Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Реформирование российской системы образования и вступление России в Болонский процесс требуют от педагогической науки разработки национальной стратегии профессиональной подготовки педагогов, включающей ресурсы мирового опыта в области высшего образования при сохранении уникальности национальной академической культуры.
В отечественной педагогике формирование представлений об индивидуализации происходило в русле решения практически важных задач обучения и воспитания учащихся.
Эта тенденция нашла отражение в творчестве педагогов и общественных деятелей (К.Н.Вензель, П.Ф.Каптерев, Н.И.Новиков, И.Т.Посошков, А.А.Прокопович-Антонский, В.В.Розанов, К.Д.Ушинский и др.) и нашла отражение в творчестве Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, М.А. Данилов, Л.В. Занков, А.А. Кирсанов, Е.С. Рубанский, И.Е. Унт и др. были посвящены индивидуализации школьного образования. Кроме того, в исследование внесли свой вклад философы (М. С. Каган, И. И. Резвицкий, А. М. Эткинд и др.) и психологи (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. Ф. Ломов, В. И. Слободчиков, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков и др.).
Основная идея исследования заключается в том, что процесс индивидуализации подготовки в начальной школе обеспечивает профессиональное развитие и саморазвитие каждого ребенка, интегрируя его внутренний индивидуально-личностный потенциал и ресурсы внешней образовательной среды.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы индивидуализации в начальной школе.
Задачи исследования: Процесс начального образования.
Предмет исследования: Технологии индивидуализации в образовательном процессе.
Цели исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть понятие, сущность, особенности и этапы педагогических технологий.
3. Представить классификацию педагогических технологий.
4. Проанализировать технологии индивидуализации обучения в образовательном процессе.
5. Рассмотреть процесс применения технологии индивидуализации в начальной школе.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, абстракция, конкретизация, анализ научной и учебной литературы и др.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Структура педагогической технологии
Основная и важнейшая задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему развиваться, развиваться, уравновешиваться, развивать избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение технологии индивидуализации.
Современный образовательный контент рассчитан на среднестатистического школьника и определяется государственным образовательным стандартом. Индивидуальное время, которое студенты затрачивают на усвоение данного объема учебной информации, не соответствует среднему времени, отведенному в официальной учебной программе.
Преодоление этого противоречия является основной целью технологии индивидуализации обучения.
Индивидуализация обучения и адаптация школьного воздействия к различным потребностям учащихся — задача, стоящая перед нашей системой образования в соответствии с Федеральным стандартом образования. Научные исследования, связанные с индивидуализацией обучения, имеют давнюю историю и многочисленные описания в литературе. Однако, как показывает школьная реальность, эта тема требует дальнейшего изучения. В настоящее время содержательная оценка индивидуализации обучения и ее места в процессе обучения на начальном этапе образования требует, прежде всего, унификации взглядов учителей на сущность этого процесса в обучении. На индивидуальных занятиях учитель концентрирует свое внимание на отдельных учениках и адаптирует уроки в соответствии с их склонностями. В этом режиме каждый ученик класса работает в своем темпе и на соответствующем уровне. Трудно не увидеть пользы от его использования – ведь у нас нет одинаковых учеников, все разные, у всех разные потребности и способности. Поэтому мы должны учитывать индивидуализацию при обучении, начиная с начальной школы.
Обучение на первом этапе обучения в I-III классах должно учитывать переход от дошкольного образования к обучению в школьной системе. При этом обучение должно быть комплексным и составлять основу знаний учащихся об окружающей действительности – о себе и мире.
Другие взгляды на индивидуализацию обучения основывались на реализации отдельных ее элементов, например, индивидуализация обучения применялась лишь к дифференциации критериев контроля и оценки достижений учащихся (от одних требуется делать меньше, от других больше). ). Другая точка зрения касается того, что мы сталкиваемся с индивидуализацией обучения, когда учитель, учитывая уровень успеваемости учащихся, делит класс на несколько фиксированных групп и в ходе урока и при оценивании дает учащимся задания разного уровня сложности. учитывается качество выполнения поставленных задач.
В разное время под индивидуализацией понимали различные компенсирующие занятия для более слабых учеников или расширение учебного материала для более способных учеников или индивидуальные занятия для конкретного ученика по желанию родителей. Приведенные выше примеры показывают, что индивидуализация на уроке не всегда четко осознается учителями и что, к сожалению, реализация элемента индивидуализации часто не полностью реализует этот принцип, поэтому влияние на процесс обучения может быть меньшим. Поэтому сфера применения этой концепции требует переосмысления.
В педагогическом словаре индивидуализация в обучении означает «(...) учет различий в развитии отдельных учащихся в системе образовательного процесса, а также адаптацию содержания, педагогических методов и организации деятельности к этим различиям». [1].
В литературе оно определяется по-разному, например, как изменение требований к способностям учащихся или как учет общего уровня развития личности и индивидуального подхода к ребенку. Индивидуализация является одним из принципов, которых необходимо придерживаться для достижения целей образования. Суть принципа индивидуализации обучения заключается в учете различий между обучающимися. Индивидуальные различия между детьми отмечаются в начальной школе и даже в детском саду. Поэтому, чтобы предоставить каждому максимально возможные возможности для развития, следует наблюдать за ним в разных ситуациях, консультироваться с другими педагогами или специалистами, обращаться к каждому ребенку индивидуально. Учитель, учитывая указанные различия и определенные потребности в развитии и обучении учащихся, может использовать различные педагогические приемы, способствующие максимальному и всестороннему развитию всех учащихся. Поэтому педагог занят корректировкой требований и условий обучения и воспитания младших школьников, т.е. час это меняет учебный процесс. Учитываются также изменения в соответствующем обустройстве классной комнаты – различное расположение столов и стульев при работе в малых группах, кроме того, преподаватель, учитывая личностные, индивидуальные способности учащихся, корректирует методы и формы тестирования. знания и навыки, а также критерии оценки. Это оценивание, учитывающее различия между учениками, ориентированное не на их сравнение, а на оценку того, что каждый ученик уже знает, и предоставление информации, которая поможет ему сделать следующий шаг в обучении.
Основная цель индивидуализации в классе – ограничить возможность социальных сравнений между учениками. Важно, чтобы студент понимал собственный успех, свои индивидуальные цели и способы их достижения, какой путь выбрать. Индивидуализация занятий, учитывающая как групповую, так и индивидуальную работу учащихся, дает возможность учителю лучше узнать своих учеников, их способности и потребности и тем самым оптимально определить требования к ним. Самостоятельная деятельность студентов обеспечивает более высокие результаты обучения, а также повышение эффективности и устойчивости знаний, развитие профессиональных интересов.
К настройке можно подойти двумя разными способами. Первый – это система индивидуализации, при которой каждый студент имеет свой собственный план обучения, основанный на индивидуальных потребностях, интересах и способностях. Многие учителя не используют этот метод, поскольку его невозможно реализовать в обычном классе с 25–30 учениками.
Второй вариант — предоставить расширенные возможности и альтернативные решения в классной среде, чтобы учащиеся могли выбирать между различными задачами, уровнями сложности, местами и стратегиями получения знаний. Например, студенты могут сделать свой собственный выбор. Таким образом, ученик сам контролирует свой учебный процесс и становится все более самостоятельным, а роль учителя заключается в помощи детям, организуя различные виды деятельности. В обоих подходах важно рассматривать ученика как активного субъекта, чтобы он или она обращали внимание на себя. Расширение знаний о различиях в функционировании человеческого интеллекта открывает новые возможности индивидуального обучения. Учет психофизических особенностей младшего школьника, определение границ учебного воздействия (интеллектуального, эмоционального, физического), предпочтений, способов приобретения знаний и умений (сохранение психологических особенностей - уровня реакции, познавательного стиля, особенностей характера и социальные характеристики, например тип общения), целью которого является повышение компетентности учащегося и предоставление ему возможности оптимально развиваться в школьной среде.
Педагогическим следствием теории множественного интеллекта является необходимость адаптации методов обучения к индивидуальным потребностям и способностям учащихся с учетом их способностей и врожденных предрасположенностей.
Итак, суть индивидуализации в образовании заключается в выявлении потребностей в развитии и обучении младшего школьника с учетом его способностей и создании соответствующих условий для достижения целей, поставленных в его обучении.
Рассмотрим мнения разных учителей по поводу индивидуализации. В. Чередов: «С дидактической точки зрения индивидуализацию обучения следует понимать как принцип учебного процесса, а дифференцированное обучение на уроке — как специфическую форму организации обучения, представляющую собой оптимальные условия для реализации этого принципа в учебном процессе. контексте классной системы обучения» [10] .
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему учебно-дидактических средств, которая соответствует целям деятельности и реальным познавательным возможностям классного коллектива, отдельных учащихся и групп учащихся и позволяет осуществлять учебную деятельность. активность обучающегося на уровне его потенциальных возможностей, рассматриваемых для обеспечения образовательных целей» [3].
Индивидуальный подход в образовательном процессе означает эффективный учет каждого обучающегося, его творческой индивидуальности в условиях классно-классной системы обучения по обязательным образовательным программам и факультативным (в старших классах) и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых занятий. и индивидуальные занятия, для улучшения качества образования и развития каждого ученика.
Опираясь на определения понятий «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения», можно прийти к выводу, что индивидуальный подход – это образовательный принцип, а индивидуализация обучения – это особая организация учебного процесса в классе ( группа), которая основана на реализации этого принципа.
Одной из важнейших основ индивидуализации обучения является учет психологических особенностей учащихся.
При реализации индивидуализированного подхода к обучению учитель должен осознавать и учитывать динамику роста ученика. Он должен четко
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарова Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявление и учет в процессе обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.
2. Келоева М.Р Теоретические основы индивидуализации обучения слабоуспевающих детей младшего школьного возраста. Символ науки. 2020; № 3.
3. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы. Траектория науки. Международный электронный научный журнал. 2016; Т. 2, № 12: 16 - 22.
4. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 4.
5. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
6. Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-7.
7. Абрамова Н.С., Ваганова О.И., СмирноваЖ.В. Организация самостоятельной работы в условиях реализации практико-ориентиро-ванного подхода//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 13-15.
8. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
9. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Макеева А.В. Технология организации проектной деятельности студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 6 (32). С. 204-208.
10. Саляева Е.Ю., Кутепова Л.И., Ваганова О.И. Проектные технологии в подготовке бакалавров по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис»//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 217-219
11. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Возможности технологии проектной деятельности в подготовке будущих бакалавров профессионального обучения//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 245249.
12. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С 2.
13. Кутепова Л.И., Тростин В.Л., Леонтьева Г.А. Опыт внедрения в образовательный процесс технологий смешанного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 186-189.
14. Юрина В.М., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология педагогической поддержки в профессиональном образовании// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 121-127.
15. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.
16. Сидякова В.А., Смирнова Ж.В., Ваганова О.И. Управление работой семинара в электронной среде//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 204-210.
17. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Седых Д.В. Правовые аспекты организации дополнительного образования в вузе//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 210-216.
18. СмирноваЖ.В., СтародумоваЛ.А., Ваганова О.И. Особенности использования образовательных услуг в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий //Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 216-222.
19. Гладков А.В., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Комплексный подход к проектированию контрольно-измерительных материалов// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 83-86.
20. Везетиу Е.В., Ваганова О.И. Проблема определения структурных компонентов педагогического такта как одной из составляющих профессионального мастерства учителя//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 93-95.
21. БулаеваМ.Н., Ваганова О.И., ЦветковаК.Д. Исследовательская компетентность обучающегося как выпускника профессиональной образовательной организации//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 67-70.
22. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С. Ценностная основа профессионализма современного педагога высшей школы//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 192-195.
23. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа -М: ИНФРА-М, 2016. - 448 с.: ил. - (ПРОФИль). ISBN 978-5-98281-342-8 («Альфа - М»). ISBN 978-5-16006663-9 («ИНФРА-М»).
24. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-59916-6770-8.
25. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 332 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-59916-6770-8.