Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том что, современные образовательные стандарты подчёркивают важность индивидуального подхода к каждому ученику.
Неуспеваемость среди младших школьников остаётся одной из актуальных проблем современной системы образования. Она негативно сказывается на психическом и социальном развитии детей, приводит к снижению мотивации к учёбе и ухудшению взаимоотношений с одноклассниками и учителями. Каждый ребёнок обладает уникальными особенностями, уровнем подготовки и темпераментом. Традиционная единая программа обучения не всегда способна учесть эти индивидуальные различия, что приводит к возникновению трудностей у некоторых учеников.
Одной из причин неуспеваемости является недостаточная индивидуализация образовательного процесса, когда всем детям предъявляются одинаковые требования без учёта их индивидуальных особенностей и потребностей.
Проблеме школьной неуспеваемости большое внимание уделяли как педагоги, так и психологи. Из них наиболее известные Ю.К. Бабанский, К.В. Бардин, П.П. Блонский, П.П. Борисов, А.А. Бударный, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Н.И. Мурачковский, А.А. Смирнов, Л.С. Славина.[3,4,7,9,11,13,21]
Дифференцированное обучение позволяет учитывать потребности и способности каждого ребёнка, создавая условия для его успешного обучения.
Дифференцированное обучение способствует поддержанию и повышению мотивации к учёбе, так как ученики видят свои успехи и понимают, что их усилия приносят результат. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда формируются базовые установки к обучению.
Целью исследования - теоретическое обоснование и изучение возможности использования дифференцированного подхода в обучении младших школьников как средства профилактики неуспеваемости.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования — использование дифференцированного подхода для профилактики неуспеваемости младших школьников
Задачи исследования:
1 Определить понятие и сущность дифференцированного подхода
2 Рассмотреть виды и формы дифференциации в обучении
3 Выявить неуспеваемость младших школьников: причины и последствия
4 Изучить роль дифференцированного подхода в профилактике неуспеваемости
5 Проанализировать возможности использования дифференцированных заданий в процессе обучения младших школьников
Методы исследования -
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, изучение нормативно-правовых документов по теме исследования.
Структура работы включает введение, основную часть с одной главой, состоящей из пяти подпунктов, заключение и список использованной литературы.
1.1 Понятие и сущность дифференцированного подхода
Дифференцированный подход в образовании — это методический принцип, заключающийся в адаптации образовательного процесса под индивидуальные особенности и потребности каждого ученика. Данный подход обеспечивает максимальное развитие способностей каждого учащегося и формирование личностно значимых компетенций. В основе метода лежит идея, что все учащиеся различаются по своим учебным возможностям, интересам и уровням подготовки, и, следовательно, требуют различных подходов к их обучению.
Одним из ключевых отечественных авторов, изучавших дифференцированный подход, является Л.С. Выготский. Его концепция зоны ближайшего развития предполагает, что обучение должно ориентироваться не только на уже сложившийся уровень развития ребёнка, но и на те потенциальные возможности, которые нуждаются в актуализации. Эти идеи легли в основу дифференцированного обучения, предполагающего создание условий для развития каждого ученика в соответствии с его индивидуальными возможностями.[10]
Другой важной фигурой является А.Н. Леонтьев, который развивал идею действенного подхода в обучении. Он утверждал, что учебная деятельность должна строиться с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их возрастных и психофизиологических характеристик. Это позволяет создать более благоприятные условия для усвоения материала и развития личности учащегося.[20]
Опираясь на исследования Л. Выготского и А. Леонтьева, современная педагогическая практика в России всё чаще использует дифференцированный подход как способ повышения качества образования. Актуальность этого подхода связана с возрастающим многообразием учащихся в классах. Различия в культурных и социально-экономических фонах, когнитивных и личностных характеристиках создают необходимость в индивидуализации обучения.
Также стоит упомянуть работы В.В. Давыдова, который развивал идеи о развитии системного мышления через дифференцированные методы обучения. Давыдов предложил свою модель педагогического процесса, ориентированную на развитие продуктивного мышления и креативности учащихся. Он считал, что обучение должно стимулировать самостоятельное мышление и экспериментирование, что возможно лишь при учёте индивидальных особенностей учеников.[12]
Обратимся и к исследованиям Д.Б. Эльконина, который поднимал вопросы о значении игры и творческой деятельности в обучении. Дифференцированный подход в контексте его выводов предполагает, что даже в рамках одной учебной задачи ученик может проявлять разные уровни активности и творчества, и учитель должен это учитывать при организации занятий.[14]
Эффективное применение дифференцированного подхода требует от педагога высокого уровня профессионализма, поскольку необходимо не только понимать и диагностировать учебные возможности каждого ученика, но и планировать образовательный процесс с учётом этих особенностей. Примером успешной реализации таких принципов может служить применение проектной и исследовательской деятельности, где учащиеся получают возможность выбрать темы по интересам и работать в темпе, соответствующем их уровню подготовки.
Важно понимать, что дифференцированный подход не только помогает улучшить академические результаты, но и способствует формированию метапредметных компетенций, таких как умение учиться, критическое мышление и навыки взаимодействия в группе. Всё это готовит учащихся к успешной социализации и профессиональной самореализации в будущем.
Таким образом, можно утверждать, что дифференцированный подход является одним из ключевых направлений модернизации современного образования в России, позволяя более полно раскрывать творческий и учебный потенциал каждого ребёнка.
1.2 Виды и формы дифференциации в обучении
Дифференциация в обучении представляет собой комплекс стратегий и приемов, направленных на учет индивидуальных особенностей учащихся и создание оптимальных условий для проявления их потенциала на каждом этапе образовательного процесса. Это понятие охватывает широкий спектр тактик, подразумевающих как индивидуальный подход к обучению, так и групповую работу, организации учебного материала с учетом потребностей и возможностей учащихся. В этом контексте возникает необходимость рассмотреть различные виды и формы дифференциации в обучении, обратив внимание на мнения известных отечественных авторов в этой области.
Индивидуализация обучения как один из видов дифференциации подразумевает создание личностно-ориентированных программ обучения. Согласно мнению индивидуализация обеспечивает учащемуся возможность самостоятельно выбирать темп работы, формы контроля и источники информации. Учитель же выступает в роли консультанта, наставника, который помогает в выборе оптимальных учебных стратегий. Особо важным аспектом индивидуализации является стремление максимально адаптировать образовательный процесс к уникальным особенностям каждого ученика, что способствует развитию их способности к самостоятельной деятельности и исследованию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Атутова, П. Р. Психология мотивации учебной деятельности / П. Р. Атутова. – Москва: Академия, 2008. – 223 с.
2. Атутова, П. Р. Теория познавательной деятельности младших школьников / П. Р. Атутова. – Москва: Просвещение, 2005. – 256 с.
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — Москва: Просвещение, 1982. — 256 с.
4. Бардин, К. В. Методы педагогического исследования. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2005. — 340 с.
5. Библер, В. Л. Культура и школа в диалоге эпох / В. Л. Библер. – Москва: Изд-во МГУ, 1993. – 239 с.
6. Библер, В. Л. Между Платоном и Протагором / В. Л. Библер. – Москва: Наука, 1989. – 318 с.
7. Блонский, П. П. Психологические основы учебной деятельности. — Москва: Наука, 2010. — 188 с.
8. Борисов, П. П. Педагогика в современном мире. — Казань: Татарское книжное издательство, 2015. — 321 с.
9. Бударный, А. А. Современные технологии обучения. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2013. — 290 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. — Москва: Изд-во МГУ, 2004. — 412 с.
11. Гельмонт, А. М. Развивающее обучение: проблемы и перспективы. — Иркутск: Восточно-Сибирское издательство, 2011. — 278 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. — Томск: Томский государственный университет, 1996. — 306 с.
13. Данилов, М. А. Основы дидактики. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000. — 344 с.
14. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — Москва: Изд-во МПГУ, 2013. — 196 с.
15. Занков, Л. В. Диагностика развития учащихся / Л. В. Занков. – Москва: Педагогика, 1977. – 203 с.
16. Занков, Л. В. Педагогика и психология учебной деятельности / Л. В. Занков. – Минск: Нар. асвета, 1980. – 315 с.
17. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. — Москва: Логос, 2005. — 472 с.
18. Кутепова, Е. Н. Психологические основы обучения детей / Е. Н. Кутепова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2015. – 192 с.
19. Кутепова, Е. Н. Развивающее обучение: теория и практика / Е. Н. Кутепова. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. – 189 с.
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — Москва: Политиздат, 2007. — 304 с.
21. Мурачковский, Н. И. Проблемы и методы педагогической диагностики. — Омск: ОмГПУ, 2009. — 234 с.
22. Петерсон, И. И. Теория и технологии проектной деятельности / И. И. Петерсон. – Казань: Издательство КФУ, 2010. – 284 с.
23. Савенков, А. И. Инновационные технологии в образовательных учреждениях / А. И. Савенков. – Москва: Высшая школа, 2013. – 196 с.
24. Савенков, А. И. Современные технологии обучения / А. И. Савенков. – Москва: Московский педагогический университет, 2011. – 247 с.
25. Салмина, Н. Г. Методы активного обучения в школе / Н. Г. Салмина. – Екатеринбург: УГТУ, 2011. – 210 с.
26. Семёнкина, А. В. Современные подходы в педагогической психологии / А. В. Семёнкина. – Новосибирск: НГУ, 2018. – 234 с.
27. Славина, Л. С. Обучение и развитие школьников. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2012. — 252 с.
28. Фокина, Ю. Г. Развитие креативных способностей учащихся / Ю. Г. Фокина. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. – 178 с.
29. Хуторской, А. В. Личностно-ориентированное обучение. — Краснодар: Кубанский университет, 2003. — 380 с.
30. Щуркова, Н. Е. Стратегии обучения в современной школе / Н. Е. Щуркова. – Томск: Изд-во ТГУ, 2020. – 240 с.