Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждая эпоха нуждается в понимании истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И это потому, что меняется сам мир, мы меняемся поколение за поколением, а смена идеологических стереотипов, в конечном счете, является лишь отражением исторического развития всей мировой цивилизации и нашего отечества.
История Древней Руси, несомненно, является важной частью мировой истории. Сегодня мы должны вернуть интерес к нашему прошлому. У русского народа есть много тайн: отношения между русским народом и безграничными пространствами России; между народом, который многие называют "лицом без гражданства", и могущественным государством, которое они создали. Чтобы обоснованно говорить о значении истории Отечества, необходимо представить важнейшие этапы становления и развития российского государства с древнейших времен. Изучение скотоводства, охоты и собирательства в древнерусской деревне X-XIII вв. является частью общего процесса изучения всей древнерусской истории.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия осуществления скотоводства, охоты, собирательства в древнерусской деревне X-XIII вв.
Объектом исследования являются особенности осуществления скотоводства, охоты, собирательства в древнерусской деревне X-XIII вв.
Предметом исследования является жизнь древнерусской деревне X-XIII вв.
Цель исследования: выявить эффективные условия осуществления скотоводства, охоты, собирательства в древнерусской деревне X-XIII вв.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности состояния Русской земли в X–XIII вв.
2. Описать понятия «скотоводство», «охота», «собирательство».
3. Дать оценку хозяйственной жизни древних славян.
4. Проанализировать скотоводство, охота, собирательство в древнерусской деревне X-XIII вв.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Особенности состояния Русской земли в X-XIII вв.
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Поднепровья в результате похода новгородского князя Олега на Киев в 882 году. Убив Аскольда и Дира, правивших в Киеве, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика, Игоря.
В конце X - начале XIII в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882-912) подчинил Киев племенам древлян, северян и радимичей, Игорь (912-945) успешно воевал с уличами, Святослав (964-972) - с вятичами. Во время правления князя Владимира (980-1015) волынцы и хорваты были подчинены, и власть над Радимичами и Вятичами была подтверждена. Помимо восточнославянских племен, в состав Древнерусского государства входили финно-угорские народы (чудь, меря, мурома и др.). Степень независимости племен от киевских князей была довольно высокой [12].
Основной задачей государства была защита границы от набегов кочевников. В 991 году князь Олег подписал первый международный договор с Византией. Древнерусское государство значительно укрепилось при князьях Игоре и Святославе, но настоящий расцвет Киевской Руси пришелся на княжение Владимира I. При нем все земли восточных славян были объединены в Киевскую Русь. В 988 году Владимир принимает христианство в качестве новой государственной религии. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Отказавшись от первобытного язычества, Россия стала такой же, как и другие христианские страны. Кроме того, принятие христианства сыграло важную роль в развитии русской культуры.
В середине XI века на Руси установились феодальные отношения. Земля и основные средства производства находились в руках феодалов. Все свободное население называлось "народом", а зависимые назывались "купцами" и "рядовыми". Основной экономической формой была "вотчина", которая передавалась по наследству от отца к сыну. Владельцем поводка был боярин или князь. В XVI веке Древнерусское государство получило международное признание и было единым государством всех восточных славян.
В середине XII века Россия уже необратимо вступила в период феодальной раздробленности. Он распался на 15 княжеств, которые лишь формально зависели от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси был постоянный раздел земель между Рюриковичами. Во-вторых, постепенный рост городов и экономическое развитие отдельных земель привели к появлению рядом с Киевом новых центров ремесел и торговли, все более независимых от столицы Русского государства.
В 1097 году по инициативе внука Ярослава, Владимира Всеволодовича Мономаха, в городе Любеч собрался съезд князей. Оценив катастрофические последствия раздора, князь установил новый тип правления так, чтобы каждый должен был беречь свое отечество. Это решение закрепило феодальную раздробленность. В результате съезда князьям не удалось достичь единства [15].
Только после того, как Владимир Мономах (1113-1125) стал князем, а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное устройство было временно восстановлено. Но после смерти Мстислава на Руси окончательно воцарилась раздробленность.
Феодальная раздробленность ослабляла Россию. Однако это был естественный процесс, имевший свои положительные стороны - культурное и экономическое развитие разных стран, появление в них множества новых городов, заметный рост ремесел и торговли.
§2. Понятия «скотоводство», «охота», «собирательство»
Животноводство можно рассматривать как форму хозяйственной деятельности, как основу. для содержания и разведения домашних животных. Оно является частью животноводческого комплекса наряду с птицеводством, собаководством, кролиководством, пчеловодством, шелководством и т.д. Большинство специалистов связывают разведение крупного рогатого скота с содержанием стада копытных животных и мелкого рогатого скота для получения мяса и молока для потребления, шерсти и кожи для рукоделия.
Животноводство, наряду с сельским хозяйством, является частью комплекса производящей экономики. Приручение копытных, в отличие от приручения первых домашних животных (свиней и собак), произошло позже и потребовало от человека больших усилий. Отделение скотоводства от сельского хозяйства и превращение его в ведущую отрасль экономики произошло около 3-2 тыс. до н.э. с добавлением кочевников, которые положили начало эпохе дальних миграций в степи Евразии.
Существует большое разнообразие классификаций животноводства, его видов и видов модификаций. В целом различают следующие формы: стационарный (пастбищный), мобильный (пастбищный), полукочевой и кочевой образ жизни. При стационарной форме животноводства оно, как правило, подчинено земледелию. Степи (циклические миграции), пустыни (миграции между колодцами) и горы являются наиболее благоприятной зоной для кочевого скотоводства. Кочевое скотоводство включает проживание в переносных жилищах, производство мясных и молочных продуктов, а также приготовление алкогольных напитков [13].
Животноводство способно обеспечить быстрый рост прибавочного продукта, неслучайно в ряде языков встречаются термины, обозначающие крупный рогатый скот и богатство. Кочевое скотоводство требует больших площадей и низкой плотности населения. В некоторых видах животноводства уходом за скотом занималось все население, но в основном скот пасли мужчины, а женщины занимались доением и уходом за скотом.
Российское животноводство было в основном стационарным, с конюшнями и пастбищами. Крестьяне разводили коров, коз и овец. Лошадь в русской сельской местности была рабочей лошадью, крайне необходимой в крестьянском хозяйстве. О значении лошади можно судить по ее многочисленным изображениям в декоративно-прикладном искусстве и предметах быта. Пастух не был уважаемым человеком, поэтому скот пасся либо в подростковом возрасте, либо в качестве посторонних, которых принимали на содержание общины в период выпаса. Наблюдения за поведением животных нашли отражение в народной фенологии. Славянское язычество было богато различными пастырскими культурами, частично нашедшими отражение в православии; так, покровителями скота были святые.Флор и Лавр, а также Блазиус.
Этногенез Русский период монгольского нашествия проходил в среде, где населению лесной зоны были навязаны земледельцы, земледельцы и земледельцы образа жизни, присущего скотоводам (кочевой тип).
Охота, общий термин в широком смысле этого термина, означает хобби, направленное на добычу и разведение определенных видов животных, а также на их улучшение путем обучения и отбора их характеристик; к ним относятся охота (коневодство, рысь, скачки), собаководство, птицеводство, пчеловодство, животноводство и др.).
В более узком смысле охота означает только добычу диких животных, птиц и рыб; в этом смысле проводится различие между собственно охотой (на животных и птиц) и рыболовством. Значение охоты в народном хозяйстве во многом зависит от географического положения страны, уровня ее культуры и образа жизни населения. В первый период своего развития охота была основным источником пищи для каждого народа; затем, когда были открыты новые источники существования и когда хищники, опасные для жизни и животноводства, были истреблены. Охота постепенно отходит на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балушок В. Г. Инициации древних славян (попытка реконструкции) // Этнографическое обозрение. 1993. № 4. - 186 с..
2. Былины: в 25 т. Т. 16: Былины Пудоги. СПб.: Наука; М.: Классика, 2013. - 1068 с.
3. Былины: в 25 т. Т. 8: Зимний Берег Белого моря. СПб.: Наука; М.: Классика, 2018. - 994 с.
4. Данилевский И. Н. Герменевтические основы изучения летописных текстов. Повесть временных лет. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2019. - 448 с.
5. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов и деревень Древней Руси (X-XIII вв.) / В. П. Даркевич // Вопр. истории. - 1994. - № 10. - 218 с.
6. Дескола Ф. По ту сторону природы и культуры. М.: НЛО, - 2012. - 584 с.
7. Дробышев Ю. И. Древние тюрки и окружающая среда // Этническая экология: народы и их культура. М.: Старый Сад, 2008. С. 329–364.
8. Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М.: Изд-во ББИ, 2016. xiv, 518 с.
9. Изборник Святослава 1073 года. Факсимильное издание. М.: Книга, 1983. - 266 л.
10. Ищенко А. С. «Ловы» Владимира Мономаха: книжные контексты одного летописного фрагмента // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2020. № 2. С. 50–55.
11. Козловский С. В. Древняя Русь в зеркале былинной традиции. Гендер, сакральность и социальные практики в героическом эпосе. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2017. - 512 с.
12. Комментарии к текстам былин // Былины: в 25 т. Т. 16: Былины Пудоги. СПб.: Наука; М.: Классика, 2013. С. 935–1055.
13. Кондрашов Н.А. Славянские языки: учеб. пособие для студентов филол. спец, пед. ин-тов. / Н.А. Кондрашов - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
14. Личман Б.В. История России. Теории изучения. С древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие, книга первая / Б. В. Личман - Екатеринбург: СВ-96, 2001 г. - 368 с.
15. Матвиенко В. А., Щеголева Л. И. Книги временные и образные Георгия Монаха: в 2 т. Т. 1. Ч. 1: Интерпретированный текст Троицкой рукописи. М.: Наука, 2006. - 634 с.
16. Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. СПб., 1873. LVI c., 1336 ст.
17. Пиккио Р. История древнерусской литературы. М.: Кругъ, 2002. 352 с.
18. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1997.- 496 с.
19. Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998. - 648 с.
20. Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. - 315 с.
21. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди / Б. Путилов. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 368 с.
22. Пятецкий Л.М. История России: восточные славяне в древности / Л. М. Пятецкий.- М.: Моск. лицей, 1995. - 91 с.
23. Радзивиловская летопись: в 2 т. Кн. 1: Факсимильное воспроизведение рукописи. СПб.; М.: Глаголь; Искусство, 1994. - 253 л.
24. Сванидзе А. А. Викинги — люди саги: жизнь и нравы. М.: НЛО, 2014. 800 с.