Фрагмент для ознакомления
2
Расширение отечественной борцовской школы, а также наращивание научно-технического потенциала, позволяющего основным конкурентам детально изучать особенности технического мастерства ведущих борцов России, требуют постоянного исследования и тщательного изучения и анализа содержания и методики формирования и совершенствования технического мастерства бойцов на различных этапах многолетней подготовки и распространение огромного опыта, накопленного как в нашей стране, так и за рубежом.
Борьба предъявляет высокие требования к уровню развития физических качеств. Борцы развивают мышечное чувство, взрывную силу, скорость реакции, координированность, выносливость, быстроту, силовую выносливость; основными - ловкость, гибкость, скоростную силу, стартовую скорость, максимальную силу; дополнительными - статическую силу. Однако это означает, что необходимо добиваться максимального развития всех физических способностей. Борцу не обязательно иметь силу тяжелоатлета или выносливость бегуна. Необходимо оптимальное сочетание таких физических качеств, которые способствуют совершенствованию в избранном виде борьбы.
Основной целью данного исследования является определение наиболее целесообразного способа построения тренировочного процесса в секции борьбы, обеспечивающего ее высокую эффективность. На наш взгляд, решение этой проблемы возможно при следующих условиях: определение основных педагогических задач на каждом этапе обучения, рациональная организация средств обучения (специальных подготовительных упражнений).
Проблема исследования: каковы особенности организации тренировочного процесса в секции борьбы с юношами?
Цель исследования – рассмотреть методику организации тренировочного процесса в секции борьбы со спортсменами юношеского возраста.
Объект исследования – тренировочный процесс в секции борьбы с юношами.
Предмет исследования – особенности методики организации тренировочного процесса в секции борьбы с юношами.
Задачи исследования:
1. Дать анатомо-физиологические и психологические характеристики спортсменов юношеского возраста;
2. Определить особенности тренировочного процесса в борьбе;
3. Описать принципы, методы организации тренировочного процесса в борьбе;
4. Провести экспериментальную работу по организации тренировочного процесса в секции борьбы.
Теоретическая база исследования включает в себя изучение вопросов, описанных авторами в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях, научных статьях.
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что предложенные в работе средства обучения могут быть полезны тренерам при организации тренировочного процесса.
Методы исследования:
- теоретические - синтез, анализ, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование, наблюдение, средства математической обработки данных.
Структура работы состоит из введения, 3 главы, заключения, списка литературы.
Каждая возрастная группа детей характеризуется строением и функциями систем организма, психологическими особенностями, уход за ними необходим для рационального физического воспитания. Информация о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельности центральной нервной системы включается в организацию учебно-тренировочной деятельности.
Главная особенность юношеского возраста (16-18 лет - это ранняя юность и 18-25 лет - поздняя юность) является осознание индивидуальности, самобытности и сходства с другими. В результате этого осознания может возникнуть внутреннее напряжение, создающее чувство одиночества. Это чувство увеличивает потребность в общении и одновременно увеличивает выбор.
В качестве первичных новообразований в подростковом возрасте И. С. Кон связывает свое открытие с внутренним миром человека и растущей потребностью в достижении духовной близости с другим человеком. Поэтому не следует удивляться тому, что в образе идеального учителя старшеклассники отдают приоритет качествам, определяющим эмоциональную связь со студентами, а его образовательный уровень ставят на второе место [1, c. 45].
В старшие школьные годы дети в физическом развитии уже уверены в себе. Средний рост у 16-летних девочек составляет 159,5 см, а вес - 53 кг;
Юноши в возрасте 16 лет имеют рост 167-168 см и 56-57 кг соответственно. У девочек в возрасте 17 лет наблюдается рост составляет 160-161 см, а вес 55-56 кг, а у юношей этого возраста соответственно 171-172 см, 60-61 килограмм. Стандартов физического развития 18-летних мальчиков и девочек практически больше не существует. Он не отличается от стандартов физического развития взрослого человека [4, c. 55].
Мышечная система хорошо развита. Ребенок ведет подвижный образ жизни, регулярно испытывает физическую активность.
По выносливости юношеский возраст его уже можно сравнить со взрослым. Ребенок старшего школьного возраста является хорошим владельцем своего тела, если он занимается спортом. Руки могут выполнять очень тонкую работу - письмо, рисование, скульптура, дизайн и т. д.
Интенсивное увеличение массы тела требует увеличения поступления в молодой организм питательных веществ. Таким образом, калорийность пищи, которую принимают дети в возрасте 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в день. В основном ежедневная потребность в белке должен составлять в среднем 95-100 г. Повышенная потребность жиров, углеводов, витамины и минеральные соли. Необходимое количество кальция для подростка достигает 1,3-1,4, а железа - 15 мг в сутки [14, c. 139].
Наибольшее увеличение силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно интенсивно, сила возрастает с 10-12 до 13-15 лет. Сила мышц, участвующих в расширении тела, достигает максимум 16 лет. Неравное развитие силы различных групп мышц необходимо учитывать в практике физического воспитания и спорта. У детей в возрасте от 10 до 12 лет тонизирующее сопротивление мышц при растяжении является наименьшим, они значительно возрастают через 12 лет. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать гибкость, особенно активную [6, c. 26].
Спортивные тренировки оказывают существенное влияние на развитие гибкости у школьников в возрасте 16-17 лет, точность их движений в два раза выше, чем у неподготовленных подростков того же возраста. В начале развития пространственная точность движений и после этого времени. Наконец, что не менее важно, улучшена способность быстро решать задачи двигателя в различных ситуациях. Гибкость продолжает улучшаться до 17 лет [15, c. 66].
Таким образом, можно резюмировать, что для юношей 9-11 классов характерно почти законченное строение организма и функционирования всех его систем. Учитывая данный факт, необходимо рационально подходить к процессу обучения юношей 16-17 лет в борьбе.
1.2 Особенности тренировочного процесса в борьбе
Тренировочные занятия считается ключевым звеном в управлении целенаправленным и точным обучением. В тренировке есть важное условие - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена при выполнении этой задачи [24, c. 77].
Во время тренировок решаются общие и частные задачи исходя из цели - добиться наибольшего успеха в спорте. Важно определить цели, задачи и принципы обучения при реализации учебных планов. Цель – это требование, вытекающее из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в области производства не устраняет, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности единоборцев.
Л.П. Матвеев разделил общую структуру многолетнеготренировочного процесса на микро- (малые), мезо- (средние) и макро- (большие) циклы (части) тренировки [18, c. 77].
В борьбе структура тренировочного занятия спортсмена характеризуется определенным соотношением различных аспектов (например, физического и технического); соответствующей пропорции тренировочной нагрузки (например, объем и интенсивность); различными целевыми последовательности тренировок (например, этапы, циклы и т. д.) [8, c. 98].
По форме организации занятия бывают:
а) Индивидуальные - спортсмены выполняют задания самостоятельно с индивидуальной коррекцией дозы и нагрузки. Минусы – отсутствие конкурентной среды. Также поддержка и поощрительное влияние других спортсменов;
б) Групповые, создающая хорошие условия для соревновательного микроклимата, поддержка сверстников во время соревновательной подготовки. Недостатки: затрудняет индивидуальный подход к участникам и контроль качества работы;
в) Фронтальная, обеспечивает одновременное выполнение одного и того же упражнения всей группой спортсменов. Наиболее эффективен во время разминки. Тренер имеет возможность вести группу, используя наглядный метод. Недостатки: индивидуальный подход к ученику затруднен, их самостоятельность ограничена.
г) свободная – эта форма предназначена для спортсменов высокого класса, обладающих обширной подготовкой, специальными знаниями и опытом [19, c. 145].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесян, Г.М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов / Г.М. Аванесян. – Москва: Моск.ун-т потребкооперации , 2017. 278 с. Текст: непосредственный.
2. Агашин, Ф.К. Биомеханика ударных движений / Ф.К. Агашин.- Москва: ФиС, 1977. 207 с. Текст: непосредственный.
3. Айзман, Р.И. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10-14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович. Текст: непосредственный // Физиология человека. Т. 20. 1994. №3. С. 136-143.
4. Аккуин, Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебно-тренировочном процессе: сб. материалов науч.-практ. конф. / Д.Ю. Аккуин; Уральский гос. ун-т физ. культуры. Челябинск, 2019. 328 с. Текст: непосредственный.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. Москва: Просвещение, 2014. 288 с. Текст: непосредственный.
6. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский. Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 21-28.
7. Волков, В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. Москва: ФиС, 1983. 175 с. Текст: непосредственный.
8. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. Москва, Физкультура и спорт. 2017. 461 с.
9. Джиу-джитсу: примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / А.О. Акопян, В.Б. Шестаков, Г.В. Куковеров, С.С. Крутовских, А.Н. Бойко. -Москва : Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Российская федерация джиу-джитсу, 2008. 92 с. Текст: непосредственный.
10. Ерегина, С.В. Комплексная оценка физической подготовленности самбистов / С.В. Ерегина, К.Н. Тарасенко. Текст: непосредственный // Детский тренер. 2017. № 2. С. 10-12.
11. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки // Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. Москва: Лептос. 1994. 368 с. Текст: непосредственный.
12. Камалетдинов, Р.Р. Его величество удар : Учеб.пособие для тренеров и боксёров-разрядников / Р. Р. Камалетдинов. Москва, Терра-Спорт, 1999. 79 с. Текст: непосредственный.
13. Каплин, В.Н. Оценка уровня специальной и общефизической подготовленности самбистов-юниоров: Метод.рекомендации / В.Н. Каплин, А.В. Еганов, О.А. Сиротин. Москва: Госкомспорт, 1990. 22 с. Текст: непосредственный.
14. Керимуллов, К.К. Силовой функциональный тренинг в методике физической подготовки дзюдоистов 15-17 лет / К. К. Керимуллов. Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 8 (186). С. 138-141.
15. Колмановский, А. А. Некоторые вопросы подготовки юношей / А. А. Колмановский. Текст: непосредственный // Пути совершенствования в спортивной борьбе. Москва: Физкультура и спорт, 1963. С. 66-75.
16. Левицкий, А.Г. Спортивное джиу-джитсу: современное состояние и перспективы развития / А.Г. Левицкий, К.К. Блит. Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2006. Вып. 21. С. 43-47.
17. Максимова, В. М. Планирование нагрузок в годичном цикле подготовки спортсменов высших разрядов / В.М. Максимова, В. А. Никуличев. Текст: непосредственный// Спортивная борьба : ежегодник. М., 1983. С. 13-14.
18. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Л. П. Матвеева. - Т. I Москва : Издательский центр «ФиС». 2006. 304 с. Текст: непосредственный.
19. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта / Л.П. Матвеев. Москва : 2001. 540 с. Текст: непосредственный.
20. Никитушкин, В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов / В.Г. Никитушкин, В. И. Шпанов /Дис.... д-ра пед. наук. Москва, 1995. 88 с. Текст: непосредственный.
21. Паринова, Т.В. Развитие физических качеств юных дзюдоистов на начальном этапе многолетней подготовки в ДЮСШ №3 Бийска / Т. В. Паринова. Текст: непосредственный. // Известия Бийского отделения Русского географического общества. Вып. 33. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2019. С. 194-197.
22. Плотников, В.И. Характеристика разделов подготовки в дзюдо и их планирование в годичном цикле тренировки / В.И. Плотников. Текст: непосредственный // Материалы Всеросс. науч.практ. конф. Красноярск, 2019. С. 53- 55.
23. Пилоян, Р.А. Культурно-исторические и научно-методические основы спортивной тренировки / Р.А. Пилоян. Текст: непосредственный // Начальный этап в многолетней подготовке единоборцев. Малаховка, 1991. С. 4-26.
24. Письменский, И.А. Теория и методика избранного вида спорта. Спортивная борьба: учеб. пособие для СПО. Москва: Юрайт, 2018. 264 с. Текст: непосредственный.
25. Специфика индивидуально-типологических особенностей спортсменов, специализирующихся в единоборствах, игровых и циклических видах спорта / А.В. Гурский [и др.]. Текст: непосредственный // Меридиан. 2020. № 9 (43). С. 493-495.
26. Тараканов, Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов : Монография / Б.И. Тараканов.- Санкт-Петербург: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. 162 с.
27. Топышев, О. П. Биомеханический анализ структуры прямого удара / О.П. Топышев, Г.О. Джероян, М. Базаев. В кн.: Бокс. Ежегодник. Москва, ФиС, 1974. 12 с. Текст: непосредственный.
28. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. Москва: Издательский центр «Академия», 2009. 480 с. Текст: непосредственный.
29. Шахмурадов Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю.А. Шахмурадов. Москва: Высшая школа, 1997. 189 с. Текст: непосредственный.
30. Цекунов, С.О. Физиологические аспекты определения специальной тренированности спортсменов / С. О. Цекунов, Н. А. Мудрено, И. Ю. Знаменский. Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 8. С. 118-124