Фрагмент для ознакомления
2
В современном отечественном уголовном судопроизводстве одним из элементов несудебного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор. Так, в части 1 статьи 1 Закона о прокуратуре РФ определена основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением дей-ствующих на территории России законов.
Прокурорский надзор за органами предварительного расследования в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о прокуратуре РФ, хотя и явля-ется лишь составной частью отрасли прокурорского надзора, но от этого не теряет своей значимости.
В настоящее время особый интерес вызывают вопросы, связанные с осуществлением надзорных полномочий прокурором в стадии предвари-тельного расследования. Главным образом это связано с тем, что на прак-тике при реализации прокурором функций в данной сфере имеется ряд проблем, которые вытекают из недостаточного правового регулирования.
Важнейшее место в системе правоохранительных органов, принима-ющих участие в реализации указанной задачи, занимают органы, осу-ществляющие оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД). По-скольку охватываемая сфера максимально переплетена с возможностью в необходимых случаях нарушения конституционных прав граждан, повы-шенное внимание к совершенствованию оперативно-розыскной деятельно-сти в РФ кажется исключительно необходимым ввиду ряда существующих сегодня в данной отрасли проблем.
Как известно, прокуратура, как орган профессионального надзора, обладает, в том числе, полномочиями по осуществлению надзора за ис-полнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Специфика данной отрасли прокурорского надзора нашла свое отражение в главе 3 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О проку-ратуре Российской Федерации». Однако содержание данной главы огра-ничивается лишь перечислением предмета такового надзора (который, к слову, кажется недостаточно проработанным) и отсылки к уголовно-процессуальному законодательству, устанавливающему круг полномочий прокурора в данной сфере. На настоящем этапе прокуратура обладает весьма ограничена в выборе средств и методов прокурорского реагирова-ния, могущих позитивно воздействовать на защиту интересов лиц, чьи конституционные права нарушены в результате незаконного или непра-вильного проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) органами, осуществляющими ОРД. Как отмечено многими современными теоретиками, посвятившим свои труды исследованию указанной пробле-мы, в настоящее время вопрос обеспечения законности ОРД исключитель-но средствами прокурорского надзора является открытым и дискуссион-ным ввиду наличия в данной сфере множества правовых проблем и казу-сов прикладного характера.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования осуществления контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием.
Предмет исследования – нормы закрепляющие порядок осуществле-ния прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществ-ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель-ное следствие.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей правового регулирования осуществления прокурорского надзора за исполнением за-конов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и предмет прокурорского надзора за соблю-дением законности органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- выявить полномочия прокурора и пределы прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотреть понятие, предмет и пределы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
- рассмотреть полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
В работе автором применялись анализ и синтез, системный и ком-плексный подходы и другие методы научного исследования.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использо-ванных источников.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» в совокупности с другими ветвями прокурорского надзора включает контроль за исполнением законодательства органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, определяя предмет надзора данной сферы в виде соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также надзор за определенным порядком рассмотрения обращений и заявлений о совершенных, а также подготавливаемых пре-ступлениях, проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) и осуществление расследования, в том числе и законность принима-емых решений компетентными на то органами.
Закон определил объективную взаимосвязь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, проявляющейся в том, что в ре-зультате оперативно-розыскной деятельности формируются условия и предпосылки для начала и проведения уголовного преследования, что в свою очередь позволяет последовательно решать задачи по обнаружению и раскрытию преступлений, выявлению виновных и обоснованию их от-ветственности. При этом методы и способы осуществления прокурорского надзора зависят во много от конкретного вида ОРД. Особая значимость данного направления прокурорского надзора, позволяет некоторым авто-рам предложить выделение прокурорского надзора за исполнением зако-нов должностными лицами, занимающимися ОРД, в самостоятельную от-расль прокурорского надзора .
Проблема прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за выполнением ОРД заключается в неполноте трактовки данного предме-та контроля без применения абсолютно всех требований законодательства к осуществлению ОРД и, к тому же, противоречивость полномочий проку-рора и правовых методов и средств реализации их целям.
Под прокурорским надзором за оперативно-розыскной деятельно-стью понимается система спланированного контроля и проверки пенитен-циарных учреждений и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с целью выявления и предупреждения нарушений прав и свобод человека при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ис-пользовании сил, средств и методов для этих мероприятий .
Надзор прокуратуры за органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, является одной из гарантий законности деятель-ности правоохранительных органов в России . При этом в силу своей спе-цифики надзор позволяет предупредить преступные посягательства, затра-гивающие права и свободы человека и гражданина при проведении опера-тивно-розыскных мероприятий.
В качестве основного субъекта прокурорского надзора выступает прокурор. Под прокурорским надзором как отраслью юриспруденции понимается совокупность знаний о правовых нормах, регулирующих дея-тельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях общественных отношений при выполнении надзорной функции, разработке мер по повышению эф-фективности работы прокуратуры.
В основе организации деятельности прокуратуры в сфере прокурор-ского надзора лежат принципы централизации, единства, законности, не-зависимости и гласности.
Прокурор – это должностное лицо, которое от имени государства осуществляет надзор за процессуальной деятельностью и за деятельностью оперативно-розыскных органов. Надзор осуществляется на основании за-кона и является одной из важнейших функций прокурора в досудебном производстве.
Что касается механизма совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел, то совершенствование прокурорского надзора в этих сферах правоохранительной деятельности может быть обеспечено при условии комплексного изучения организации и методики прокурорской деятельности при осуществлении надзора за ис-полнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Совершенствование организационно-функционального механизма прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов, когда субъекты осуществляют оперативно-розыскную деятельность, зависит от степени знания криминальной ситуации в юрисдикции, умения анализиро-вать правоприменительную практику поднадзорных органов и, кроме то-го, от организации и осуществления прокурорского надзора .
Организационно-подготовительная деятельность должна носить ана-литический и технический характер, основываться на информационном обеспечении и планировании такой деятельности.
Результативность деятельности прокурора по надзору за исполнени-ем законов органами, выполняющими оперативно-розыскную деятель-ность в органах внутренних дел, обусловлена совершенствованием орга-низации, методики и тактики реализации надзорной функции на конкрет-ных направлениях правоохранительной деятельности. Совершенствование организационно-методических и тактических механизмов должно осу-ществляться путем критической оценки деятельности надзорных органов и прокуроров, осуществляющих надзор, а также путем выявления проблем в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности.
В сферу прокурорского надзора должно входить не только выявле-ние нарушений законов, но и подзаконных актов, изданных в рамках со-вершенствования правовой базы, создания механизма исполнения законов и предотвращения противоречащих законам положений .
Согласно статье 45 Конституции Российской Федерации, государство в России гарантирует каждому защиту прав и свобод человека и гражда-нина. В связи с этим государство обязано создать и обеспечить такой пра-вовой порядок, при котором каждое 200 физическое и юридическое лицо имеет конкретную возможность защищать свои права и законные интере-сы, получать адекватную и всестороннюю государственную поддержку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 де-кабря 2001 г. № 174-ФЗ : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. [в ред. от 09.11.2024 г.] // Собра-ние законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 [часть I]. – Ст. 4921.
3. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.09. 2024) // Российская газета. – 1992. – № 39.
4. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) // Собрание законода-тельства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
5. Об организации прокурорского надзора за исполнением зако-нов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности (вместе с Ин-струкцией о порядке составления и представления отчета о работе проку-рора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности, Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих опера-тивно–розыскную деятельность) : приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 // Законность. – № 5. – 2011.
6. Об организации прокурорского надзора за процессуальной де-ятельностью органов предварительного следствия : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сент. 2021 г. № 544 // Законность. – 2021. – № 12. – С. 40–51.
II. Основная и специальная литература
7. Багомедов Г.Р. Прокурорский надзор за оперативно–розыскной деятельностью // СКИ (ф) ФГБОУ ВО «Всероссийский государ-ственный университет юстиции». Журнал: Проблемы совершенствования законодательства. – 2019. – С. 104–107
8. Васильева М.К. Проблемные вопросы осуществления проку-рорского надзора за исполнением законов при осуществлении оператив-но–розыскной деятельности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник ста-тей X Международной научно–практической конференции: в 2 ч. – 2019. – С. 190–193.
9. Гулина С.Н., Руденко В.П. Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // В сборнике: Донецкие чтения 2023: образование, наука, инно-вации, культура и вызовы современности. материалы VIII Международной научной конференции. – Донецк, 2023. – С. 118–121.
10. Данные исследования Всероссийского центра изучения обще-ственного мнения (ВЦИОМ) за 2018 год. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/society/22/05/2018/5b04004f9a7947693c8553c5
11. Данные исследования Всероссийского центра изучения обще-ственного мнения (ВЦИОМ) за 2019 год. [Электронный ресурс] // URL: https://xn––b 1 aew.xn––p 1 ai/publicopinion
12. Дорошков В.В.Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе // Мировой судья. – 2019. – № 11. – С. 13–19.
13. Заславский В. Б. К вопросу об обжаловании прокурором су-дебных решений о производстве оперативно–розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2019. – № 7. – С. 76–79.
14. Карасев А.С. Нормативное регулирование прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность // В сборнике: Правовое наследие Г.Р. Держави-на: история и современность. Сборник статей Всероссийской научно–практической конференции. Редколлегия: В.А. Шуняева, Т.В. Богданова. – Тамбов, 2023. – С. 187–194.
15. Кожевников О. А. Полномочия прокурора в надзоре за закон-ностью оперативно–розыскной деятельности // Вестник Кемеровского гос-ударственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – № 3. – С. 58–63.
16. Луговик В.Ф. Оперативно–розыскной кодекс Российской Феде-рации (авторский проект федерального закона) // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2019. – С. 109–135.
17. Майдыков А.А., Шикунов А.О. Значимые проблемы проку-рорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность на современном этапе развития об-щества в Российской Федерации // Вестник университета им. О.Е. Кутафи-на. – 2019. – №8. – С.53–66.
18. Никитин Е.Л. Обеспечение законности оперативно–розыскной деятельности средствами прокурорского надзора и ненадзорных функций прокуратуры // Юридическая мысль. – № 1 (111). – 2019. – С. 115–125.
19. Новожилова А.В. Понятие, задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия // В сборнике: Назначение и исполнение наказания: уголовно–правовые и уголовно–исполнительные проблемы. Сборник материалов Всероссийского студенческого круглого научно–практического стола. – Санкт–Петербург, 2024. – С. 147–151.
20. Одношевин И.А. Организация прокурорского надзора за ис-полнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, и пределы его осуществления // Актуальные проблемы рос-сийского права. – 2019. – № 4. – С. 191–197.
21. Пасечник А.С. Прокурорский надзор за оперативно–розыскной деятельностью // В сборнике: Гуманитарные и правовые про-блемы современной России. Материалы XIX всероссийской студенческой научно–практической конференции. – Новосибирск, 2024. – С. 198–201.
22. Руденко В.П. Роль и значение прокурорского надзора за ис-полнением законов органами дознания и предварительного следствия // В сборнике: Наука будущего: история становления, современное состояние, перспективы развития. сборник статей международной научной конферен-ции. – Санкт–Петербург, 2024. – С. 26–29.
23. Ункилаева А.А. Прокурорский надзор как особая форма госу-дарственного контроля за оперативно–розыскной деятельностью / А.А. Ункилаева, К.К. Демиров // СКИ (ф) ФГБОУ ВО «Всероссийский государ-ственный университет юстиции». Журнал: Проблемы совершенствования законодательства. – 2019. – С. 399–402.
24. Чечетин А.Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно–розыскной деятельностью // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 3 (79). – С. 134–139.
25. Шабанова А.К. Система прокурорского надзора за исполнени-ем законов субъектами, осуществляющими оперативно–розыскную дея-тельность // Волгоградский государственный университет. Журнал: Моло-дой ученый. – 2019. – № 23. – С. 160–162
III. Материалы судебной и другой практики
26. Постановление ЕСПЧ от 15.12.2005 «Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» (жалоба N 53203/99) // СПС Консультант Плюс [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=20181#012036882560605022 (дата обращения 30.11.2024).
27. Постановление ЕСПЧ от 02.10.2012 «Дело «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации» (жалобы N 23200/10, 24009/07 и 556/10) // СПС Консультант Плюс [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=307260#00020477059151520205 (дата обращения 30.11.2024).