Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Туризм – сложное понятие, непосредственно связанное с воспитанием, образованием, укреплением здоровья и экономикой населения.
Спортивный туризм – сравнительно молодое явление в отечественной истории развития туристического движения, начавшееся во второй половине XIX века. В то время туристическое и спортивное движение в России не приобрело массового характера и оставалось делом немногих людей. Это было обусловлено несколькими причинами, в том числе экономическими и психологическими. Препятствовали этому и искусственные ограничения на спорт (в том числе туризм). После установления в стране большевистской власти в стране стали уделять больше внимания вопросам физического воспитания и спорта. В стране приступили к созданию системы массового физического воспитания. Параллельно шел процесс отсечения существующих организаций, не вписывавшихся в новую систему.
Несмотря на свою многовековую историю, туризм как популярное явление развивается в нашей стране на протяжении последних десятилетий и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Увлечение молодежи туризмом, увеличение технически сложных походов требуют от инструкторов и преподавателей туризма повышения уровня организации туристической работы и обобщения передового опыта по обеспечению безопасности походов и путешествий. С другой стороны, существует риск нанесения ущерба природным ресурсам, таким как растения и дикая природа, связанный с массовым развитием туризма. Поэтому перед менеджерами туризма и туристами стоит задача воспитания бережного отношения к природе и ее защиты.
Цель курсовой работы: рассмотреть туризм как многофункциональное средство физического развития и оздоровления обучающихся.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить определения туризма как средства как многофункциональное средство физического развития;
2. Рассмотреть классификацию форм туризма;
3. Рассмотреть место туризма в системе физического воспитания;
4. Разработать план маршрута.
Объект - система физического воспитания
Предмет - туризм как средство физического воспитания
Глава 1. Туризм средство физического развития обучающихся
1.1 Понятие и классификация туризма
Туризм как социально-экономическое, духовное и культурное явление с многовековой историей еще не получил универсального, единого, общепризнанного и всеобъемлющего определения, а сама туристическая наука еще не получила единого, общепринятого в академических и научных кругах России. Различные туристические организации, научные школы и отдельные эксперты до сих пор трактуют понятие «туризм» по-разному. Кроме того, туристическая терминология претерпевает существенные изменения в зависимости от быстрых темпов развития туризма, секторов, видов и форм, технологий и инноваций, а также появления и распространения новых туристических реалий [5].
В профессиональной литературе получил распространение глоссарий ключевых терминов и понятий, используемых в сфере туризма, т.е. глоссарий туристических терминов. Однако интерпретация туристических терминов до сих пор остается предметом достаточно интенсивных дискуссий. При этом единообразие подходов к толкованию терминов имеет большое значение для реальной деятельности туризма, туристической науки и статистики туризма. Академические круги, научные сообщества и многочисленные школы туризма по всему миру также ощущают необходимость унификации понятийного аппарата туризма [1].
С точки зрения международной статистики очень важна стандартизация терминов и концепций. Статистический учет измеряет и анализирует туристские потоки на рынки различных видов туризма, спрос и предложение различных сегментов, формирует данные для прогнозирования развития туризма по видам и сегментам в будущем, оценивает влияние туризма на экономику [6].
Туризм является эффективным средством воспитания физического здоровья, нравственного развития и самосовершенствования личности, бережного отношения к туризму к памятникам природы и культуры. Туризм - наиболее демократичный вид отдыха, характеризующийся определенной формой народного творчества, свободным выбором собственной деятельности и реализуемый в условиях походной жизни по самостоятельно разрабатываемым маршрутам [7].
Туризм является одним из важных способов активного отдыха. Путешествуя, люди знакомятся с природными богатствами, памятниками истории и культуры. Он утверждает, что правильно организованная и хорошо проведенная поездка укрепляет здоровье человека, тренирует организм, развивает силу, ловкость, выносливость, инициативу, смелость, настойчивость, дисциплинированность, повышает трудовую активность. В зависимости от направленности и характера туристической деятельности они включают пешие прогулки, экскурсии, походы и исследования. Прогулки и экскурсии являются основными видами туризма. Это можно сделать самостоятельно или стать неотъемлемой частью туристической поездки [8].
Прогулки – это простейшая форма краткосрочного туризма, доступная широкой публике (наряду с ходьбой, катанием на лыжах, велосипедом и морскими прогулками) с целью улучшения здоровья и тренировки организма. Экскурсия – групповое посещение объекта с научными или образовательными целями или для общекультурного развития. Пеший туризм – это организованное групповое передвижение пешком, на лыжах, велосипедах, лодках и т.п., направленное на физическое совершенствование, познание местности и общественно полезную деятельность [6].
На самом деле разработано множество видов пеших походов. Среди них с точки зрения физической подготовки основными походами следует считать подготовительные походы, фактические походы и побудительно-массовые походы.
Подготовительный поход в первую очередь используется для обучения походным движениям и постепенной подготовки вашего тела к большому и долговременному стрессу предстоящего похода. В подготовительный поход полезно включить элементы прогулок и экскурсий. Основное содержание похода – освоение туристического снаряжения, режима похода. Речь идет о совершенствовании навыков передвижения, отработке специальных действий, связанных с разведкой маршрута, выбором и подготовкой бивака, обустройством ночлега, разведением костра и т. д., развитии выносливости, силы, скорости и других качеств, необходимых для участия в трудных и длительных походах [9].
Настоящие пешие походы являются наиболее типичным видом туризма. Они отличаются значительной продолжительностью (от нескольких дней до одного-двух месяцев), разнообразными маршрутами и способами передвижения. Им необходимо зарегистрироваться в комитете по физической культуре и спорту или специальном туристическом агентстве и получить специальное разрешение на совершение сложных походов. Эти походы проводят инструкторы-лидеры, которые являются наиболее квалифицированными и опытными туристами в самой группе [8].
Спортивный туризм фактически относится к спортивным дисциплинам. Устанавливаются конкретная сложность маршрута, протяженность пути, сложность естественных препятствий, условия пребывания в населенных пунктах, количество квалификационных походов различного уровня сложности. Спортивный туризм наиболее специализирован для спортивных целей [10].
Агитации и массовые походы проводятся в ознаменование крупных общественно-политических или спортивных событий и имеют целью привлечение населения к туризму и обмен опытом по туристическим делам.
Экспедиция – туристическая поездка ознакомительного характера с целью изучения какого-либо объекта (географии, геологии, краеведения, истории и т.п.). Способ передвижения в вашей экспедиции может быть активным (ходьба, катание на лыжах и т. д.) или пассивным (транспорт).
Средством физического воспитания считается только туристская деятельность, осуществляемая с помощью активной двигательной деятельности в экспедициях.
В зависимости от территориальных особенностей походы делятся на местные и дальние, в зависимости от характера их организации. Плановый (ваучерный) и любительский. Путешествие по ваучеру осуществляется по определенному, заранее разработанному, описанному, а иногда и указанному маршруту. Туристам предоставляются проживание, питание, местный транспорт, услуги гида и кондуктора [2].
Самодеятельные экскурсии организуют советы спортивных кружков, туристские клубы, туристские лагеря и базы, детские экскурсионные и туристические станции, школы, пионерские дома и отдельные туристские группы. Здесь туристы сами выбирают и разрабатывают маршрут и обслуживают себя по пути. Эти поездки дешевле платных и занимают столько времени, сколько группа имеет в своем распоряжении. Туристы пользуются транспортом, доступным и интересным для всех участников, подходящим по возрасту, физическому состоянию и вкусам. Эти поездки наиболее полно отвечают целям советского физкультурного движения [9].
В зависимости от вида транспорта поездки делятся на пешие, водные, лыжные, велосипедные, комбинированные, автомобильные, мотоциклетные. Мотивационные факторы можно использовать в качестве характеристик для классификации поездок по видам туризма. Эту классификацию следует начинать с основной мотивации человека к путешествию.
Туризм с рекреационными целями. Этот тип состоит из краткосрочных или длительных отпусков, направленных на физическое или психологическое восстановление. В эту группу входит также курортный отдых, при котором природные свойства почвы, климата и морской воды используются в лечебных или оздоровительных целях [11].
Туризм в культурно-исследовательских целях. Туризм, направленный на познание иностранных культур, делится на познавательный туризм и паломнический туризм. Образовательный туризм включает посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристов, путешествующих с образовательными целями, больше всего интересуют социально-экономические отношения стран, которые они посещают. Целью паломнического туризма является посещение мест особого религиозного значения [10].
Спортивный туризм. Спортивный туризм включает в себя поездки для активного участия в спортивных мероприятиях и поездки для пассивного участия в спортивных мероприятиях.
Иногда необходимость конкретизации туризма в форме возникает в связи с разной продолжительностью путешествий (дальних и краткосрочных). При этом в качестве основного критерия данной классификации выбирается продолжительность путешествия. Если поездки различаются по внешним критериям, таким как продолжительность пребывания, можно сказать, что эти поездки относятся к разным формам туризма. Существует множество возможностей различать виды туризма по внешним критериям. К ним относятся откуда приезжают туристы, тип организации, продолжительность пребывания в поездке, возраст, транспортные средства, год года или сезон и т. д. [8].
Виды туризма в зависимости от срока пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация по продолжительности пребывания.
Виды туризма в зависимости от возраста путешественника. При классификации видов туризма учитывается и возраст путешественника. В зависимости от возрастной группы выделяют следующие группы туристов: Дети и подростки, путешествующие с родителями (туристы 15-24 лет), относительно молодые и экономически активные 25-44 лет, экономически активные люди среднего возраста (45-64 лет) (в основном путешествующие без детей), пенсионеры (65-65 лет) возраста и старше) [10].
Виды туризма по видам транспорта. В зависимости от транспортных средств, используемых для перевозки туристов из одного места в другое, различают следующие виды туризма: воздушный туризм, автобусный туризм, железнодорожный туризм, автомобильный туризм и морской туризм.
1.2 Общие принципы физического воспитания подростков
В век технического прогресса, когда общество предъявляет высокие требования к специалистам различных областей, проблема сохранения здоровья детей дома, в детских садах и школьных учреждениях является важной национальной задачей, обеспечивающей готовность человека к эффективной общественно полезной деятельности. деятельности. Ведущая роль в реализации этой задачи принадлежит общеобразовательным школам. Уровень психосоматического состояния ребенка является показателем социального благополучия общества. Практический опыт и экспериментальные исследования ученых дают надежные основания заключить, что активная двигательная деятельность способствует подавлению возрастных дегенеративных изменений и продлению периода активной творческой жизни [2].
Именно его развитие в детстве определяет основные особенности здоровья нации в старости, в том числе потенциальное долголетие, высокую работоспособность, способность организма адаптироваться к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Задержки в физическом и функциональном развитии ребенка также могут отражаться на его будущем и уровне интеллекта. От здоровья каждого человека зависят богатство и благополучие нашего общества, ускорение научно-технического прогресса, социально-экономическое развитие нашей страны. Здоровье подрастающего поколения – важнейший социальный слой [4].
Основы здоровья закладываются в детстве и подростковом возрасте, и важную роль в этом процессе играет физическая активность. Физическая активность как специфическая форма взаимодействия с окружающей средой обеспечивается взаимосвязанной качественной системой координации движений. Авиценна, блестящий ученый и врач, считал, что физические упражнения играют важную роль в поддержании здоровья, оставляя на втором плане режим питания и режим сна. Снижение двигательной активности (гипокинезия — от греческого kinema — «движение» и hipo — «вниз») пагубно влияет на здоровье, приводя к снижению интенсивности проприоцептивных импульсов, передаваемых от скелетных мышц к центральным органам нейрогуморальной регуляции и координации. Нарушается функционирование мышечной системы и внутренних органов, изменяется структура скелетных и миокардиальных мышц, происходят изменения на уровне внутриклеточного обмена, снижается иммунная активность, повышается устойчивость организма к перегреванию, охлаждению и кислородному голоданию. Снижается [4].
В условиях снижения двигательной активности снижается степень координации двигательно-органных связей, что отражается на здоровье и развитии детей. Ограничение физических упражнений особенно вредно для детей. При недостатке физической активности дети не только отстают в развитии от сверстников, но и чаще болеют, страдают заболеваниями осанки и опорно-двигательного аппарата. Научно доказана связь между уровнем физического развития, физической силой и спортивными способностями [2].
Подростковый возраст – это период роста и развития детей. Просто взглянув на подростка, можно заметить такие внешние характеристики, как неуклюжесть, несбалансированность частей тела, неловкость движений. Сегодня большое внимание уделяется исследованиям здоровья и физического развития детей этой возрастной группы. Причиной данного исследования является то, что система физического воспитания в школах не способствует улучшению здоровья и физического развития подрастающего поколения детей. Физическое воспитание – это целенаправленная и организованная система физического воспитания и спортивной деятельности детей. Он предназначен для развития детского тела путем интеграции его воли, эмоций и интеллекта [9].
Целью данного физического воспитания является гармоничное развитие детского организма, интегрирование его с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным и эстетическим воспитанием. Задача физического воспитания – укрепление здоровья учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей. В подростковом возрасте развивается устойчивость к внешним факторам. Формируются волевые качества, физические характеристики и здоровый образ жизни. Оно закладывает основу физического и психологического здоровья каждого человека. Именно поэтому и семья, и образовательные учреждения должны создавать благоприятную среду, способствующую развитию детей. С каждым годом ухудшается физическое развитие, выносливость и здоровье студентов. Исследования показывают, что половина студентов имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а более половины страдают гипокинезией. Среди студентов увеличивается количество людей с проблемами осанки и зрения, физически слабых и больных людей, которых относят к особой медицинской группе. Проблемы со здоровьем у студентов наблюдаются не только из-за окружающей среды и большой учебной нагрузки, но и из-за неадекватной и слабой воспитательной работы, проводимой в образовательных учреждениях. Физическое воспитание – это создание потребности в занятиях физической культурой, физическими упражнениями, формирование правильных убеждений, привычек и вкусов [10].
Существует мнение, что качество проведения занятий, правильный выбор формы занятий и выбор упражнений оказывают большое влияние на отношение подростков к физическому воспитанию и уровень их интереса. Конечно, подростки считают секционные занятия более интересной формой деятельности [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батяев, Г. Ю. Виды, средства и формы туризма и путешествий для физического и духовно-нравственного развития личности / Г. Ю. Батяев, И. А. Мартын, Я. П. Мелихов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции, Уфа, 22–24 марта 2018 года. – Уфа: ГОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет", 2018. – С. 72-75.
2. Бурякова, А. Н. Влияние занятий спортивным туризмом на физическое развитие детей школьного возраста / А. Н. Бурякова, Ю. М. Аушева // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация : Материалы VI Международного научного конгресса, Воронеж, 06–08 апреля 2021 года / Под редакцией А. В. Сысоева [и др.]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2021. – С. 102-106.
3. Владенко, В. В. Влияние спортивного туризма на развитие физического состояния туристов / В. В. Владенко // Уральский научный вестник. – 2016. – Т. 5, № 2. – С. 51-52.
4. Гринева, Т. И. Динамика показателей физических качеств ребят 10-13 лет под влиянием занятий разными видами туризма / Т. И. Гринева, Е. В. Мулик // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2013. – № 10. – С. 16-21.
5. Денисенко, О. В. Спортивно-оздоровительный туризм как средство духовного и физического развития личности детей и подростков / О. В. Денисенко // Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х томах / Под редакцией С.И. Логинова. Том II : Сургутский государственный университет, 2011. – С. 56-57.
6. Лешкевич, С. А. Развитие физических качеств юношей 18-20 лет средствами спортивно-оздоровительного туризма / С. А. Лешкевич, О. Э. Гамидов // Теоретические и практические аспекты функционирования сферы туризма и гостеприимства в России и за рубежом, Севастополь, 21–22 марта 2024 года. – Москва: Издательство "Перо", 2024. – С. 75-79.
7. Луконина, Н. Ю. Влияние туризма на развитие физических и нравственных качеств школьников / Н. Ю. Луконина // Физическая культура в школе. – 2011. – № 6. – С. 59-61.
8. Панов, С. А. Влияние школьного туризма на физическое развитие детей 12-16 лет / С. А. Панов, С. Н. Буйленко // Тезисы XXVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Юга России, Краснодар, 01 декабря 1999 года – 31 2000 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2000. – С. 79-80.
9. Развитие нравственных и физических качеств студенческой молодежи средствами лыжного туризма / В. И. Курилова, С. Редько, С. Пильтяй [и др.] // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 6-5(62). – С. 111-114.
10. Третьякова, А. Д. Спортивный туризм как средство развития физических качеств у детей и подростков / А. Д. Третьякова, Т. А. Щербак // Наука, технологии и инновации в туризме в XXI веке : Материалы Всероссийской научно-практической конференции , Сочи, 23–27 октября 2023 года. – Сочи: Сочинский государственный университет, 2023. – С. 276-279.
11. Шнейдмиллер, Е. А. Роль туризма в физическом развитии человека / Е. А. Шнейдмиллер, О. В. Фадеева // Электронный научный журнал. – 2016. – № 11-2(14). – С. 269-272.