Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы «Иконоборчества и седьмой Вселенский Собор» обосновывается тем, что крайне важно изучить предпосылки образования религиозных течений VII – IX вв. и их последствия, так как это имеет глобальное значение в исследовании вопроса эволюции Церкви.
Ведь еще в IV в. в Византии уже прослеживались различные богословские направления и школы, наличие которых было угрозой единства Церкви. Первые действия по борьбе с иконами возникли при обнародовании эдикта Льва III, а пик наступил при императоре Константина V. Однако даже спустя 1 000 лет все восточные церкви мира празднуют Торжество православия, - первое воскресенье Великого поста. Это принято считать особой, памятной датой в память о событиях 843 г., когда Феодор окончательно осудил иконоборчество.
Следовательно, можно утверждать, что актуальность темы значительная, так как понимание причинно-следственных связей начала и окончания иконоборчества позволяет проследить, как происходило формирование традиций православия, что побуждало людей того времени обращаться к христианским образам и проповедовать православие в мире.
Степень изученности темы «Иконоборчества и седьмой Вселенский Собор» пока небольшая. Это связано и с тем, что до нашего времени сохранилось и дошло немного источников развития событий VII – IX в., и с тем, что ряд работ ученых посвящено больше историческим фактам, хотя причины и последствия иконоборчества оказали огромное влияние на становление всей последующий теологии.
Объект исследования: анализ событий, происходящих в период иконоборчества и причинно-следственных связей, повлекших за собой решения седьмого Вселенского Собора.
Предмет исследования: суть иконоборчества и содержания решений седьмого Вселенского Собора.
Цель исследования: изучить причины, этапы и последствия иконоборчества и роль в этом течении решений, принятых на VII Вселенском Соборе в Византии.
Для достижения указанной цели были автором данного курсового исследования были поставлены следующие задачи:
- дать определение термину «иконоборчество»;
- проследить и проанализировать историю происхождения иконоборчества как религиозно-политического течения и его этапы;
- выявить причины действий иконоборцев и проанализировать, какие меры предпринимали гонители иконопочтения и почему;
- определить значимость VII Вселенского Собора для развития религии и основные положения об иконах, на нем принятые;
- выделить события, повлекшие за собой прекращение деятельности иконоборческиих течений.
Данная курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, в каждой из которых по 2 параграфа, заключение и библиографический список.
1. Развитие иконоборчества в Византии в VII – IX в.
1.1. История происхождения иконоборчества
как религиозно-политического течения и его этапы
Как следует из дошедших до нас источников, иконоборцы считали, что поклонение иконам нарушает вторую заповедь Моисея «…Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им...» (Исх 20:4,5).
Иконоборчество стало набирать обороты в ответ на крайности народного почитания икон, нередко доходившее до суеверия, но это была не совсем та теория, в которой нуждалось общество Византии. Сторонники этого движения часто повторяли: «…поклоняться рукотворным вещам недопустимо…». Позже, по итогу споров, длящихся больше 100 лет, защитники иконопочитания пришли к мнению о том, что нужно новое понимание в обращении с иконами: им можно (и нужно) поклоняться и к ним прикладываться, а вот служить им – грех, так как служение возможно только Богу: «Поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть выражение почтения, а служить же нельзя никому, кроме Бога».
Св. Иоанн Дамаскин - самый известный, ранний и важный источник сведений об иконоборчестве, - пишет, что иконоборческая идеология базируется на ветхозаветных текстах: Исх. 20, 4; Пс. 96, 7 и Иер. 10, 11 (ΡG 94, 1288D; 1321А; 1324С; 132С).
Первая иконоборческая формулировка принадлежит епископу Константину Наколийскому, которую он указал в «Письмах» патриарха Германа. Он привел как пример книгу «Исход» (Исх. 20, 4), заменил библейский глагол «делать» на «иметь».
Официальная идея иконоборческого богословия идет из эдикта Льва III от 17 января 730 г., который гласит: «…Изображение никогда не может быть одинаковым с прототипом. Одно - это изображение, другое – это отображаемое».
Так, незадолго до этого, в 720-е гг., Лев III отделил прототип от его отображения, а затем распорядился поднять священные изображения в храмах «…на такую высоту, чтобы суеверным невозможно было к ним приложиться…».
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеев С. В. Иконы и иконопочитание: моногр. исслед. М.: Академия, 2020. 192 с.
Безансон А. Запретный образ: интеллектуальная история иконоборчества (пер. с франц. М. В. Розанова). М.: Академия, 2022. 244 с.
Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М.: Нобель-Пресс, 2022. 252 с.
Величко А. А. Византия в эпоху иконоборчества: моногр. М.: Вече, 2023. 208 с.
Величко А. А. История Византийских императоров. М: Вече, 2021. 442 с.
Данилов А. В. Антропология и богословие иконоборчества // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 1. С.36-55.
Данилов А. В. Иконоборчество в исторической ретроспектив: влияние, формы, методы // Теология: теория и практика. 2020. № 9. С.77-82.
Дашков С. В. Императоры Византии: справ. пособ. М.: Просвещение, 2020. 262 с.
Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церквии. В 3-х т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ППСТГУ), 2023. 492 с.
Джонатан Х. Византия: история исчезнувшей империи. М.: Альпина Диджитал, 2021. 400 с.
Ермилов Ю. И. Иконоборчество: историческое самоизъявление термина // Теология: теория и практика. 2021. № 5. С.49-55.
Захаров Г. Е. История древней церкви: учеб. пособ. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), 2023. 96 с.
Карташев А. В. Вселенские соборы. М.: Академический проект, 2023. 644 с.
Копцев А. А. Богословие и иконы на Западе во время Византийского иконоборчества (VII – IX вв.) и в дальнейший период. М.: Норма, 2019. 144 с.
Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви. СПб., Питер, 2019. 220 с.
Лопухин П. А. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. М.: Омега-Л, 2023. 980 с.
Лопухин П. А. Толковая Библия: справ. пособ. М.: Омега-Л, 2020. 824 с.
Митчелл У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология (пер. с англ. В. В. Дрозда). М.: Инфра-М, 2023. 192 с.
Михайлова Л. Б., Михайлов А. Н. Поиск религиозно-философского обоснования иконописи в византийских иконоборческих спорах // Теория государства и права. 2021. № 2. С.71-74.
Никифор, Патриарх Константинопольский. Краткая история со времени после царствования императора Михаила. М.: Директ-Медиа, 2023. 124 с.
Норвич Д. Д. История Византийской империи: от основания Константинополя до крушения государства. М.: Колибри, 2024. 668 с.
Остроумов Г. В. Догматическое значение седьмого Вселенского Собора. М.: Академия, 2019. 162 с.
Петровский И. П. Византия. Христианская империя. Жизнь после смерти. М.: Эксмо, 2023. 488 с.
Пигалев А. И. Иконоборчество как предмет визуальной теологии // ВГУ, 2023. С.14-19.
Погасий А. К. Иконоборчество как фактор разделения церкви // Теология: теория и практика. 2022. № 5. С.81-83.
Потапов И. Л. Церковно-государственные отношения в Византии в эпоху первого периода иконоборчества // Исторические науки. Интеллектуальный потенциал XXI в.: ступени познания. 2021. № 1. С.58-62.
Пучков Д. Ю. Седьмой Вселенский Собор как итог христологических споров. М.: Академия, 2020. 98 с.
Смирнов Е. И. История христианской церкви: учеб. для духовных семинарий. М.: Архива-Паблик, 2019. 144 с.
Статакопулос Д. Краткая история Византии: учеб. пособ. (пер. с англ.А. К. Сергеева). М. Колибри, 2022.
Успенский Ф. И. История Византийской Империи. В 3-х т. Т. 1. М.: Академия, 2020. 344 с.
Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Понтийский. Сказания. М.: Норма, 2011. 544 с.
Шмеман А. Исторический путь Православия. М.: Книга по требованию, 2020. 148 с.