Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тарифные преференции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) представляют собой важный инструмент, призванный облегчить торговлю между странами-членами и снизить барьеры на пути экспорта, что способствует улучшению экономического взаимодействия в союзе. Основой этой системы служит уменьшение или полное устранение таможенных пошлин на определенные категории товаров, произведённых в странах-участницах, что повышает их доступность и конкурентоспособность на внутреннем рынке ЕАЭС.
Предоставление тарифных преференций может быть организовано на двустороннем уровне внутри союза или распространяться на всех его членов, принимая форму временных или постоянных механизмов в зависимости от достигнутых договоренностей.
Научные работы в этой области могут быть ориентированы на несколько аспектов. В первую очередь, они могут анализировать воздействие таких преференций на торговые обороты и экономический прогресс в странах ЕАЭС, проверяя, насколько они способствуют росту и развитию. Во-вторых, внимание может быть сосредоточено на развитии и оптимизации тарифной политики союза, что потребует изучения существующих соглашений и выявления новых возможностей для предоставления преференций.
Дополнительно могут рассматриваться задачи, связанные с унификацией тарифных положений, устранением технических барьеров и введением согласованной таможенной политики, что является ключевым для усиления внутреннего рынка союза и его экономической сплоченности.
Исследования в области системы тарифных преференций ЕАЭС имеют практическую значимость для государственных решений, формирования бизнес-стратегий и понимания последствий углубляющейся торговой интеграции союза, тем самым подтверждая актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Целью курсовой работы – исследовать тарифные льготы и преференции ЕАЭС.
Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
-рассмотреть понятие тарифных преференций и льгот;
-описать условия предоставления тарифных льгот и преференций;
-определить нормативное регулирование предоставления льгот и преференций в рамках ЕАЭС;
-выполнить анализ поступления и структуры таможенных платежей и преференций;
-выявить проблемы предоставления тарифных льгот и преференций;
-предложить пути решения проблем, связанных с системой предоставления тарифных льгот и преференций ЕАЭС.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в системе тарифных преференций, которая функционирует в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Предмет исследования включает в себя различные правовые аспекты системы тарифных преференций в ЕАЭС.
Практическая значимость данного дипломного проекта выражается в всестороннем понимании природы тарифных преференций, а разработанные предложения по улучшению отдельных аспектов в единой системе тарифных преференций Евразийского экономического союза способствуют ее развитию.
Научная значимость работы может быть рассмотрена с нескольких аспектов:
Экономическая интеграция: Исследование тарифных льгот и преференций позволяет глубже понять механизмы экономической интеграции стран-участниц ЕАЭС. Анализ тарифной политики помогает выявить тенденции и эффективность интеграционных процессов, а также изучить влияние этих льгот на торговлю между странами союза.
Влияние на конкурентоспособность: Тарифные льготы могут способствовать улучшению конкурентоспособности стран-участниц не только внутри ЕАЭС, но и на глобальном рынке. Исследование этой темы может выявить, каким образом преференции способствуют росту определенных отраслей и каким образом они влияют на внешнеэкономическую деятельность.
Политический аспект: Тарифные преференции часто связаны с политическими решениями и экономическими союзами. Анализ данной темы может помочь в понимании политических факторов, влияющих на экономическое сотрудничество стран и возможные конфликты интересов.
Степень изученности вопроса. Тематика работы и совершенствования системы тарифных преференций в рамках Таможенного союза и, в настоящее время, ЕАЭС довольно широко отражена в научных источниках. До сегодняшнего дня на эту тему были написаны многочисленные научные труды. Основные аспекты системы преференций России, Таможенного союза, ЕАЭС, а также международных систем исследовались такими авторами, как С.В. Халипов, А.Н. Козырин, В.Е. Ковалев, А.В. Пащенко, Ю.А. Максимов, Е.М. Графова, О.В. Гутарина и другими. Функционирование системы тарифных преференций в контексте присоединения России к ВТО рассмотрено в работах И.И. Дюмулена, В.П. Горегляда, А.Н. Захарова, А.П. Джабиева. Проблемы и возможные пути развития системы тарифных преференций Евразийского экономического союза нашли отражение в трудах таких авторов, как С.А. Хапилин, П.А. Кадочников, М.Г. Пташкина, О.А. Морозова и других.
К основным методам исследования относятся следующие: системно-структурный, логический, исторический, сравнительно-правовой, и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ЕАЭС
1.1 Понятие тарифных преференций и льгот
Экономические отношения с зарубежными странами включают в себя торговлю и прочую активность, например, совместное производство в рамках международного обмена товарами, услугами, информацией и результатами интеллектуального труда, включая на них исключительные права. Один из способов регулирования внешнеэкономической деятельности посредством таможенных тарифов включает предоставление льгот и преференций [15, с. 312].
Тарифная льгота обозначает послабления, предоставляемые на основе взаимных договорённостей или в одностороннем порядке и может выражаться в отмене или возмещении уплаченных пошлин, снижении их ставок либо установлении тарифных квот для льготного ввоза или вывоза товаров. Таможенные преференции представляют собой освобождения от пошлин, уменьшение их ставок или установление квот в зависимости от происхождения товара. Преференции привязаны к происхождению товаров, в то время как льготы зависят от таможенных процедур и предназначения товара.
В странах Евразийского экономического союза используется общий таможенный тариф, который представляет собой набор ввозных пошлин, применяемых к товарам из-за пределов Союза и классифицированных согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Основные задачи этого тарифного устройства включают рационализацию товарной структуры, поддержание сбалансированного импорта-экспорта и валютного движения, создание условий для модернизации производства и защиты местной экономики от зарубежной конкуренции, а также облегчение интеграции в мировую торговлю.
Идея общей системы преференций (GSP) была озвучена Генеральным секретарем ЮНКТАД Раулем Пребишем в 1964 году и закреплена в 1968 году в Нью-Дели. Она предполагает односторонний и недискриминационный подход с целью увеличения доходов развивающихся стран от экспорта, способствования их индустриальному потенциалу и ускорению экономического роста. Первоначально GSP была гибкой, и страны, предоставляющие преференции, сами определяли их параметры и срок действия. Для этого потребовалась корректировка ГАТТ, так как система противоречила принципу наибольшего благоприятствования. Тем не менее, введенные изменения в 1965 году в четвертую часть ГАТТ и "разрешающая оговорка" 1979 года позволили более выгодные условия для развивающихся стран в обход статьи 1 ГАТТ, содействуя их экономическому развитию [5, с. 12].
Тарифные льготы определяются на основе ряда правовых документов, включающих Межгосударственное соглашение об условиях и порядке применения тарифных квот, Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон №311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ", а также постановления правительства и решения ЕЭК [2].
Тарифные льготы предоставляются для поддержки торговой политики ЕАЭС и могут быть взаимными или односторонними по отношению к товарам, перемещаемым через границу ЕАЭС. На уровне Евразийского экономического сообщества такие льготы предусматривают:
-установление единых тарифных принципов;
-утверждение перечня товаров, которым применяются квоты и льготы как на уровне ЕАЭС, так и в государствах-членах.
Классификация льгот включает: для импортируемых товаров; для экспортируемых товаров;
Также может быть в форме: возврата таможенной пошлины; освобождения от ее уплаты; снижения ставки.
Тарифная квота служит инструментом регулирования ввоза определённых товаров на единую таможенную территорию с более низкой ставкой на условия ввоза в установленном объеме и более высокой ставкой при превышении данного объема [22, с. 224].
Внутриквотная ставка применяется на товары в заданной квоте, а внеквотная на товары, превышающие её. Распределение квот может осуществляться через конкурс (аукцион) или пропорционально объему ввезенных товаров за определённый период.
Для реализации тарифных квот выдаются лицензии с ограниченным сроком действия, соответствующим периоду квоты или календарному году. Отсрочка представляет собой перенос платежей на более поздний срок с обязательной единовременной выплатой задолженности. Рассрочка позволяет погашать долг постепенно в течение оговоренного срока.
1.2 Условия предоставления тарифных льгот и преференций
Таможенно-тарифное регулирование в сфере внешней торговли является ключевым инструментом и включает комплекс методов для управления внешней торговлей, используя таможенные пошлины и процедуры. Эта деятельность порождает тарифные отношения, которые отличает денежная природа и организация, возложенная на таможенные органы [3].
Сегодня государственная поддержка через таможенно-тарифные меры обусловлена важностью стратегических отраслей и секторов экономики, стремлением повысить их конкурентоспособность, стимулировать инвестиции и инновации, уменьшить зависимость от импорта и улучшить торговый баланс.
Система таможенных льгот и преференций—один из методов регулирования, реализуемый через преференциальные режимы, соглашения о свободной торговле и таможенные союзы. Их введение связано с усилением международных экономических связей и успешным выполнением международных обязательств, комплексно влияя на экономическое развитие через контроль за внешней торговлей. Финансовый смысл льгот и преференций заключается в расширении внутреннего рынка мощных государств за счет меньших экономических партнеров и помощи последним.
Основные условия предоставления льгот включают возврат пошлин, освобождение или снижение их ставок, тарифные квоты на льготный ввоз или вывоз, а также особые преимущества, предоставляемые импортером.
Таможенные льготы и преференции могут быть направлены на стимулирование внутреннего экспорта и усиление его конкурентоспособности. Льготы классифицируются как национальные, предоставляемые в пределах страны, коллективные, действующие в рамках таможенного союза, и общие, распространяющиеся на участников общего рынка [29, с. 344].
Традиционно, преференции и льготы рассматриваются как важная часть таможенно-тарифной политики. В прошлом эта практика служила метрополиям в контроле над колониями. Сегодня наличие экономических союзов делает невозможным представить торговлю без льгот или сниженных тарифов, что призвано содействовать развитию государств. Примером является Таможенный союз, созданный в 2010 году между Белоруссией, Казахстаном и Россией, демонстрирующий выгоды от применения таких мер [7, с. 70].
Льготно-преференциальная политика может быть реализована на государственном, региональном и муниципальном уровнях, но всегда носит адресный характер. Важно различать основные черты льгот и преференций:
Преференции предполагают преимущества или привилегии, в то время как льготы подразумевают послабления или частичное освобождение. Основной задачей таможенных преференций является предоставление развивающимся странам более благоприятных условий выхода на рынки развитых стран, тогда как льготы нацелены на уменьшение суммы уплачиваемых пошлин и налогов для стимулирования торговой активности.
Таможенные льготы охватывают как импорт, так и экспорт, в то время как преференции касаются только импорта.
Преференции являются более узким понятием и рассматриваются как часть более общего понятия льгот.
Фрагмент для ознакомления
3
1 "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 N 5003-1 (последняя редакция): . закон РФ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/
2. "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза": постановление Правительства РФ от 28.12.2022 N 2484 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_492899/7e0675ce775d6940d0ccc02b3b42044a8850fa3a/
3. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 24.02.202) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
4.Акашева, В. В. Правовое регулирование таможенно-тарифной системы / В. В. Акашева, Е. В. Аниськина. // Молодой ученый. - 2023. - № 5. - С. 220-223.
5. Алексеева Е.В. О проблемах предоставления тарифных льгот и преференций в условиях функционирования евразийского экономического союза / Е.В. Алексеева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. - 2023. - №11. - С. 10-12.
6. Андреева А.Р. К вопросу о предоставлении тарифных льгот / А.Р. Андреева // Вестник Калужского университета. - 2020. - № 2 (47). - С. 30-32.
7. Ахмедзянов Р.Р. Повышение эффективности применения мер нетарифного регулирования в Российской Федерации / Р.Р. Ахмедзянов// Московский экономический журнал. - 2019. - №11. - С. 70.
8.Бурова, А. А. Развитие внутреннего рынка России на базе применения таможенно-тарифного регулирования / А. А. Бурова. // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 89-92.
9. Гомон И.В. Анализ предоставления таможенных льгот / И.В. Гомон // Концепт. - 2022. - №9-2 (72). -С. 180-182
10. Горева, Д. Ш. Особенности правовой природы таможенных пошлин / Д.Ш. Горева // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 179-181.
11. Горлов, А. А. Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования / А.А. Горлов // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 229-232.
12. Графова Е.М. Национальная система преференций / Е.М. Графова// Учебные записки СПб им. Бобкова филиал РТА. – 2023 – №1. – С. 108–111.
13.Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: учебно-практ. пособие. / А.В. Данильцев – М.: Юрайт, 2020 – 326 с.
14.Дробот, Е. В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент обеспечения экономической безопасности / Е. В. Дробот // Экономические отношения. — 2022. — № 3 — С. 229–246.
15. Дюмулен И.И. Международная торговля, тарифное и нетарифное регулирование / И.И. Дюмулен. – М.: ВАВТ, 2020 – 547 с.
16. Ершов А.Д. Льготы и преференции в таможенном деле. / А.Д. Ершов – СПб.: Юрайт-Издат, 2015 – 346 с.
17. Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях. / Т.Е. Колумбекова // Terra Economics. - 2021.- №3 - С. 89-93.
18. Коник, Н. Таможенное дело: учебное пособие. / Н. Коник - М.: Омега-Л, 2020. - 206 с.
19. Меркуль, Ю. А. Применение тарифных льгот в условиях современной политической и экономической ситуации на территории Российской Федерации / Ю.А. Меркуль // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 278-282.
20.Наумова Т.С. Тарифные преференции: институциональный аспект применения / Т.С. Наумова // Общество. - 2023 - № 8 – С. 112-119
21.Немкович, А. В. Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности как инструмент стабилизации функционирования промышленных предприятий РФ в рамках ЕАЭС / А. В. Немкович. // Экономика в промышленности. — 2022. — № 4. — С. 307–313.
22. Новиков М.В. Система тарифных преференций таможенного союза / М.В. Новиков // Концепт. – 2023 – №1. – С. 223–225.
23. Пащенко, А.В. Процедуры установления таможенных платежей./ А.В. Пащенко - М.: Институт публично-правовых исследований, 2021. - 160 с.
24. Постникова Л.В. О налоговой природе таможенных платежей / Л.В. Постникова // Вестн. АлтайГАУ. – 2022. – № 2. – С. 134-137.
25. Рыженко Н.В. Проблемные аспекты уплаты таможенных платежей в бюджет России / Н.В. Рыженко // Экономика и бизнес. - 2021. - №3-2. – С. 12-19
26. Рыльская М. А. Таможенные платежи: тренды развития таможенного администрирования в России / М.А. Рыльская // Финансы: теория и практика.- 2022 - №22 – С.88-103.
27. Сидоров, В. Таможенное право: учебник. / В. Сидоров - М.: Юрайт, 2021. - 512 с.
28.Сироткина, А. В. Анализ проблем и перспектив развития таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС / А. В. Сироткина. // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 138-141.
29. Чимаев, А. Т. Порядок уплаты таможенной пошлины / А.Т. Чимаев // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 343-345.
30. Основные результаты деятельности ФТС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/external_news/79703/