Фрагмент для ознакомления
2
Термин «импортозамещение» впервые появился в 1960-х годах в рамках деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и служил обозначением трудностей, с которыми сталкивались страны-к colonies, имеющие однобокую экономику, а позднее – для описания экономической политики в развивающихся странах, нацеленной на индустриализацию через защитные меры, которые оберегают местных производителей от иностранной конкуренции. Совсем не случайно, что в таких государствах большая часть необходимой для экономики продукции импортировалась [15].
Стоит упомянуть, что еще в ХIХ веке немецкий экономист Ф. Лист акцентировал внимание на значимости создания внутреннего производственного сектора для удовлетворения спроса на товары внутри страны. Он утверждал, что экономическое развитие разных стран протекает по своим законам, что приводит к формированию специфической «национальной экономики», направленной на создание условий для роста внутреннего производства.
В исследованиях зарубежных ученых концепция «импортозамещения» рассматривается через призму развития промышленности. Как выделяют А. Хиршман и С. Нойман, факторами такого типа индустриализации являются слабый платежный баланс, военные конфликты, рост внутреннего рынка и политика активного развития, что в итоге характеризуется как «внутриориентированная стратегия экономического роста» [7].
Учитывая выявленные характеристики, можно предложить следующую интерпретацию термина «импортозамещение», которая охватывает всю его совокупность. Импортозамещение представляет собой процесс качественных экономических трансформаций на уровне государства, направленный на увеличение производства товаров, аналогичных импортируемым, и тесно связанный с повышением конкурентоспособности как товаров, так и отечественных производителей, а также всей экономики страны для достижения инновационного прогресса.
Анализируя ситуацию с импортозамещением в России, можно заметить, что эта политика имеет долгую историю, активно распространяясь в конце ХХ и начале XXI века. В начале 90-х годов, после приватизации и открытия рынка, российский рынок был насыщен иностранной продукцией, что не подлежало регулированию. В дальнейшем для контроля ситуации был принят ряд законодательных мер, касающихся импорта и таможенных пошлин [11].
Когда доля зарубежных товаров достигла 60%, многие местные компании покинули рынок, не в силах конкурировать. С 2014 года, в условиях санкций, термин «импортозамещение» стал особенно актуален. Президент РФ В.В. Путин видит в этом развитие отечественных высоких технологий, подчеркивая важность стратегического подхода к отраслям с наибольшей вероятностью успешного возрождения компетенций. Импортозамещение служит основным механизмом формирования национального производства и обеспечения продукцией внутреннего рынка.
1.2. Основные цели и задачи импортозамещения в IT
Цифровая трансформация, являющаяся одной из ключевых национальных целей развития России к 2030 году (подп. "д" п. 1, подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474), тесно связана с другим крупным проектом в стране — импортозамещением в области информационно-коммуникационных технологий. Эти два процесса изначально рассматривались в основном в контексте государственных учреждений и предприятий с долей государства. С 1 января 2016 года в России действует запрет на закупку иностранного программного обеспечения и баз данных для государственных и муниципальных нужд (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236). Есть два исключения: если в едином реестре российских программ нет аналогичных решений или если существующие в реестрах программы не соответствуют заявленным требованиям [1].
Принцип необходимости цифровой трансформации с использованием отечественных решений закреплен в национальной программе "Цифровая экономика": согласно паспорту проекта, доля закупок отечественного ПО должна ежегодно увеличиваться на 5%, с 70% в 2020 году до 90% в 2024 году. Для государственных корпораций и компаний с госучастием эта доля вырастет с 50% в 2020 году до 70% в 2024 году.
Цели импортозамещения в области информационных технологий заключаются в следующем:
Создание мощной информационно-технологической сферы, достижение независимости в ИТ от иностранных государств.
Формирование высокооплачиваемых рабочих мест и условий для разработки надежного отечественного программного обеспечения.
Переход на безопасное программное обеспечение для местной техники и улучшение защиты критически важной информационной инфраструктуры.
Обеспечение доступа к качественным ИТ-решениям и защита данных.
Сохранение контроля над ключевыми технологиями в области ИТ, а также повышение конкурентоспособности российских ИТ-компаний [20].
Некоторые направления для импортозамещения в области информационных технологий:
Автоматизация процессов. Необходимо заменить иностранные корпоративные решения, отвечающие за общее управление производственными процессами и автоматизацию ключевых бизнес-функций (системы типа ERP), на отечественные аналоги. К примеру, переход на российские ERP-системы может занять от 2 до 3 лет.
Увеличение продуктивности. Следует внедрять инструменты, способствующие оптимизации и улучшению эффективности работы, включая прогнозные модели на основе искусственного интеллекта, цифровые двойники и системы оптимизации.
Обеспечение кибербезопасности. Требуется заменить зарубежные программные продукты на отечественные аналоги, которые обладают полным спектром необходимого функционала, совместимы друг с другом и имеют приемлемую стоимость.
Сроки импортозамещения зависят от уровня развития российских аналогов иностранных решений. Например, замена специализированных отраслевых решений, таких как SCADA, PLM, PDM и CAD, может занять приблизительно 3–5 лет [9].
1.3. Оценка зарубежного опыта импортозамещения в сфере информационных технологий
Стратегия импортозамещения, направленная на снижение внешней зависимости и ускорение роста экономики, имеет долгую историю, насчитывающую полтора века. Она была применена в XIX веке такими странами, как США, Германия и Япония, и считается, что все страны, стремившиеся к индустриализации после Великобритании, использовали этот подход. Импортозамещение подразумевало значительные инвестиции в внутреннюю промышленность с целью замены товаров, поступающих из-за границы [18].
В XX веке многие государства Латинской Америки, Африки и Азии также обратились к политике импортозамещения. Выделяются одиннадцать стран, которые благодаря внедрению данной стратегии достигли существенного экономического прогресса и стали промышленно развитыми — это Бразилия, Чили, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Тайвань, Таиланд и Турция. Они все имели определённый уровень промышленного развития до начала применения этой политики, в отличие от ряда африканских стран, где она оказалась менее успешной.
Анализ международной практики выявляет три типа стратегии импортозамещения. Первый предполагает поддержку слабых отраслей, конкурирующих с импортом, путем ограничения ввоза и установления высоких цен на иностранные товары. Второй включает создание новых промышленностей с акцентом на собственные ресурсы и жесткие импортные тарифы, поддерживаемые налоговыми льготами и государственными инвестициями. Третий тип сосредоточен на развитии уже успешных отраслей с потенциалом для роста экспорта [13].
Примером первой категории политики импортозамещения служит опыт Бразилии. Эволюция и структурные изменения в промышленной сфере этой страны делятся на четыре стадии. Первая стадия (1946–1962 гг.) отмечалась активным заменением импортируемых товаров народного потребления. Основными мерами на этом этапе были контроль за курсом национальной валюты и применение дифференцированного курса для ограничения ввоза товаров, имеющих местные аналоги, а также поддержка импорта стратегически значимых продуктов. Результатом данного этапа стали стремительный экономический рост и диверсификация экономики.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрахманова Г. И. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт - 2021. - № 4 (12). — С.44–55.
2.Архипова З. В., Пархомов В. А. Информационные технологии в экономике. Учеб. пособие - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2023 — 558 с.
3.Белова Л. Г., Стриженко А. А. Информационное общество: трансформация экономических отношений в мировой экономике: Монография - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2021. — 387с.
4.Беспалов В. В. Информационные технологии: учебное пособие. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2022. — 134 с.
5. Емельяненко Е.О., Мендагазиев А.Е. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. - 2021. - № 6. - С. 69–79.
6. Жиданова Е.А. Проблемы и перспективы перехода, связанные с реализацией государственной политики импортозамещения в сфере информационных технологий // Инновационные процессы в современной науке, тенденции развития - 2020. - С. 104–109.
7.Золин, А. Г. Основные преграды развития импортозамещения в области информационных технологий // Молодой ученый. — 2023. — № 8 . — С. 221-223.
8.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — М.: АСТ, 2020. — 856 с.
9.Копнин А.А., Голубин А.В., Соколова Е.В., Прокошев Д.В. Основные тренды развития отечественных информационных систем и возникающие проблемы в условиях импортозамещения // Научное обозрение. Технические науки. – 2023. – № 1. – С. 5-9
10.Мещерова, К. К. Актуальные проблемы импортозамещения в сфере информационных технологий / К. К. Мещерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 7-11.
11. Наружный В.Е. Импортозамещение в России: исторический опыт и текущие перспективы // Управленческое консультирование. – 2021. – № 11. – С. 101–112.
12.Рогачева, Ю. В. Влияние импортозамещения на российский ИТ-рынок программного обеспечения // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 25-27.
13. Сахно В.В., Проказова Ж.В. Анализ уязвимости программного обеспечения // Modern Science. - 2021. - № 9–2. - С. 223–226.
14.Соловьев, С. В. Преимущества и недостатки перехода на отечественное программное обеспечение // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 211-213.
15. Сухоненко С.А. Гибридная методика управления ИТ-проектами // Постулат. – 2021. – №6. – С. 51.
16. Шуляк С.О. Политика импортозамещения и ее роль в современной экономической системе Российской Федерации // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 2. – С. 55.
17. Щербина Т.А. Проблемы и перспективы импортозамещения в российской сфере информационных технологий // Инновационная экономика и менеджмент - 2023. - С. 157–161.
18. Яковлев А.С. Импортозамещение: отраслевые трансформации и новые регионы // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики. – 2023. – С. 87–90.
19. Кузык М. Эксперты ВШЭ оценили результаты импортозамещения в России и его перспективы – URL: https://www.hse.ru/news/expertise/814559899.html
20.Стратегия развития программного обеспечения с открытым кодом в России. // URL: https://www.tadviser.ru/index.php/
21. Тальман Е. Аджайл-тренды в 2023 году – URL: https://kachestvo.pro/kachestvoupravleniya/proektnoe-upravlenie/adzhayl-trendy-v-2023-godu/