать или снижать себестоимость продукции, такие как изменения в ценах на сырье или технологические процессы).
Разработка мер по улучшению производственной цепочки (на основе полученных данных формулируются рекомендации и стратегии для оптимизации процессов и улучшения качества продукции).
В ходе работы исследовать себестоимость и изучить пути ее снижения на предприятия ОАО "НЕФТЕМАСЛОЗАВОД"
Предметом работы являются сущность, методы и пути снижения себестоимости предприятия ОАО "НЕФТЕМАСЛОЗАВОД"
Объектом работы является полная себестоимость продукции в целом и по элементам ОАО "НЕФТЕМАСЛОЗАВОД" состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Сущность понятия себестоимости продукции
Себестоимостью продукции является одной из главных экономических показателей любого бизнеса. По ней оценивают рентабельность предприятия, рассчитывают доходность, выстраивать политику ценообразования, также себестоимость учитывает прямые и косвенные затраты. В структуру производства себестоимости входит несколько основных элементов:
а) в категорию сырые материалы входит всё необходимое для производства продукции или оказания услуг, а также компоненты и запасные части;
б) к категории заработная плата относиться оплата труда работников, занятых в процессе производства или выполняют другие задачи, связанные с производством;
в) накладные расходы. К ним относятся расходы, связанные с арендой помещений, энергия, коммунальные услуги и прочие затраты, которые не относятся к прямым расходам на производство, но они необходимы для его функционирования.
г) к амортизации относятся затраты на покрытие износа и старения основных фондов.
Себестоимостью товара является сумма всех издержек на его производство, рекламу и продажу, которая включает прямые затраты (стоимость материалов, оплату труда персонала); накладные, или косвенные расходы (реклама, зарплата управленцев и прочее).
С целью контроля финансовых результатов бизнеса необходимы показатели себестоимости продукции. Эти значения периодически обновляют и рассчитывают раз в квартал, полугодие или календарный год. Интервал зависит от специфики производства. Значение показателя может сильно варьироваться между периодами по причине сезонных колебаний цен на сырье, изменения в логистике, реорганизация цехов. Все факторы, влияющие на расчет себестоимости продукции, можно разделить на внутренние и внешние.
Обстоятельства, которые зависят от политики компании относят к внутренним факторам. Руководитель бизнес должен влиять на ситуацию и принимать меры по её изменению. Основными внутренними факторами являются материально-техническое обеспечение, которое включает использование современного оборудования и технологий, что приведет к оптимизации процесса производства и снижению себестоимости продукции, что также позволит сэкономить ресурсы и улучшить качество продукции.
Ассортимент товаров и объем выпуска подразумевает изготовление единичных моделей и ограниченных серий, что требует больших материальных затрат. Но чем шире ассортимент предприятия и объем производства, тем ниже себестоимость каждой позиции. Для сокращения издержек регулярно необходимо анализировать перечень товаров, вовремя налаживать выпуск популярной у потребителей продукции, исключать устаревшие и невостребованные позиции.
- Основа стабильного производства — это удовлетворенность работников, мотивированные специалисты. Если сотруднику интересна работа и его труд достойно оплачивается, то он выполняет свои задачи лучше. Грамотно мотивированный персонал заинтересован в рациональном использовании сырья, выполнении планов.
Профессионализм кадров подразумевает обучение работников и повышение их квалификации. В будущем компания заработает больше за счет увеличения производительности труда и улучшения качества товаров.
Внешние факторы, также влияют на расчет себестоимости и они не зависят от воли и желания руководства, не воздействуют на компанию напрямую, но могут серьезно повлиять на ценообразование. . К ним можно только приспособиться
К основным внешним обстоятельствам относиться политика государства, так как любой бизнес вынужден подстраиваться под политические и экономические процессы внутри страны и во всем мире. Например, на ценообразование влияют утверждение новой налоговой ставки, внедрение дополнительных мер поддержки предпринимателей, увеличение акцизов. Инфляция также относиться к внешним обстоятельствам. Сделки внутри страны рассчитывают в рублях, но экспорт и импорт товаров требует учета курсов валют. В результате инфляции часть активов в национальных денежных единицах обесценивается. Сильный скачок курса валют может полностью «съесть» прибыль от продаж. Если компания перевозит товары по городу или между населенными пунктами и важную роль играют организации транспортной сети, географические особенности местности, то здесь внешним фактором выступает логистические процессы. Чем выше транспортная доступность и удобнее расположение складов, тем ниже себестоимость товара.
Классификация себестоимости
Чтобы повысить эффективность производства, нужно понимать, какие его составляющие влияют на результат в большей мере. В зависимости от порядка расчетов различают следующие виды себестоимости:
Цеховая. Включает все затраты на обеспечение рабочих процессов в помещении.
Производственная. Рассчитывается по формуле: цеховая себестоимость плюс издержки на изготовление товара.
Общехозяйственная. В расчет берут все вышеперечисленное и затраты на оплату труда руководства.
Полная. К показателю добавляют коммерческие расходы — на упаковку, маркировку, рекламу. Полная себестоимость продаж — наиболее объективная характеристика, которую используют для оценки эффективности бизнеса.
Существуют и другие классификации — например по типу расходов себестоимость продукции бывает:
Плановая (нормативная). На предприятиях разрабатывают документы и инструкции, которые регламентируют процесс производства, условия выпуска товара, его стоимость.
Плановые показатели — это ориентир, к которому должен стремиться бизнес. На практике достичь нормативных значений почти никогда не удается. На производстве часто случаются накладки — например связанные со сбоем поставок сырья или с изменением закупочных цен.
Фактическая. Эту себестоимость рассчитывают по реальным показателям. Фактические значения помогают оценить отклонения от плана, определить размер экономии или, наоборот, перерасхода активов, скорректировать организационные детали.
Себестоимость по включению издержек бывает:
Средняя (полная). При ее расчете учитывают все затраты: от закупки материалов до оплаты труда управленцев. Значение — усредненное для всех подразделений.
Предельная. Рассчитывают по количеству произведенной продукции. Предельная себестоимость помогает решить вопросы о расширении или модернизации мощностей предприятия.
Себестоимость также бывает сметная. Применяют в отраслях, требующих строгого расчета цен в соответствии с регламентами — например в строительном бизнесе. К технологической себестоимости относят прямые затраты на обеспечение работы определенных направлений производства.
Методы определения себестоимости продукции
Для различных предприятий структура и порядок расчета себестоимости отличаются. От специфики производства, технологий, административного устройства зависит алгоритм проведения методики. Благодаря гибкости методик можно подобрать способ, который бы учитывал особенности конкретного бизнеса.
Итоговый показатель содержит следующие переменные: издержки на закупку сырья и материалов; расходы на оплату энергоносителей — газа, электричества, топлива; зарплата сотрудников, в том числе обязательные взносы; затраты на покупку, эксплуатацию и обслуживание техники и ПО; выплаты пособий, налоговые отчисления; административные расходы; вложения в рекламу.
Штрафы и затраты, наложенные на предприятие на корпоративные мероприятия в расчет, не включают.
Издержки производства являются важной составляющей в расчете себестоимости. Различают прямые и косвенные издержки. Прямые издержки зависят от товарной номенклатуры и объема производства, косвенные — нет.
Прямые материальные затраты. Складываются из трудозатрат, цен на материалы и сырье. Значение легко выразить в числах. Например, можно рассчитать цену древесины для изготовления мебели или объем металла для производства трубы.
Прямые трудовые затраты. В структуре себестоимости — это, например, оплата труда рабочих, которые выполняют производственные операции. Сюда относят зарплаты, премии, социальные пособия, компенсации.
Косвенные, или накладные затраты. Недоступны для прямого расчета. Сюда относят закупки расходных материалов — например упаковочной пленки. Их сложно учесть с высокой точностью.
Выделяют несколько видов косвенных затрат:
Материальные расходы — это расходы на вспомогательные продукты — например на растворители, моющие жидкости, изоленту, сварочную проволоку, а также на бытовые потребности сотрудников — мыло, бумажные полотенца, питьевую воду и прочие. Посчитать затраты на одну единицу продукции трудно — издержки вычисляют для всей партии и предполагают равномерное их распределение.
Трудовые расходы включают заработную плату персонала, не принимающего непосредственное участие в производстве товаров — электриков, менеджеров, супервайзеров.
К прочим расходам относиться оплата коммунальных услуг, аренды помещений.
Основные методы, используемые при анализе производственной себестоимости:
- Анализ распределения затрат по элементам себестоимости. При помощи этого метода определяются основные составляющие себестоимости (материальные затраты, затраты на оплату труда, косвенные затраты и т.д.) и их доли в общей стоимости продукции. Это позволяет идентифицировать ключевые затраты и выявить их влияние на изменение себестоимости.
- Структурный анализ себестоимости. С помощью этого метода анализируется структура затрат, идентифицируются основные элементы себестоимости и их вклад в общую стоимость продукции. Такой подход позволяет выявить основные факторы, определяющие себестоимость продукции, и разработать меры по сокращению затрат.
Фрагмент для ознакомления
3
Банк,В. Р. Финансовый анализ / В. Р. Банк, С. В. Банк, А. В Тараскина. - М. : ТК Велби, Изд-во
«Проспект», 2007. — 344 с. 3.
Вяткин, В. Н. Финансовые решения в управлении бизнесом : учебно-практическое пособие [Текст] / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Д. Д. Хэмптон. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 325 с
Заступов, А. В. Совершенствование системы налогового администрирования в секторе [Текст] / А. В. Заступов // Экономика и управление собственностью. – 2012. – № 4. – С. 48-51. – EDN RZMRRL.
Герасименко, О.А. Информационно-аналитическое обеспечение оценки финансового состояния предприятия [Текст] / О.А. Герасименко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 11-1 (69). – С. 199-204.
Гиляровская Лилия Тимофеевна, Вехорева Алла Алексеевна Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. 1-е издание, 256 стр., 2004 год.
Денисова, Д.В. Финансовое состояние организации: приемы и методы анализа [Текст] / Д.В. Денисова // Наукосфера. – 2021. – № 6-1. – С. 346-352.
Заступов, А. В. Формирование и реализация стратегии инвестиционного развития компании [Текст] / А. В. Заступов // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 1163-1167.
Васильева, Л. С. Финансовый анализ / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2017. - 880 c.
Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] / А.И. Ковалев. − М.: Центр экономики и маркетинга, 2019. − 208 с.
Любушин, Н.П. Экономика организации: учеб. / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. - М.: КноРус, 2021. - 32 с. 1315.
. Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: учеб. / Ш. Ш. Магомедов. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 322 с. 14. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Т.Ю. Мазурина. - М.: Риор, 2022. - 496 с.
. Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: учеб. / Ш. Ш. Магомедов. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 322 с. 14. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Т.Ю. Мазурина. - М.: Риор, 2022. - 496 с.
. Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: учеб. / Ш. Ш. Магомедов. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 322 с.
Карлин Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP) / Карлин, Макмин Томас;, Альберт. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 445 c.
Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Т.Ю. Мазурина. - М.: Риор, 2022. - 496 с. .
Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: учеб. / Ш. Ш. Магомедов. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 322 с. 14. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Т.Ю. Мазурина. - М.: Риор, 2022. - 496 с.
Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: учеб. / Ш. Ш. Магомедов. - 4-е изд. - Москва: Дашков и К, 2022. - 322 с. 14. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / Т.Ю. Мазурина. - М.: Риор, 2022. - 496 с. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В. Савицкая. −М.: ИНФРА-М, 2020. −313 с.
Маслова, Е. Л. Менеджмент : учеб. для бакалавров / Е. Л. Маслова. - 4-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 332 с.
Менеджмент: учеб. / А. Л. Гапоненко [и др.]; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 379 с.
. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 396 с.
. Мошнов, В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресрс] URL: //www.cfin.ru/management/strateg
. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] : практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 202с.