Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Лицензирование является одним из эффективных методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения этих общественно-правовых целей. Однако, какими бы эффективными ни были различные методы (методы) государственного управления, включая лицензирование, важно не только защищать общественно-правовые цели, но и уважать права и свободы, в том числе гражданские, каждого человека.
В этом случае важно, чтобы ограничения таких прав и свобод были адекватными при использовании методов государственного управления, которые прямо или потенциально нарушают высшую ценность - права и свободы человека. Поэтому вопросу о деятельности, подлежащей лицензированию, их количестве и порядке такого лицензирования, всегда будет уделяться повышенное внимание как юридического лица (индивидуального предпринимателя), так и государства.
Институт лицензирования является одним из основных методов государственного управления предпринимательской деятельностью, поэтому он занимает важное место в административном праве и является целью курсовой работы – изучения института лицензирования в области административного права.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия функционирования административно-правового института лицензирования.
Объектом исследования являются особенности функционирования административно-правового института лицензирования.
Предметом исследования является институт лицензирования.
Цель исследования: выявить эффективные условия функционирования административно-правового института лицензирования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность лицензирования отдельных видов деятельности как разновидности административных процедур.
2. Описать лицензирование как метод контроля в государственном управлении.
3. Проанализировать институт лицензирования как объект правового регулирования нормами гражданского и административного законодательства.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
Термин "лицензирование" тесно связан с термином "лицензия", который происходит от латинского слова linentia, что переводится как "право, свобода что-либо делать", "разрешение". Термин "лицензия" также определяется как разрешение, выданное специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления на осуществление деятельности, требующей лицензирования в соответствии с применимым законодательством.
В российской правовой доктрине этот термин имеет несколько значений. Под лицензией принято понимать специальный документ, наличие которого подтверждает право на определенный вид деятельности. По мнению Н.Ю. Лицензия - это официальный документ, который позволяет осуществлять указанную в нем деятельность в течение определенного срока. Аналогичной позиции придерживаются и другие исследователи [12].
Однако некоторые авторы акцентируют внимание на юридической природе лицензии, рассматривая ее как специальное разрешение. Так, В.Д. Сорокин считал, что лицензия - это официальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при условии обязательного соблюдения лицензионных требований и условий, выданное юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю уполномоченным органом. Аналогичное определение дает С.Н. Махин в содержании.
Эта позиция отражена в законодательстве о лицензировании определенных видов деятельности. Таким образом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон №99-ФЗ) лицензия является специальным разрешением на право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять определенные виды деятельности. вид деятельности (выполнение работ, оказание услуг), подтвержденный записью в реестре лицензий.
Также следует помнить, что выдача специального разрешения (лицензии) осуществляется по результатам административного разбирательства. Однако в правовой доктрине до сих пор не выработано единой позиции относительно сущности процедуры административного лицензирования. Некоторые исследователи рассматривают лицензирование как элемент дееспособности юридического лица, поскольку осуществление права на осуществление лицензируемой деятельности возможно только с момента получения физическим лицом лицензии или в течение срока, указанного в ней, и прекращается по истечении срока действия лицензии, если иное не указано законом или законом. установлено иными правовыми актами.
Фактически, в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает с момента внесения сведений о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц и заканчивается с момента внесения сведений о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц. Реестр юридических лиц. Запись об их прекращении вносится в указанный реестр [15].
Право юридического лица на осуществление деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), возникает с момента выдачи такого разрешения. В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ юридическое лицо в случаях, предусмотренных законом, может осуществлять определенные виды деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). В то же время стоит согласиться с позицией АА. Демин отметил, что лицензирование является мощной функцией государственной власти, и никакое закрепление в гражданском праве не может изменить этого факта.
Разделяя мнение об административно-правовой сущности процедуры лицензирования, А.П. Алехина и Ю.М. Козлов рассматривают ее как один из видов правовых форм ведения бизнеса, поскольку в рамках лицензирования осуществляется процесс лицензирования, а не процесс лицензирования. Принимается правовой акт (решение о выдаче лицензии), который устанавливает административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти [15].
Институт выдачи лицензий, по мнению А.А. Демина, содержит значительный элемент публичности в силу административно-правовых норм в своем регулировании, поскольку одним из участников правоотношений в его рамках является уполномоченный законом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензионно-разрешительную деятельность. Лицензирование рассматривается как институт государственного управления, суть которого заключается в предоставлении определенным субъектам возможности осуществлять определенные виды деятельности, требующие профессионального соблюдения специальных правил, а также контролировать фактически осуществляемую деятельность.
А.В. Гущин отмечает, что административно-правовой институт лицензирования следует рассматривать как систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере предоставления, отзыва, отзыва лицензий, контролирующих соблюдение лицензионных требований, привлекающих к ответственности нарушителей и определяющих особенности лицензирования определенных видов деятельности.
Эти позиции вполне обоснованы, поскольку процедура лицензирования носит административно-правовой характер. Это связано с тем, что законодательство содержит установленный законом порядок осуществления такой деятельности; порядок ее осуществления регулируется административным законодательством, и одним из участников процесса лицензирования всегда является компетентный орган. Некоторые исследователи рассматривают лицензирование как разновидность административного и правового режима. Ю.Т. Тихомиров рассматривает лицензирование как особый административно-правовой режим, введенный законодательством, который в основном регулируется запретительными или правоприменительными нормами и направлен на официальное подтверждение права хозяйствующего субъекта на осуществление определенного вида деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 904.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.
3. Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 27. Ст. 3435.
4. Административное право / под об.ред. А.Б.Агапова: Учебник - М. Юрайт – 2012.- 595с.
5. Мельничук Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности в России и США: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.
6. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. – 9-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 937 с.
7. Административное право России. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. Д.Н. Бахрах. М.: Бек, 1997. 330 с.
8. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 688 с.
9. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. М.: Норма, 2018. 352 с.
10. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. 697 с.
11. Административно-процессуальное право: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 320 с.
12. Алексеев А.А. Общая теория права: учебн. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 566 с.
13. Гражданское право России: Общая часть: учебник для бакалавров под общ. ред. А.Я. Рыженкова. – 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 504 с.
14. Гражданское право: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.А. Внукова. – Орел: Издательство ОРАГС, 2011. – 324 с.
15. Демин А.А. Проблемы методов правового регулирования / В сб. статей: Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. – М.: Юристъ, 2004. – С. 104–127.
16. Зенин И.А. Гражданское право: учебник для вузов. – 16 – е изд., перераб. и доп, - М. : Издательство Юрайт, 2014. – 811 с.
17. Корниенко О.В. Компетенция подразделений полиции, осуществляющих лицензирование частной детективной и охранной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Челябинск, 2011. – 26 с.
18. Куликова Т.В. Лицензирование как форма реализации исполнительной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. С. 4.
19. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. – 528 с.
21. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. –URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=18186.
22. Соболь О.С. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – 34 с.