Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания сущности социального государства для развития данной модели государства в современном мире, его укрепления и стремления к его усовершенствованию. Потребность в такого рода понимании, правильном подходе и развитии ведет к улучшению качества жизни, стабильности социального государства, его экономического развития и укрепление его статуса в современном мире, как идеального государства. Для создания такой системы необходимо как практическое освоение, так и теоретическое осмысление вопроса.
Основателем теории социального государства считается Лоренц фон Штейн, который полагал наиболее важным для такого государства восстановление равенства и свободы, оказание помощи обездоленным классам.
Основным источником общественного благосостояния является труд - труд наемного работника, предпринимателя, самозанятого и др.
Степень теоретической исследованности темы. Вопрос понятия и сущности социального государства изучали в своих работах такие ученые как Алексеев С.С., Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Нерисянец В.С., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.
Объектом исследования выступает государство.
Предмет курсовой работы – это социальное государство.
Цель работы состоит в исследовании понятии и сущности социального государства.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие государства.
2. Провести соотношение понятий правового и социального государства.
3. Представить конституционно-правовую характеристику социального государства.
4. Проанализировать проблемы функционирования социального государства.
Теоретико-методологическую базу работы составили две группы источников. К первой отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). Ко второй отнесены законодательные акты, научные статьи в периодических журналах, диссертации по исследуемой проблематике.
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности понятия и сущности социального государства; метод системного анализа.
Структура работы определена цель, а также задачами исследования и она состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие государства
Идея формирования правового государства зародилась довольно давно, однако целостная концепция сформировалась в период развития буржуазного общества. В это время люди начали критиковать феодальный строй и осуждать халатность органов власти, массово интересоваться наукой и просвещением. Также на этот процесс оказала влияние массовая миграция населения из деревни в большие промышленные города. В результате в 30-х годах XIX в. термин «правовое государство» надежно закрепился в немецкой литературе.
Правовым сегодня называется государство, основанное на верховенстве права, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека, действует принцип разделения властей.
Принцип верховенства права занимает ведущее место в концепции правового государства. Все государственные органы, должностные лица и граждане должны повиноваться закону. Закон – высшая норма в обществе. Наивысшим законом является Конституция, которая определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Все остальные нормативно-правовые акты обязаны соответствовать ей. Исходя из этого, никакое действие или решение, как со стороны государства, так и со стороны граждан, не может противоречить установленным законам.
Государственная власть в правовом государстве делится на три независимые друг от друга ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Ни одна из ветвей власти, благодаря действию системы сдержек и противовесов, не выполняет все полномочия по управлению государством. Принцип разделения властей действует для того, чтобы власть не была сконцентрирована в одних руках. Это может привести к насилию, диктатуре и подавлению прав и свобод человека.
В правовом государстве соблюдается принцип взаимной ответственности личности и государства. Государство должно не только контролировать соблюдение гражданами законов, но и нести перед обществом ответственность за свою деятельность. Каждый гражданин обязан соблюдать правовые указания и выполнять свои обязанности перед государством и обществом. Если нарушается законодательство, то действуют механизмы, отвечающие за соблюдение правопорядка, и наступают последствия, предусмотренные нормами права.
В правовом государстве основные права и свободы каждого гражданина признаны высшей ценностью. Должны создаваться условия, всесторонне защищающие их. Любые неправомерные действия органов государственной власти, ущемляющие права и игнорирующие индивидуальные интересы и потребности человека, могут быть обжалованы. Таким образом, нормальное функционирование и даже сам факт существования правового государства напрямую завязан на институты гражданского общества .
В правовом государстве обеспечивается идеологическое и политическое многообразие. Цель – совместное существование различных идей, позиций, взглядов и интересов в органах государственной власти. Правовое государство не должно иметь превалирующей идеологии или политической партии.
Органы государственной власти в правовом государстве избираются на определенный срок на демократических выборах. Сменяемость и выборность лиц, обладающих властными полномочиями, противодействует сосредоточению власти в одних руках и обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.
С другой стороны, нельзя не отметить, что существование государства в современном мире неразрывно связано с деятельностью транснациональных корпораций, и часто зависит от них. Например, в части касающейся международной логистики, производства вакцин, авиатранспорта и т.д. И поэтому многие современные государства вынуждены считаться с тем, что деятельность транснациональных корпораций может идти вразрез с принципами правового государства. Тем не менее, обеспечение стабильности законности и общественного порядка является важнейшей целью правового государства .
Оно гарантирует правопорядок и безопасность своим гражданам. Преступления, посягающие на жизнь, свободу, здоровье и собственность индивидов, должны подлежать пресечению. Законность и равенство всех граждан являются руководящими принципами деятельности правоохранительных органов правового государства в исполнении их функций. Поэтому понятие правовое государство остается до сих пор актуальным.
Подводя итог, хочется сказать, что важность правого государства состоит в обеспечении безопасной жизни граждан, гарантии прав и свобод человека, равноправии граждан и справедливости действий органов власти.
1.2 Соотношение понятий правового и социального государства
Концепция идеи правового государства является одной из самых своевременных и нужных в юридической доктрине. В Российской Федерации как государстве с демократическими приоритетами, ученых-правоведов всегда интересовала эта тема, исследовались понятие и сущность правового государства. Далее рассмотрим соотношение и взаимосвязь правового и социального государства.
Определенные шаги на данном этапе уже видны. Так, статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как правовое государство. Однако, как справедливо отмечает Р.Х. Макуев, история подтвердила, что недостаточно обнародовать идею и даже закрепить ее в Основном законе. Необходимо претворить ее в жизнь, что бы она стала действительностью в обычной жизни каждого гражданина .
Следует отметить, что российские правоведы активно начали проявлять интерес к правовому государству в конце ХIХ - начале ХХ в.в. Этот вопрос рассматривали такие авторитетные русские юристы как С.А. Котляревский, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен и другие.
Так, известный российский юрист начала ХХ века С.А. Котляревский указывал, что концепция правового государства находится в эпицентре сегодняшней правовой науки. Эта концепция является результатом продолжительных изысканий в области права и представляет важный этап в истории человеческой цивилизации .
Другой известный юрист П.Н. Новгородцев, в своих трудах отмечает, что правовое государство - это новое государство, сформированное на новых началах. Автор указывает обязательные признаки правового государства, к ним, в частности, вместе с другими относит присутствие народной демократии .
Заслуживает внимания точка зрения Б.А. Кистяковского, который утверждает, что основной признак правового государства - это наличие
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3686.
4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // "Собрание законодательства РФ", 23.12.1996, N 52, ст. 5880.
5. Указ Президента РФ от 23.01.2024 N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" // "Собрание законодательства РФ", 29.01.2024, N 5, ст. 665.
Монографии и учебная литература
6. Демичев, Д. М. Социальное государство и социальная политика // Конституционно-правовые основы развития Республики Беларусь как социального государства в современных условиях. - Минск: БГУ, 2019. - С. 34.
Журнальные статьи и газетные публикации
7. Абиров М.С. Социальное государство, реформы социальной системы, перспективы // Современные технологии управления. 2022. № 2 (98). С. 302-306.
8. Василевич Г.А. Социальное государство - государство, основанное на труде и социальной ответственности каждого // Трудовое и социальное право. 2024. № 3 (51). С. 8-9.
9. Добрынин Н.М. Конституционализм и парадигма общественных отношений в России: исторический опыт, конформизм или неизбежность перемен // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 7.
10. Дохтова З.Н. Правовое государство // Вестник современных исследований. 2020. № 8-2 (38). С. 43-46.
11. Иванов Р.Л. Понятие социального государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2019. № 3(36). С. 11.
12. Осавелюк А.М. Правовое государство как конституционная основа // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 48.
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_471111/ (дата обращения: 6.06.2024 г.).
14. Хоркина В.А. Правовое государство как институт конституционного строя Российской Федерации // Социально-экономические процессы современного общества. БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии. Чебоксары, 2021. С. 164-166.
15. Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Отправные начала правообразующей деятельности государства: опыт системного анализа // Теория государства и права. 2021. № 2 (22). С. 160–165.
16. Щепачев В.А. Конституционная концепция социального государства и проблемы ее реализации в законодательстве Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2020. № 1. С. 14.