Фрагмент для ознакомления
2
Развитие речи является одной из ключевых сторон развития детей дошкольного возраста, способствуя их успешному освоению современного мира и предоставляя богатые возможности для взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. Благодаря развитию речи, ребенок познает окружающую среду и выражает свои идеи и мнения. В рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие речи выделяется как самостоятельная образовательная область.[26]
Согласно стандарту, речевое развитие включает не только овладение языковыми нормами (фонетикой, грамматикой и лексикой), но и совершенствование выразительных средств в живом общении, а также развитие коммуникативных навыков.[7]
Речевое развитие ребенка в психолого-педагогической литературе рассматривается как фундамент воспитания и обучения, сопровождая почти все действия ребенка, обогащая и совершенствуя их.
Вопросы развития речи и коммуникативных навыков были подробно исследованы Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, Ф.А. Сохиным и другими учеными.
Ф.А. Сохин, М.М. Алексеева и В.И. Яшина определяли развитие речи и обучение родному языку как одну из ключевых задач педагогики в детских садах.[30]
А.Г. Гогоберидзе и О.В. Солнцева считают язык социальным феноменом, отражающим и сохраняющим исторический опыт поколений. Речевое развитие рассматривается как постепенное освоение ребенком родного языка, умение применять его для общения и познания.
Речь представляет собой индивидуальный процесс психики, поэтому скорость освоения языка и качество речевого развития зависят от состояния и особенностей речевого аппарата ребенка, а также развития его психических функций
Речевую деятельность можно считать уникальным средством самовыражения ребенка, позволяющим проявить его творческие способности, интересы, инициативу, самостоятельность и сознательный выбор.[29]
М.М. Алексеева и В.И. Яшина выделяют несколько характеристик языка и речи. Во-первых, язык — продукт социального и исторического развития, отражающий историю народа, его традиции и культуру. Овладение языковыми формами и развитие речевых навыков у детей происходят через деятельность, в основе которой лежит потребность в общении.
Во-вторых, язык — важнейшее средство коммуникации и социального взаимодействия. Без языка невозможно общение и, следовательно, развитие личности. В ходе общения ребенок активно осваивает язык как часть человечества.[28]
А.Р. Лурия, изучая роль речи в поведении, отмечал, что через слова формируется «умственный путь», позволяющий ребенку заранее выстраивать действия или ситуацию.
В-третьих, речь и мышление взаимосвязаны, язык служит инструментом мышления и познания, позволяя планировать интеллектуальную деятельность. Он является средством выражения и существования мысли.[8]
В психолого-педагогической науке мышление и речь рассматриваются как неидентичные. Мышление — высшая форма отражения реальности, в то время как язык фиксирует специфически человеческое обобщенное отражение действительности.
Л.С. Выготский после длительных исследований пришел к выводу: «Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера и эмоций напрямую зависят от речи».
Анализируя понятие речевого развития в литературе по психологии и педагогике, В. Штерн считает его результатом сложного генетического процесса, связанного с открытием символической функции речи. Л.В. Щерба определяет его как процесс качественных возрастных изменений и уровень владения речью в определенный период. Е.А. Флерина считает, что оно включает формирование речевых навыков и умений.
Физиологической основой речевого развития является деятельность второй сигнальной системы. К системам, обеспечивающим речевое развитие, относятся дыхательная система, генерирующая звуковые вибрации, и резонаторная система. Учение о второй сигнальной системе связывает слово с сигналом, выделенным И.П. Павловым. Он подчеркивает обобщающую роль слова и его значение в формировании нервных связей. Павлов указывал, что речь не только средство общения, но и механизм анализа и синтеза реальности, выполняющий роль "высшего регулятора поведения". На важность речевого развития для формирования психических процессов указывал также А.Р. Лурия.[1]
Психофизиологические аспекты речевого развития отражены в трудах А.А. Леонтьева. На основе идей Л.С. Выготского, ученый рассматривает специфическую функциональную систему, многоуровневую и многочленную, где участвуют как простейшие физиологические механизмы, изученные Б. Скиннером, так и уникальные механизмы высшей речевой деятельности, такие как внутренняя программа речи.[23]
Основа развития речи в лингвистике заключается в изучении языка как знаковой системы. Важным вопросом является различие и связь понятий "язык" и "речь". Язык следует воспринимать как символическую систему, отражающую окружающий мир. Речь же представляет собой различные формы использования языка в разных контекстах общения, являясь частью человеческой деятельности. Хотя освоение языка необходимо для речи, сам язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, следуя собственным законам, не связанным с его психологией или поведением.[24]
Языкознание изучает язык как абстрактную систему, объединяющую все его уровни: фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический. Психологический аспект развития речи основывается на идеях Л.С. Выготского, подчеркивающего связь между речью и развитием мышления и сознания. Выготский утверждал, что понятия не могут сформироваться без языкового выражения, а мышление в понятиях невозможно без речи.
А.В. Запорожец также уделял внимание связи речи и мышления, отмечая, что только в дошкольный период формируется сложная система речевых взаимодействий. Он утверждал, что речь без смысла и связи с мыслью теряет свое значение.
С.Л. Рубинштейн рассматривал речь как нечто большее, чем простое выражение мысли, подчеркивая, что мышление часто происходит в процессе рeчи.
С точки зрения педагогики, Ян Амос Коменский придерживался мнения, что изучение языка должно предшествовать освоению других наук. Идеи К.Д. Ушинского, который утверждал, что родной язык является основополагающим элементом всех других предметов, по-прежнему остаются актуальными. Педагогические исследования продолжают обращаться к наследию Ушинского, подчеркивая важность родного языка в воспитании и разработке методик обучения.
Изучение речи и ее развития, рассмотренное А.Н. Леонтьевым на базе исследований Л.С. Выготского, подчеркивает, что:
Речь и ее развитие играют ключевую роль в психическом развитии человека, тесно переплетаясь с мышлением и сознанием.
Речь многофункциональна: служит средством общения (коммуникативная функция), указательным инструментом (индикативная функция) и носителем обобщений и понятий (интеллектуальная, сигнификативная функция), и эти функции неразрывно связаны.[25]
Речевые процессы многогранны, проявляясь как громкая коммуникация, несущая или не несущая прямой функции обмена, а также как внутренняя речь. Эти формы могут трансформироваться одна в другую.
Важно различать физическую форму речи и ее семантическое содержание.
Слово несет значение и выражает обобщение.
Развитие речи предполагает не просто количественные изменения словаря и ассоциативных связей, но качественные скачки, отражая подлинное усложнение, взаимосвязанное с сознанием и мышлением.
Появление речи у ребенка происходит постепенно: сначала идет подготовка, затем ребенок активно копирует звуки окружающих, изучает артикуляцию. Вначале звучание может быть искажено – звуки путаются и переставляются. Первые детские слова имеют обобщенный смысл. В возрасте от 3 до 7 лет развивается слуховой контроль и способность исправлять речь, что формирует фонематическое восприятие. Быстро обогащается лексикон и завершается процесс постановки звуков. По окончании дошкольного возраста ребенок усваивает грамматическую и фонетическую составляющие языка, обогащает словарь, улучшает выразительность речи, как отмечала И.Е. Тихеева.[2]
Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека [47].
Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребенка, он 10 нуждается в создании условий для возникновения потребности в речи как со взрослыми, так и со сверстниками.
Речь ребенка складывается под воздействием речи взрослых и в большой степени находится в зависимости от достаточной речевой практики, обычного речевого окружения и от обучения и воспитания, которые начинаются с первых дней его жизни.
Развитие речевого общения у дошкольников — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе развития дошкольного образования, введенного в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие дошкольников выделено в отдельные образовательные области.
Развитие речи старших дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, одной из которых является изобразительная деятельность.
Таким образом, процесс речевого развития является закономерным и необходимым процессом совершенствования системы речи у человека.
1.2 Особенности развитие речи у детей дошкольного возраста
Дошкольный период характеризуется интенсивным освоением детьми устной речи, формированием и совершенствованием всех её аспектов: фонетического, лексического и грамматического. Овладение родным языком на этом этапе является важным фактором для обеспечения интеллектуального, эстетического и нравственного развития детей, поскольку это особо чувствительный период их роста. Ранее начало изучения языка способствует более свободному его использованию в будущем. В дошкольные годы расширяется круг общения ребёнка. Дети становятся более самостоятельными и переходят от общения в пределах семьи к взаимодействию с более широким кругом людей, включая сверстников. Это расширение требует от ребёнка надлежащего овладения речевыми навыками, ключевой из которых является речь. Развивающаяся деятельность детей предъявляет высокие требования к речи.[3]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева, Н. В. Развитие речи у дошкольников: теоретические и методические основы / Н. В. Беляева. — М.: ВЛАДОС, 2018. — 256 с.
2. Бондаренко, Г. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста: методические рекомендации. – Москва: Просвещение, 2020. – 120 с.
3. Васильева, Е. П. Игровая деятельность и развитие речи у детей дошкольного возраста / Е. П. Васильева, О. М. Петрова. — СПб.: Речь, 2019. — 178 с.
4. Власова, Н. И. Формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: КАРО, 2021. – 150 с.
5. Галкина, Н. И. Методики развития речи детей дошкольного возраста / Н. И. Галкина. — М.: Академия, 2020. — 312 с.
6. Добрынина, А. Л. Логопедическая работа в детском саду: Практическое пособие / А. Л. Добрынина, В. Н. Ильин. — Екатеринбург: У-Фактория, 2017. — 224 с.
7. Захарова, И. В. Воспитание речи у дошкольников: методики и подходы / И. В. Захарова. — Казань: Магариф, 2021. — 290 с.
8. Иванова, Т. А. Коммуникативная деятельность и её развитие у дошкольников / Т. А. Иванова. — М.: Детство-Пресс, 2019. — 288 с.
9. Карпова, Л. Н. Игры для развития речи у дошкольников / Л. Н. Карпова. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2020. — 156 с.
10. Кузнецова, Т. А. Игры для развития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Урал, 2019. – 100 с.
11. Лазарева, Ю. С. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Ю. С. Лазарева. — М.: Просвещение, 2021. — 342 с.
12. Лебедева, О. В. Психология и педагогика развития речи. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2022. – 180 с.
13. Митина, Л. А. Речевые игры как средство социализации детей. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021. – 130 с.
14. Молчанова, Е. В. Современные подходы к развитию речи у детей. – Владивосток: Дальневосточное издание, 2020. – 110 с.
15. Морозова, О. И. Психолингвистический подход к развитию речи у дошкольников / О. И. Морозова. — Казань: Фэн, 2018. — 210 с.
16. Нестеренко, П. С. Развивающие задания для детей дошкольного возраста. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – 145 с.
17. Никитина, И. П. Обучение языку и развитие речи в дошкольном возрасте / И. П. Никитина, В. Г. Романов. — СПб.: Лань, 2020. — 270 с.
18. Орлова, Е. Л. Теория и практика работы с речью в дошкольных учреждениях / Е. Л. Орлова. — Волгоград: Учитель, 2019. — 198 с.
19. Петрова, И. С. Устная народная традиция в развитии речи детей. – Тула: Тульское издательство, 2023. – 160 с.
20. Полякова, М. К. Развитие речи у детей с особенными образовательными потребностями / М. К. Полякова. — М.: Владос, 2022. — 324 с.
21. Романов, С. В. Речь и язык в развитии ребенка. – Москва: Издательство РАО, 2021. – 140 с.
22. Рыбакова, С. Е. Методика развития речи у дошкольников: Учебное пособие / С. Е. Рыбакова. — СПб.: КАРО, 2017. — 278 с.
23. Сидорова, А. П. Методика обучения детей дошкольного возраста. – Челябинск: Южноуральский университет, 2018. – 125 с.
24. Смирнова, А. В. Современные подходы к развитию речи в дошкольном образовании / А. В. Смирнова. — Челябинск: Образование, 2021. — 182 с.
25. Степанова, Т. Р. Психолингвистика и её роль в развитии речи. – Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 2022. – 155 с.
26. Хухлеева, О. Н. Занятия по развитию речи в детском саду. – Краснодар: Кубанское издательство, 2021. – 135 с.
27. Черников, В. Г. Идеи для творческого развития речи. – Барнаул: Алтайское издание, 2020. – 145 с.
28. Шевченко, Г. П. Практикум по развитию речи для дошкольников / Г. П. Шевченко. — Воронеж: НПО МОДЭК, 2020. — 207 с.
29. Ягудина, Н. Р. Речевое развитие детей через книгу. – Москва: Издательство КИТ, 2022. – 160 с.
30. Яковлева, И. Ф. Роль сказки в развитии слова у детей. – Ярославль: Ярославское издательство, 2023. – 150 с.