Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) интеграция такого рода инновационной деятельности в сферу образования становится необходимым компонентом передового образовательного процесса. Такая интеграция позволяет обеспечить высокий уровень качества образования, соответствующего запросам современного общества и экономики страны.
Начальная школа представляет собой фундамент будущего общества. От его качества зависит не только будущее одного конкретного ребёнка, но и всей страны. Именно по этой причине обучению детей уделяется такое пристальное внимание.
На плечах учителей начальной школы лежит огромная социальная ответственность. Ведь на данном этапе развития ребёнка важно научить и развить его самостоятельность, сохранять познавательную активность и создавать условия для гармоничного вхождения ребёнка в дальнейший образовательный процесс, а также поддерживать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно на развитие этих качеств учащихся направлена проектная деятельность с внедрением ИКТ.
Социальные групповые проекты представляют собой эффективный инструмент для формирования навыков и компетенций, а также на создание инновационных решений для социальных преобразований в обществе. Также, такие проекты способствуют интеграции знаний из различных областей, создавая междисциплинарный подход к решению проблемы.
Несмотря на многочисленные преимущества, существует ряд проблем, связанных с организацией школьных социальных проектов с использованием ИКТ. Одной из основных является недостаток навыков у обучающихся и преподавателей в области ИКТ. Кроме того, многие обучающиеся, с учётом специфики нового поколения, сталкиваются с трудностями при групповой работе, что в свою очередь сказывается на эффективности всего проекта. Также важным аспектом является доступ к необходимым ресурсам и технологиям, который может колоссально варьироваться в зависимости от региона или образовательного учреждения.
В конечном итоге, организация социальных групповых проектов с использованием ИКТ создает условия для активного участия обучающихся в жизни общества и помогает формировать новое поколение, готовое к решению сложных социальных задач, и адаптированных к особенностям проектной работы в современном мире.
Основной целью данной курсовой работы является изучение вопроса организации социальных групповых проектов обучающихся школ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения поставленной цели, необходимо разбить её на следующие задачи:
изучить, что представляет собой социальный проект в школе;
изучить виды социальных проектов;
изучить процесс разработки социального проекта в школе;
разработать проект социального группового проекта для обучающихся школ с использованием ИКТ.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
1.1. Представление социального проекта в школе
Для начала, стоит определить, что такое социальный проект. Согласно данным открытой лекции, школьный социальный проект – это организованная общественная практика, участие в которой позволяет учащимся приобретать социальный опыт, вырабатывать различные стратегии поведения в отношении социальных проблем и явлений [1].
Социальное проектирование представляет собой технологию социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл, заложенный в такую практику это создание условий для социальных проб личности. Именно применение такого механизма, позволяет учащемуся сформировать своё «Я», в основу которой заложены личные устои, ценности и мировоззрение. Такая практика является «пробой» взрослого мира.
Школьный социальный проект – это инициатива, направленная на решение социальных проблем или улучшение качества жизни в самом школьном сообществе или за его пределами.
Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам своего города, региона или всей страны и последующее включение их в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами и инициативами обучающихся [2].
Среди основных задач социального проектирования выделяют [3]:
повышение общего уровня культуры;
формирование навыка «разумного» поведения в социуме;
формирование навыков работы в команде;
закрепление и совершенствование полезных социальных навыков и умений;
основы проектной деятельности.
Среди основных видов социальных проектов принято выделять:
Прикладные. Это проекты, конечный результат которых имеет материальное, физическое представление и может быть использован другими людьми.
Информационные. Это проекты, основной целью которых является информационное освещение новых знаний или событий, или систематизировать уже накопленных.
Ролевые и игровые. Это проекты, конечным результатом которых является готовый продукт, а именно ролевая игра, позволяющая обучающимся попробовать себя с той или иной социальной роли.
Исследовательские. Это проекты, имеющие в своей основе научно-исследовательскую работу, но при этом имеющие социальную значимость.
Зачастую, школьные социальные проекты связаны с такими темами, как экология, помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, защита прав животных, профилактика разного рода зависимостей, улучшение местного сообщества, развитие культурных инициатив и многие другие. Учащиеся могут разрабатывать и реализовывать различные мероприятия, такие как акции по сбору помощи, сбору мусора и разных категорий отходов, например: пластиковые крышки и макулатура, волонтёрские программы, мастер-классы и т.п.
Социальные проекты в школе могут включать в себя следующие этапы: исследование проблемы, разработка плана действий, реализация проекта и его оценка.
Важным аспектом школьного социального проекта является вовлечение разных категорий участников: школьников, учителей, родителей и местных жителей. Это позволяет создавать условия для обмена идеями и опытом, расширения кругозора и формирования чувства единства и ответственности.
Кроме того, участие в социальных проектах способствует развитию различных навыков у школьников, таких как командная работа, планирование, критическое мышление и лидерство. Проекты могут стать прекрасной основой для формирования активной гражданской позиции и готовности помогать окружающим.
1.2. Виды социальных проектов в школе
Социальные проекты в школе могут принимать различные формы и охватывать широкий спектр тем. Рассмотрим несколько видов социальных проектов, которые чаще всего, реализуют в образовательных учреждениях [4]:
1. Экологические проекты.
Эти проекты направлены на формирование экологической ответственности у учащихся. Примеры такого вида проектов включают классическую посадку деревьев, очистку территорий, создание садов или огородов, а также кампаний по утилизации мусора. Временные рамки могут варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев. Ожидаемые результаты таких проектов – это повышение осведомленности о проблемах экологии и вовлеченность учеников в охрану окружающей среды, а также реализация государственной политики в части охраны
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лекция «Социальный проект» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/62541
2. Л. Н. Вахрушева. «Социальное проектирование в воспитательной деятельности». МБОУ СОШ № 1, г. Микунь [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/08/13/sotsialnoe-proektirovanie-v-vospitatelnoy
3. Е. В. Близнецова. «21 шаг социального проектирования». Методические пособие – г. Добрянка: МБУ ДПО «ИМЦ», 2017, – 29 с.
4. О.В. Панова. «Социальный проект и социальное проектирование в учебно-воспитательном процессе школы: компетентностный подход» // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2 (32).
5. Г75 Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.
6. Концептуальные основы социального проектирования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://soc-work.ru/article/374
7. Учебно-методическое пособие по разработке и реализации социального проекта [Электронный ресурс] Режим доступа: https://resurs-yar.ru/files/spec/raduga/1_1.pdf