Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любое государство, в период развития общества стремится к стабильному обеспечению своего функционирования и всестороннего взаимодействия законодательства, в первую очередь для своих граждан, основу которым определяет непосредственно и социальное обеспечение.
Современное общество стремится к постоянному развитию, что обусловлено необходимостью государством обеспечить качественное и стабильное его функционирование, в первую очередь на основе формирования определенного законодательства.
Основным законом, устанавливающим положения реализации прав гражданам на социальное обеспечение, осуществляемое государством, является Конституция РФ, которая заложила основные направления для необходимого обеспечения интересов граждан, улучшая тем самым качество их жизни.
Социальное обеспечение является той отраслью, которая направлена на реализацию социальных прав гражданам, применяя различные методы, регулируемые государством, используя специальные фонды, способствующие обеспечить и предоставить социальные услуги по разным направлениям.
Социальное обеспечение в первую очередь направлено на улучшение качества жизни тех граждан, которые оказались в трудной жизненной ситуации по различным обстоятельствам. В основном такими методами является социальное страхование, пенсионное обеспечение, а также иные виды материальной поддержки и предоставление пособий и определенных гарантий.
Пенсионное обеспечение является одним из способов поддержки граждан в сфере оказания социальных услуг, возмещая тем самым ограничения в трудоспособности граждан, достигая необходимого материального благосостояния граждан, не имеющих возможность по различным обстоятельствам в полной мере выполнять трудовые функции.
Конституция РФ, в своем главном направлении, определяет наше государство социальным, что формирует в первую очередь интересы и социальное обеспечение граждан и стремится к улучшению качества жизни своих граждан, что в первую очередь характеризует определенно повышенный уровень государства в своем развитии. В соответствии с обеспечением качественного уровня жизни граждан, наше государство направило развитие социального обеспечения, в качестве защитной функции государства, определенные гарантии своим гражданам по социальному обеспечению, а именно пенсионного страхования, что формирует назначение пенсии по обязательному пенсионному страхованию.
Каждому человеку необходим такой уровень жизни, при котором он бы мог реализовать все своим потребности, но происходит так, что в следствии некоторых обстоятельств жизни, утраты здоровья, материальной стабильности, здоровья или наступления старости, гражданин своего государства имеет право получать поддержку от своего государства, которое и обеспечивает социальное страхование, в частности способом пенсионного обеспечения.
Пенсионная система в России создана в целях обеспечения социальных гарантий государством, своих нетрудоспособных граждан, а также страхование трудоспособного населения, и слабых слоев общества, путем установления пенсионных выплат разной категории.
Актуальность работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение.
Целью данной работы является исследование состояния современной пенсионной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить систему обязательного пенсионного обеспечения
- дать общую характеристику органов пенсионного обеспечения
- рассмотреть организацию взаимодействия Социального фонда России и страхователей
- определить сущность, роль и источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере пенсионной системы.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие современную пенсионную систему Российской Федерации.
Методологию и методику исследования составили общенаучный метод познания окружающей действительности, а также традиционные методы, используемые в правоведении и теории социальной защиты.
Теоретической основой исследования явились труды российских учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме. Эмпирическую базу исследования формируют опубликованные данные СФР, а также Федеральной службы государственной статистики.
В качестве нормативно-правовой базы исследования были использованы Конституция РФ, федеральные законы, законодательные акты, Указы Президента. Также в работе использованы материалы с официального сайта Социального фонда Российской Федерации и судебная практика.
Структуру работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников
Глава 1. Теоретические аспекты пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Система обязательного пенсионного обеспечения
Пенсионная система современной России прошла этап большого развития, чередую как развитие на определенных этапах, так и допускала некоторое количество ошибок, в попытках объединить пенсионную систему в единый функционирующий орган и обеспечить качественное пенсионное страхование гражданам, что привело исходя из опыта предшественников в современное время, где пенсионная система развита достаточно основательно, хотя и требует некоторого улучшения.
Пенсионная система после массового реформирования в современный период времени, была введена в России с 01 января 2002 года, которая определяет в общей совокупности, установленных законодательных норм, в целях предоставления материальных гарантий населению, по обеспечению пенсионных выплат.
События, которые привели к единому фонду, пенсионного обеспечения коснулись всех заинтересованных лиц: действующих и будущих пенсионеров, работодателей, малообеспеченных граждан, инвалидов и даже матерей.
Система обязательного пенсионного страхования возникла еще в годы правления Петра Великого, который предусматривал пенсионные выплаты военнослужащие. Дальнейшее развитие пенсионная система получила при Николае 1, который впервые издал документ с четким направлением установления пенсии определенным категориям граждан, с созданием специальных организаций, регулирующих вопросы установления и выплаты пенсий.
Особое внимание развитию пенсионной системы определен период послероволюционных событий, которые обеспечили развитие пенсионной системы и пенсионных выплат на все население, а дальнейшее развитие возникло в советский период, который закреплял множество положений, регулирующих порядок предоставления и выплаты пенсий, с закреплением пенсионного возраста, страховых выплат работодателями, стажа работ и другие значимые критерии.
Значительное и стремительное развитие пенсионной системы возникло в 1990 г., когда был создан первый ПФР, регулирующий вопросы исключительно пенсионной системы, а фонд которого закладывался только на предоставление пенсионных выплат.
В дальнейшем в пенсионной системе происходит ряд изменений, которые касались не только лиц получавших пенсию, но и будущих пенсионеров, их работодателей, которые в дальнейшем обеспечивали непосредственное участим в накоплении будущей пенсии своих работников, путем перечисления в Пенсионный Фонд страховых взносов с заработной платы каждого работника.
В 2002 году в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, которое явно показывало на недостаточность наличия финансовых средств, Пенсионный фонд проводит реформу и оптимизирует поступление денежных средств, тем самым осуществляя улучшение пенсионного обеспечения. По итогам данной реформы, пенсия была разделена на страховую и накопительную часть пенсии, направление на развитие и увеличение которой, сводилось больше к накопительной части, что позволило обеспечить достойную пенсию в будущем любому работающему гражданину, путем перечисления работодателем, либо на добровольной основе страховые взносы, не только на страховую, но и на накопительную часть пенсии.
Накопительная часть пенсии формировалась из расчета поступления и распределения страховых взносов, а также инвестирования, что позволяет гражданину на основе своего права распоряжаться и формировать ее, путем инвестирования под проценты, как в государственном, так и в негосударственном Пенсионном фонде, что позволяло извлекать дополнительную прибыль.
Накопительная часть пенсии, используется и формируется исключительно в целях выплаты и назначения пенсии настоящим пенсионерам. Накапливается и увеличивается за счет перечисления страховых взносов, а также может входить в перечень наследства, в случае, если сам гражданин, имеющий часть накопительной пенсии ни разу ею не воспользовался. Однако в дальнейшем, из-за демографического кризиса и отсутствия возможности обеспечить выплаты действующим пенсионерам, отчисления на накопительную часть пенсии были временно приостановлены.
Но возникшая ситуация 2014 года была временной и в дальнейшем участие граждан в накоплении части своей будущей пенсии от демографии перестало зависеть, ввиду того что пенсионная система, как и прежде подстраивается под экономическое и социальное развитие государства и общества и потребности граждан, и направлена на улучшение системы пенсионного обеспечения.
Рассматривая программы развития пенсионного обеспечения внебюджетным фондом, созданным 22 декабря 1990 года, в целях объединения и контроля всей пенсионной системы государства – Пенсионный Фонд РФ претерпевал изменения в установлении страхового обеспечения и программ, которые являлись социальной помощью граждан, а именно:
- начал организацию по формированию территориальных органов ПФР,
- включил в пенсионное обеспечение тех граждан, которые по некоторым причинам, ранее пенсии не получали,
- ввел новые схемы расчета пенсии, позволяющие рассчитывать пенсии из заработка за любой пятилетний период непрерывного стажа,
- субъектами пенсионного права, стали все пожилые граждане.
После принятия ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», пенсия гражданам стала включать в себя три уровня: базовая, страховая и накопительная.
В 2007 - 2008 г.г. ознаменованы и действуют по настоящее время масштабные программы, которые непосредственно нацелены на обеспечение социальных гарантий к улучшению пенсионного обеспечения: материнский капитал и софинансирование пенсионного накопления.