Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Перфекционизм как явление в настоящее время является предметом многочисленных исследований в психологии. Тема нашего исследования весьма актуальна, поскольку перфекционизм связан со стремлением к совершенству, более тщательным подходом к работе, высокой концентрацией и вниманием. Однако в действительности картина выглядит несколько иначе. Многочисленные исследования перфекционизма показывают, что перфекционизм связан с негативными изменениями в психологическом и физиологическом здоровье. Такие ученые, как Н.Г. Гаронян и Р. Фрост указывают на риски, которые могут быть связаны с высоким уровнем перфекционизма. Р. Фрост конкретизирует вопрос о связи степени перфекционизма и самооценки, а также о связи степени перфекционизма со степенью социальной адаптации. В отечественной психологии А.Б. Холмогорова много писала о негативных последствиях перфекционизма [4]. Н.Г. Гаранян исследовал связь между перфекционизмом и такими явлениями, как депрессия, суицидальные мысли, тревога и стресс. Психологи провели исследование на выборке студентов и получили четкие результаты о наличии связи [10]. Тема – психологические особенности личности студентов-медиков.
Цель исследования - выявить и описать проявления психологических особенностей личности студентов-медиков со склонностью к перфекционизму.
Задачи исследования:
1. Проведение теоретического анализа исследований личности и особенностей личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести теоретический обзор исследований, посвященных проблеме перфекционизма в подростковом возрасте.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению склонности к перфекционизму у студентов.
4. Выявление психологических особенностей личности студентов со склонностью к перфекционизму и сравнение с результатами исследования для выявления психологических особенностей личности студентов, не склонных к перфекционизму.
5. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по работе со студентами с высоким уровнем перфекционизма на основе полученных эмпирических данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗа
1.1. Проблема перфекционизма личности в современной психологической науке
Термин «перфекционизм» происходит от латинского «perfectio» — совершенство и в самом широком смысле означает стремление к совершенству и безупречности. В классификации С. Мадди выделяется группа психологических теорий, в которых главной мотивационной силой считается стремление к совершенству. Анализ работ таких авторов, как А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм, Р. Уайт и К. Хорни, позволяет сделать выводы о сложности и неоднозначности этого явления. Ученые подчеркивают ее положительную роль в развитии личности и указывают на стремление к совершенству как неотъемлемую черту полноценно и творчески живущих людей. В то же время авторы отмечают, что потребность в совершенстве может стать невротической, вызывая эмоциональные расстройства и социальную дезадаптацию. Во многие эпохи стремление к совершенству считалось одним из главных движущих мотивов развития человека и общества. Это желание стало темой обсуждения в различных слоях общества. Идея стремления к совершенству занимала особое место во многих областях, таких как религия, политика или литература, и отражалась не только в сюжетах, но и как часть эпохи в литературном жанре.
Со временем это стремление стало объективным и изучено более внимательно. Это называлось «перфекционизм».
В отечественной научной практике проблема перфекционизма как самостоятельного явления практически не разработана. Чаще всего перфекционизм становился одним из изучаемых аспектов других явлений или в сочетании с ними. Например, его часто изучали в рамках исследований одаренности, особенностей воспитания таких детей.
Что касается западных исследований, перфекционизм изучается с разных точек зрения. Первые попытки решения этой проблемы можно встретить в 1930-х годах в работах К. Хорни [35]. В 1960-х годах Домбровский был первым исследователем, связавшим перфекционизм и одаренность [39].
В 80-х годах 20 века тема перфекционизма активно изучалась и обсуждалась. Исследователей всегда волновал вопрос, следует ли рассматривать перфекционизм как ярко выраженное проявление здорового стремления к самосовершенствованию и самореализации или как «навязчивую одержимость несуществующим совершенством».
Питер [17] отмечал, что авторы многих психологических теорий считали его здоровым желанием, без которого развитие просто невозможно.
По мнению А. Адлера [22], стремление стать совершенным абсолютно естественно. Более того, это стремление настолько важно, что без него жизнь не имела бы смысла.
Согласно основным положениям концепции Маслоу [22], стремление к совершенству ошибочно считается проявлением невроза; скорее, это показатель личного здоровья.
Термин «перфекционизм» в клинико-психологическом аспекте впервые был введен М. Холендером в 1965 году. По мнению М. Холендера [22], перфекционизм – это стремление к совершенству и склонность устанавливать высокие личные стандарты.
Е.П. Ильин [17] определяет перфекционизм как «стремление субъекта к совершенству, высокие личностные стандарты, стремление человека довести результаты каждой своей деятельности до уровня высших стандартов, потребность в совершенстве продуктов своей деятельности». НА. Кузнецова считает, что перфекционизм – это стремление человека к совершенству во всем, которое формируется под воздействием окружающей среды [9].
С коллегами согласна и К. Хорни. Более того, она утверждает, что следует различать две принципиально разные концепции [35] «истинного идеала» и «невротического идеального образа» самого себя. Первая концепция описывает динамический идеал, который может и должен меняться на протяжении всей жизни. А «невротический идеал» неизменен, он статичен. Кроме того, эту картину (в отличие от первой) нельзя назвать «мишенью». Это просто идея, которая нравится тому, кто ее носит.
Но были и авторы, которые не считали перфекционизм ни положительным, ни отрицательным явлением. Один из этих авторов, М. Вудман [39], считал, что перфекционизм — явление, навязанное обществом и культурой. Именно вынужденное стремление человека соответствовать требованиям общества приводит к мысли, что одни его характеристики следует скрывать, а другие преувеличивать. Психологи-гуманисты считают, что самосовершенствование – это, прежде всего, попытка преодолеть себя и «стать тем, кто ты есть» [22].
Хьюитт и Флетт [10] описали 3 типа специфического перфекционизма, которые являются компонентами общего перфекционизма:
- эгоцентричный перфекционизм. Люди, которые преуспевают в этом типе перфекционизма, устанавливают для себя высокие стандарты и имеют сильную внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию. Когда этот тип перфекционизма чрезмерен, они очень самокритичны и склонны к чрезмерному размышлению и самообвинениям;
- ориентированный на других перфекционизм. Люди с этим типом перфекционизма склонны предъявлять высокие требования к другим, а не к себе. Они нетерпимы к чужим ошибкам и не желают их прощать;
- социально предписанный перфекционизм. Это означает, что человек считает, что окружающие его люди предъявляют высокие требования и что невыполнение этих требований приводит к тому, что человек подвергается негативной оценке и неодобрению.
Помимо разделения перфекционизма на разные виды, существовали и другие направления анализа явления, разработанные другими специалистами. Они попытались изучить структурную структуру перфекционизма.
Р. Фрост [39] выделил в этой структуре следующие параметры: высокие личностные стандарты, обеспокоенность ошибками, сомнения в действиях человека, родительские ожидания, их критическая оценка, организованность личности.
Другой психолог, Р. Слейни [17], выделил следующие параметры: завышенные стандарты, стремление к порядку, уровень тревожности, склонность к прокрастинации, трудности в межличностных отношениях.
Врачи общей практики также проводили исследования параметров перфекционизма.
Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогорова [34] выделила следующие: очень высокие стандарты и уровни притязаний, точность по отношению к чужой деятельности, регулярная самооценка по сравнению с другими людьми (как правило, наиболее успешными), оценка и планирование собственной деятельности на основе «все или ничего» Принцип, избирательное внимание к результатам собственной деятельности (выделение неудач и ошибок).
Хамчек утверждал, что существует два типа перфекционизма:
- Здоровый перфекционизм. Оно состоит из установления высоких стандартов, постановки сложных целей и получения удовольствия от такой деятельности;
- Патологический (деструктивный). От здорового перфекционизма он отличается тем, что стремление стать лучше становится навязчивым, а требования, предъявляемые к самому себе, становятся необоснованными и чрезмерными.
В.А. Ясной и С.Н. Ениколопов [39] отмечают, что перфекционизм можно отнести к «нормальному» в ситуации, когда человек устанавливает жесткие стандарты, но способен менять формат своей деятельности, относительно гибок
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанщикова В.В., Марусанова Г.И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20).
2. Еремицкая И.А., Андреева И.В. Прокрастинация и самоорганизация у студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3.
3. Ивутина Е.П., Шуракова Е.С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник ВятГУ. 2013. № 4-1.
4. Калинина Т.В., Кудачкин Д.А. Феномен прокрастинации: современные исследования // Приволжский научный вестник. 2016. № 11 (63).
5. Ларских М.В., Матюхина Н.Г. Взаимосвязь между перфекционизмом и прокрастинацией у студентов // Universum: психология и образование. 2015. № 7 (17).
6. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 90—100. DOI: 10.17759/ pse.2020250308.
7. Пушкина А.В. Взаимосвязь показателей перфекционизма и прокрастинации // Вестник БГУ. 2015. № 3.
8. Чурсинова О.В. Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2-1.
9. Щипицына, А. С. Методики измерения перфекционизма / А. С. Щипицына // Вестник ПГГПУ: Психологические и педагогические науки. - 2014. - С. 235-245.
10. Брагин, Д. Б. Оценка ситуационной тревожности в клинической практике / Д. Б. Брагин, А. А. Астахов, А. Ю. Турчанинов // Вестник интенсивной терапии. - 2017. - № 4. - С. 47-52.
11. Мозг как мишень для стресса и артериальной гипертензии / Акарачкова Е. С., Артеменко А. Р., Беляев А. А. [и др.] // Русский медицинский журнал. - 2019. - № 4. - С. 59-64.
12. Жукова, Д. И. Роль ассоциативной и проекционной коры головного мозга в формировании индивидуального стиля деятельности при невротических расстройствах / Д. И. Жукова,
13. В. Д. Балин, Л. В. Джанаева // Медицинская психология в России. - 2017. -№ 2. - С. 5-12.
14. Дофаминергическая система мозга / О. И. Ко-лотилова, И. И. Коренюк, Д. Р. Хусаинов, И. В. Черетаев // Вестник Брянского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 97-106.
15. Григорова, О. В. Современные представления о патогенетической терапии тревожных расстройств / О. В. Григорова, Р. В. Ахапкин, Ю. А. Александровский // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2019. - № 119. - С.111-120.
16. Нехорошкова, А. Н. Нейробиологические предпосылки формирования тревожных состояний / А. Н. Нехорошкова, И. Л. Большевидцева // Вестник САФУ. - 2016. - № 3. - С. 24-36.
17. Науменко, В. С. 5-НТ1А рецептор: роль в регуляции различных видов поведения / B. С. Науменко, Е. Г. Понимаскин, Н. К. Попова // Вавиловский журнал генетики и селекции. -2016. - № 20. - С. 180-190. DOI: 10.18699/VJ16. 135.
18. Взаимосвязь уровня тревожности с полиморфными вариантами гена серотонинового транспортера у русских и тувинцев / Савостьянов А. Н, Науменко В. С., Синякова Н. А. [и др.] // Вавиловский журнал генетики и селекции. -2014. - № 4/3. - С. 1268-1280.
19. Проскурякова, Л. А. Нарушения пищевого поведения и риск его развития у студентов в зависимости от уровня личностной тревожности / Л. А. Проскурякова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - № 1. - C. 121-129. DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-1121-129.