Фрагмент для ознакомления
2
Навыки эффективной коммуникации играют огромную роль не только в повседневной, но и в профессиональной жизни. Кроме того, они являются основой любой медицинской консультации [4]. Встречая пациента приветствием, спрашиваем о его проблемах, комментируем диагностический процесс, разъясняем результаты исследования и проводим инструктаж по дальнейшей диагностической и терапевтической схеме. В завершение мы прощаемся с пациентом, убедившись в его комплаентности.
Каждый человек умеет говорить и ошибочно считает, что этого, при наличии достаточного уровня медицинских знаний, с избытком хватает, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Исследователи утверждают, что одного лишь опыта для эффективной коммуникации недостаточно. Навыки коммуникации, далеко не всегда переносятся выпускниками в свою практическую деятельность и применяются на практике [10].
Ряд крупных медицинских школ и университетов уже обосновали необходимость включения в учебный план цикла по основам коммуникации медицинского персонала и пациента [7; 14]; параллельно собирается информация об отношении студентов к обучению навыкам коммуникации и влиянию результата этого обучения на дальнейшее образование и профессиональную деятельность [8; 12]. Наконец, ряд исследований сосредоточены на оценке взаимосвязи между коммуникативными навыками, качеством медицинских услуг и доверием пациентов к медицинским службам [5; 6; 13].
Залог успешного лечения – взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.
Взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться.
Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред пациенту или принцип «не навреди».
Для успешного взаимодействия между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если пациент осознаёт, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, пациент уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и он их обдумывает. Уважение со стороны врача, воспринимается пациентом, как признание его как личности. Ключ к установлению сотрудничества врача с пациентом – сочувствие. Умение поставить себя на место пациента и взглянуть на мир его глазами. Важным является умение врача понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – всё то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о её причинах.
Известно, что врач может воздействовать на болезнь и без лекарства. Слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность, как и неуверенность врача передаётся пациенту.
Цель исследования – анализ проблем взаимодействия медицинского персонала и пациентов.
Предмет и объект исследования – коммуникативное взаимодействие врача и пациента.
Задачи исследования – оценить удовлетворённость врача и пациента качеством коммуникативного взаимодействия.
Метод исследования – опрос врачей и пациентов, посредством анкетирования, с целью уточнения удовлетворённости качеством общения.
1. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО
РАБОТНИКА И ПАЦИЕНТА
1.1 Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом
Процесс общения с пациентом начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему.
Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется эмпатия (от английского empathy – чувствование). Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателем того, что понимающее общение состоялось.
Вот важные профессиональные и личные качества, которые должны быть присущи медицинскому работнику:
- соблюдение морально-этических норм (честность, доброта);
- умение общаться и создавать доверительные отношения;
- умение планировать и распределять время;
- профессионализм;
- умение работать в команде;
- понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир;
- безусловное принятие больного;
- естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность.
1.1.1. Модели взаимодействия медработника и пациента
В общении медицинского работника и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа:
- ориентация – пациент и медработник знакомятся друг с другом;
- развёрнутый этап – может иметь место сотрудничества друг с другом;
- завершающий этап – завершение приёма (лечения), связан с утратой защищённости у пациента.
Американский биоэтик Роберт Витч выделяет четыре модели взаимоотношений врач-пациент, характерную для современной культуры:
1-ю модель Витч называет инженерной. Пациент воспринимается врачом, как безликий механизм. Задача врача – исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме. Используемые методы диагностики биохимические, биофизические, рентгенологические и др.
2-ю модель отношений между врачом и пациентом Витч называет патерналистской. Которые подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного. Принцип отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость.
3-ю модель Витч называет коллегиальной. Здесь господствует принцип равноправия. Врач сообщает правдивую информацию о диагнозе, методах лечения, возможных осложнениях и последствиях заболевания.
4-ю модель Витч назвал «контактная». Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора. Пациенты заключают договор на медицинское обслуживание с леченым учреждением или через страховую компанию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бузин В.Н., [и др.] Российское здравоохранение глазами населения: динамика удовлетворенности за последние 14 лет (2006-2019): обзор соц. исследований. Профилактическая медицина. 2020; 23(3):42-47.
2. Протасова Л.М. [и др.] Анализ показателей удовлетворенности пациентов медицинской помощью в зависимости от длительности действия мероприятий стандарта организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68(5):6. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1416/30/lang,ru/
3. Протасова Л.М. [и др.] Применение показателей удовлетворенности граждан для оценки результативности внедрения стандарта организации медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2022; 68 (1):4. URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1338/30/lang,ru/
4. Gilligan C, Powell M, Lynagh MC et al. Interventions for improving medical students' interpersonal communication in medical consultations. Cochrane Database Syst Rev. 2021 Feb 8;2(2):CD012418. DOI:10.1002/14651858.CD012418.pub2.
5. Gu L, Deng J, Xu H et al. The impact of contract service policy and doctor communication skills on rural patient-doctor trust relationship in the village clinics of three counties. BMC Health Serv Res. 2019 Mar 22;19(1):187. DOI: 10.1186/s12913-019-3875-x.
6. Gu L, Tian B, Xin Y et al. Patient perception of doctor communication skills and patient trust in rural primary health care: the mediating role of health service quality BMC Prim Care.2022 Sep 29;23(1):255.DOI:10.1186/s12875-022-01826-4
7. Junod Perron N, Klöckner Cronauer C, Hautz SC et al. How do Swiss medical schools prepare their students to become good communicators in their future professional careers: a questionnaire and interview study involving medical graduates, teachers and curriculum coordinators. BMC Med Educ. 2018 Nov 29;18(1):285. DOI:10.1186/s12909-018-1376-y.
8. Moral RR, García de Leonardo C, Caballero Martínez F et al. Medical students' attitudes toward communication skills learning: comparison between two groups with and without training. Adv Med Educ Pract. 2019 Feb 12; 10:55-61. DOI:10.2147/AMEP.S182879.
9. Moore PM, Rivera S, Bravo-Soto GA et al. Communication skills training for healthcare professionals working with people who have cancer. Cochrane Database Syst Rev. 2018 Jul 24;7(7):CD003751. DOI:10.1002/14651858.CD003751.pub4.
10. Møller JE, Kjaer LB, Helledie E et al. Transfer of communication teaching skills from university to the clinical workplace - does it happen? A mixed methods study. BMC Med Educ. 2021 Aug 17;21(1):433. DOI: 10.1186/s12909-021-02834-1. PMID: 34404388; PMCID: PMC8369612
11. Tran TQ, Scherpbier AJJA, van Dalen J et al. Nationwide survey of patients' and doctors' perceptions of what is needed in doctor - patient communication in a Southeast Asian context. BMC Health Serv Res. 2020 Oct 14;20(1):946. DOI:10.1186/s12913-020-05803-4.
12. Rahim KA, Lakhdir MPA, Afzal N et al. Leveraging the vantage point - exploring nurses' perception of residents' communication skills: a mixed-methods study. BMC Med Educ. 2023 Mar 3;23(1):148. DOI:10.1186/s12909-023-04114-6.
13. Yao M, Zhou XY, Xu ZJ et al. The impact of training healthcare professionals' communication skills on the clinical care of diabetes and hypertension: a systematic review and meta-analysis. BMC Fam Pract. 2021 Jul 15;22(1):152. DOI:10.1186/s12875-021-01504-x.
14. Zimmermann A, Baerwald C, Fuchs M et al. The Longitudinal Communication Curriculum at Leipzig University, Medical Faculty - implementation and first experiences. GMS J Med Educ. 2021 Mar 15;38(3):Doc58. DOI:10.3205/zma001454.
15. URL: tob.tmbreg.ru/info/profilaktika/2016year/942.html (дата обращения 21.11.2024).
16. URL: vestnik.mednet.ru/content/view/1479/30/lang.ru/ (дата обращения 21.11.2024).
17. URL: mmdona.ru/2021/04/06042021/ (дата обращения 26.11.2024).