Фрагмент для ознакомления
2
У детей дошкольного возраста игра – есть ведущий вид деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности, в движении, общении, познании, самореализации и др. Игра при этом является эффективным средством формирования личности дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. Достаточно велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка. В ходе игры он учится и социализируется.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться. Игры не ограничивается лишь тем, что у ребенка возникают новые мотивы игровой деятельности и связанные с ней задачи. В процессе игры у детей возникает множество разнообразных мотивов. При этом может возникать переход от одних мотивов к другим. Это могут быть непосредственные желания играть, а в дальнейшем в процессе игры у детей могут возникать различного рода намерения. Различного рода игры позволяют развивать детям силу воли [8].
Игр существует достаточно много, и каждая из них формирует определённые личностно значимые качества ребёнка. Положительное воспитательное воздействие оказывают ролевые игры, дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвижные игры и многие другие.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в развивающем процессе современных педагогических технологий и методик. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике любой образовательной организации. Игры и игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности младших дошкольников.
Дошкольный возраст детей характеризуется стремительным развитием детской психики. Достаточно быстро в психике ребёнка появляются всё новые образования. К дошкольному возрасту специалисты относят возраст детей от 3 до 7 лет. К младшему дошкольному возрасту М.И. Лисина относила детей в возрасте от 3 до 4 лет. Она также обращала внимание на то, что психика дошкольников развивается достаточно стремительно. Всё больше образуется запас новых психических связей субъекта.
О том, что ведущей деятельностью дошкольного детства является игра, писали Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. В игровую деятельность ребенок уходит полностью [17]. Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации к миру взрослых людей. Ребёнок испытывает постоянное стремление подражать взрослым. Реальное выполнение функций взрослых в дошкольном детстве невозможно. У ребёнка практически всегда присутствует противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Это противоречие движет ребёнком и заставляет его осваивать новые сферы игровой деятельности [22].
Дошкольное образование развивается в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО определяет все направления стратегических преобразований системы, реализация которой приведёт к её качественно иному уровню функционирования и развития [1]. В связи с этим необходимо привести в соответствие все практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его вклад в общий цикл развития и воспитания дошкольника. В этом заключается самоценность дошкольного детства [17].
Математическое развитие младших дошкольников подразумевает формирование элементарных математических представлений. Это позволяет говорить о развитии интеллекта субъекта и его интеллектуально - творческих способностей. В процессе дидактических игр и игровых упражнений младший дошкольник знакомится с основами математической культуры и проявляет интерес к познанию окружающего мира. Математическое развитие и образование дошкольников проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, в том числе, на основе образовательной программы дошкольной образовательной организации (ДОО).
Под геометрическими представлениями прежде всего понимают представления о форме. По мнению специалистов, ребёнка можно знакомить с формами в возрасте двух лет. В этом возрасте ребёнок уже способен овладеть основными формами и в дальнейшем способен сопровождать их словесными обозначениями. Это позволяет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить их в рисунках, аппликациях, постройках и др. Основные геометрические формы, с которыми дети знакомятся, выступают как эталоны и образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов. При любых видах игровой деятельности дети могут знакомиться с понятием форма. Это может происходить непосредственно в образовательной деятельности, или в игре, при рисовании, или лепке и др.
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается в дошкольном возрасте. Пространственные и геометрические представления это: деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Геометрические представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека [3].
Пространственные представления - это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности [12].
По мнению Н.Е. Веракса, пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. В области дошкольного образования одним из наиболее актуальных направлений выступает развитие познавательной сферы детей. Формирование учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста, несомненно, зависит от индивидуального психического развития ребёнка и от развития его познавательной сферы.
Многие исследователи развитие познавательной сферы ребёнка связывают с мышлением, памятью, вниманием, воображением и др. Прежде всего – это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития геометрических представлений у дошкольников в процессе их развития чрезвычайно велико [14]. В процессе знакомства дошкольников с геометрическими представлениями у них возникает понимание следующих действий
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом.
-изучение состава числа;
- счет, сравнение чисел, арифметические действия и др.
В дошкольном возрасте у ребёнка преобладает образное мышление. Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие количество. На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками математических форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15].
Способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих математических представлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты в хронологической последовательности)
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ N 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 23.11.2024).
Учебники, монографии, брошюры
2. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
3. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н.А. Арапова-Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 178 с.
4. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО / Ю.А. Афонькина; под ред. И.Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2019. - 144 с.
5. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа / Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель. - 2016. - 123 с.
6. Баркан, А.И. Современный дошкольник: книга для воспитателей и родителей / А. И. Баркан. М.: ОлмаМедиаГрупп / Просвещение. - 2015. - 192 с.
7. Бережнова, О.В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: методическое пособие / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. М.: ИД Цветной мир. - 2019. - 144 с.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 750 с.
9. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
10. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 400 с.
11. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017. – 208 с.
12. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 87 с.
13. Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
14. Васюкова, Н.Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования / Н.Е. Васюкова // Теория и методика непрерывного профессионального образования: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти: ТГУ. - 2012. 115 с.
15. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОО в дошкольном образовательном учреждении / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.: Инфа-М. - 2016. - 220 с.
16. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. - 2015. - 464 с.
17. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации / О.В. Дыбина. М.: Национальный книжный центр. - 2015. - 304 с.
18. Крылова, Н.М. Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности / Н. М. Крылова, Л. В. Тимошенко. М.: Сфера. - 2016. - 96 с.
19. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Учебно-методическое пособие / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
20. Лаврова, Л.Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера. - 2017. - 128 с.
21. Лазутова, М.Н. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей / М.Н. Лазутова. М.: Сфера. - 2015. - 128 с.
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл. - 2010. - 426 с.
23. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС ДО / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
24. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
25. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
Периодические издания
26. Антипова, Ю.С. Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников / Ю.С. Антипова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 224-226.
27. Воеводина, А.И. Особенности развития дошкольников в условиях интегрированной деятельности / А.И. Воеводина, С.В. Горшунова, Г.А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы заочной международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012). М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 67-71.
28. Евтюхова, М.П. Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ / М.П. Евтюхова. - Дошкольное образование: педагогический поиск. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Выпуск 6. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2024. – С. 145-147.
Электронные ресурсы
29. Андреенкова, Т.Н. Методическая разработка на тему: «Применение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»: [сайт]. - 2017. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/15/informatsionno-kommunikatsionnyetehnologii-v-dou-t-s-komarova-a-v (дата обращения 23.11.2024).