Фрагмент для ознакомления
2
Сущностью правового государства является его опора на общество, ведь именно из числа его членов выбирается группа лиц, которым вверяются властные функции. Этот процесс демонстрирует, как коллектив индивидов делегирует часть своих представителей для осуществления управления.
Очевидно, что без общественных связей государство утрачивает свои основания. Принимая во внимание трансформацию термина «гражданское общество» в «государство», следует подчеркнуть, что его функционирование предполагает наличие правовых норм и структур.
Из вышесказанного можно извлечь вывод, что строительство государственности неразрывно связано с тканью общественных отношений. Без платформы гражданского взаимодействия идея правового государства теряет свою основу.
Представители юридической науки утверждают, что без законов и норм, которые регулируют общество, невозможно защитить личные и коллективные интересы граждан. Такое устройство, когда государство основывает свою деятельность на праве, и получило название «правовое государство».
Правовое государство характеризуется ключевыми принципами, которые обуславливают его демократическую природу. Первостепенное значение здесь имеет принцип разделения властей, который гарантирует баланс между различными ветвями власти.
В такой системе все действия государственных органов регламентируются юридическими нормами. Это обеспечивает равенство граждан перед законом, обязывая государство защищать законные интересы и свободы индивидов без исключения.
Залогом стабильности и надёжности правового государства является его стремление и обязанность охранять и поддерживать установленные законом права и свободы каждой личности.
Общество, опирающееся на гражданские принципы, становится ключевым элементом для поддержания законности в государстве. Оно выступает в роли фундамента, на котором строятся и активно функционируют основные положения правовой системы.
В современном мире лидерство на международной арене занимают страны, где законодательно обеспечивается защита прав населения. Эти государства ставят направление в развитии экономики, социальной структуры и культуры. Их отличительная черта — учёт интересов различных слоёв населения и свобода общества влиять на политику через систему выборных органов.
В эпоху цифровизации и развития ИИ актуальность гражданской инициативы неуклонно растет. Понимание и способность защищать свои личные права становятся ключевыми навыками. Государство обязано обеспечивать защиту прав, но и каждый индивидуум должен обладать возможностью самостоятельно отстаивать свои интересы.
Даная работа фокусируется на изучении роли гражданского общества как ключевого элемента для поддержания основ правовой державы. Это направление выступает в качестве основополагающего при определении задач и конечных целей исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и функционирования гражданского общества в России, а также взаимодействия его с государством.
Предметом исследования является теоретические положения о вопросах развития, становления, функционирования гражданского общества в Российской Федерации, правовая доктрина о взаимодействии гражданского общества и государства.
Целью исследования является анализ института гражданского общества и его признаков, механизмов его взаимодействия с государством.
Для достижения вышеуказанной цели, необходимо разрешение следующих задач:
установление понятия, признаков и структуры гражданского общества;
выявление особенностей гражданского общества в России;
анализ механизмов обеспечения взаимодействия гражданского общества и государства.
Методологическая основа исследования: общенаучные и частно-научные юридические методы, конкретно, метод диалектики, формально-логический метод, сравнительно-правовой метод.
1. КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие гражданского общества
Гражданское общество — это пространство, где индивиды и созданные ими на добровольных началах ассоциации могут свободно реализовывать свои интересы и права. Эта сфера функционирует независимо, без навязчивого влияния или необоснованных действий со стороны государственных структур.
Общественная жизнь включает в себя множество взаимодействий, которые происходят за пределами государственной власти и политических институтов. Эти отношения, формирующие социальную структуру, носят неполитический характер и существуют автономно от официальных государственных органов.
Гражданское общество можно рассматривать как концепцию и как реальность жизнедеятельности, подразумевающую автономность общественных структур от государственных институтов. Оно олицетворяет идею, что общество способно самостоятельно регулировать внутренние процессы и строить свою социальную среду.
Общество структурируется посредством формирования разнообразных групп и союзов. К ключевым элементам социальной структуры относят:
— Семейные кланы— основа социального уклада.
— Синдикаты — объединения рабочих.
— Местные самоуправления — управленческие структуры на локальном уровне.
— Религиозные содружества — церкви и вероучения.
— Партийные организации — политические силы.
— Общественные движения — активисты с социально-политическими целями.
— Альянсы бизнесменов — защита интересов предпринимателей.
— Потребительские альянсы — защита прав потребителей.
— Благотворительные учреждения — помощь нуждающимся.
— Кооперативы — самоуправляемые объединения.
— Научные институты и культурные объединения — развитие знаний и искусства.
— Спортивные клубы — физическое развитие и спортивная жизнь.
— Политические кружки — дискуссионные площадки.
— Автономные средства массовой информации — независимая пресса.
Эти структуры являются столпами гражданского общества, способствуя его развитию и организации.
Так, например, люди могут вступать в органы территориального общественного самоуправления (ТОС) или товарищества собственников жилья (ТСЖ), объединять финансы и решать вопросы местного значения.
Как отмечается в научной литературе «гражданское общество основано на идеологии индивидуализма, которая предполагает, что:
личность - центр общественной жизни, личность является высшей ценностью;
государство и общество должны быть подчинены благу личности;
государство и общество должны быть построены так, чтобы обеспечивать достойную жизнь всем людям».
Члены профессиональных объединений обмениваются знаниями и опытом, организуют профильные соревнования и награждают коллег за их вклад в развитие сферы деятельности. Основой для таких поощрений служат взносы членов союза, которые являются добровольными и наполняют общую казну организации.
Объединения граждан, включая политические и социальные группы, а также разнообразные фонды, например, благотворительные, выполняют важную роль в удовлетворении личных и коллективных потребностей. Они не только предоставляют финансовую поддержку нуждающимся, но и активно включаются в работу своими силами.
Функции общественных организаций
— Поддержка и реализация интересов членов сообщества. — Предоставление помощи различным слоям населения и их ассоциациям. — Вклад собственных усилий в развитие общественных проектов.
Гражданское общество играет ключевую роль в поддержании порядка и законности, действуя вне рамок государственной машины. Оно оснащено инструментами и мерами воздействия, которые позволяют обеспечивать соблюдение общественных стандартов, способствующих интеграции и формированию личности в обществе.
Общество имеет свои механизмы для того, чтобы гарантировать соблюдение прав своих членов. Это происходит вне зависимости от государственных структур. Есть возможности и меры воздействия, которые позволяют обеспечить соблюдение установленных правил. Эти правила способствуют адаптации личности в социуме и её нравственному развитию.
Гражданское общество выполняет важную функцию защиты индивидуальных и коллективных интересов от неправомерных действий со стороны государственных структур. Оно стоит на страже прав и свобод каждого человека, устанавливая пределы властных полномочий в сфере политики.
Гражданское общество играет ключевую роль в формировании структур власти. Оно влияет на выборы как прямо, так и косвенно, предоставляя гражданам возможность участвовать в голосовании. Эти процессы способствуют развитию демократии и привносят гуманистические ценности в управление общественными делами.
Для стабильной работы гражданского общества необходимо наличие демократического правового государства. Оно выступает в роли главного судьи при урегулировании споров между различными группами населения. Эти группы могут иметь разнообразные цели, потребности и убеждения, что порождает разногласия и конфликты. Однако в таком государстве каждый имеет право на свободу слова и возможность осуществлять свои права без ограничений.
Для функционирования демократии не менее важно наличие активно развивающегося общества, способного к постановке границ действиям государственного аппарата.
1.2 Конституционные основы становления гражданского общества в России
Конституция РФ закладывает юридические принципы, по которым работают важнейшие элементы общественного строя. Эти элементы формируют структуру общества, представляют его интересы и обеспечивают информационный обмен между его уровнями.
Медиа-ресурсы работают, опираясь на фундаментальные принципы, утвержденные в Основном законе страны. Ключевым из них является гарантированная конституциями свобода слова, которая обеспечивает журналистам право распространять информацию без ограничений. В то же время, каждому человеку предоставляется право свободно получать и использовать информацию, что является важным элементом функционирования общества (статья 29 Конституции РФ).
Фрагмент для ознакомления
3
нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием : Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 255–ФЗ // Официальный интернет–портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.11.2024).
Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг : указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. № 398 // Официальный интернет– портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.11.2024).
монографии и учебная литература
50/50. Опыт словаря нового мышления / редактор–составитель Г. Козлова ; под общей редакцией Ю. Афанасьева. – Москва, 1989. – 345 с.
Алексеев, С. С. Теория государства и права / С.С. Алексеев. – Москва, 2005. – 501 с.
Кельзен, Г. Чистое учение о праве / пер. с нем. М. В. Антонова, С. В. Лезова. 2–е изд. – Санкт–Петербург, 2015. – 538 с.
Комаров, С. А. Общая теория государства и права. Курс лекций. 2–е изд. / С.А. Комаров. – Москва, 1996. – 535 с.
Ларин, А. Ю. Теория государства и права : учебник. 2–е изд., перераб. и доп. / А.Ю. Ларина. – Москва, 2011. – 526 с.
Малько, А. В. Теория государства и права : учебник / А.В. Малько . – Москва, 2001. – 525 с.
Панарин, А. С. Политология. Западная и Восточная традиции : учебник для вузов / А.С. Панарин. – Москва, 2000. – 379 с.
Политология : учебное пособие / под ред. Г. В. Полуниной. – Москва, 1996. – 415 с.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности : учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск, 2020. – 396 с.
Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учебник / под ред. В. Г. Стрекозова. 3–е изд., доп., испр. – Москва, 2008. – 478 с.
журнальные статьи и газетные публикации
Алексанян, А.С. Роль институтов гражданского общества в процессе демократизации расширенного Черноморского региона / А.С. Алексанян // Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, факторы. – Москва, 2009. – 234 с.
Антошин, В.А. Общественный (гражданский) контроль как функция гражданского общества / В.А. Антошин // Социум и власть. – 2018. – № 1(69). – С. 288.
Арендт, Х. Традиции и современная эпоха / Х. Арендт // Вестник Московского Университета. Серия 7: Философия. – 1992. – № 1. – С. 81–82.
Безруков, А.В. Общественные формирования и органы публичной власти в обеспечении конституционного правопорядка: основные направления деятельности и формы сотрудничества / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 1. – С. 21–25.
Власенко, О.В. Гражданское общество в российской Федерации: состояние, проблемы развития / О.В. Власенко // Актуальные вопросы публичного права на современном этапе развития государства. – 2016. – № 4(25). – С. 176.
Глухарёва, Л.И. О диалектике обязанностей и прав человека / Л.И. Глухарёва // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 4 (134). – С. 85–89.
Гриб, В.В. Проблемы и тенденции развития правовых основ об общественном контроле: пять лет спустя / В.В. Гриб // Российская юстиция. – 2019. – № 9. – С. 2–6.
Иванов, А.М. Особенности развития гражданского общества в России и за рубежом / А.М. Иванов // Теология. Философия. Право. – 2017. – № 1. – С. 182.
Краснова, Н.Н. Особенности российского правового образования в контексте социокультурной эволюции прав человека / Н.Н. Краснова // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 1. – С. 188–206.
Лукин, А.Н. Может ли ориентация на традиционные нравственные ценности согласовываться с развитием гражданского общества в России? / А.Н. Лукин // Социум и власть. – 2018. – № 2 (70). – С. 18–23.
Петухов, В.В. Готовность россиян к отстаиванию своих социально-экономических прав в «новой кризисной реальности» / В.В. Петухов // Социологические исследования. – 2016. – № 11. – С. 86–96.
Попов, В.В. Проблемы теории прав человека: информационная природа прав человека / В.В. Попов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2014. – № 1 (28). – С. 14–20.
Соболева, А. Социальные права в контексте новых полномочий Президента / А. Соболева // Сравнительное конституционное обозрение. – 2020. – № 3 (136). – С. 82–96.
Эпов, А. Становление правового государства в России его особенности и проблемы / А. Эпов, Г.В. Суковатов // Материалы XII межвузовской студенческой научно–практической конференции. – 2016. – С. 135.
Юсубов, Э.С. Правовая культура в избирательном процессе Российской Федерации: теория и практика / Э.С. Юсубов // Гражданин. Выборы. Власть. – 2020. – № 2 (16). – С. 9–23
электронные ресурсы
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2019 год – М.: Общественная палата Российской Федерации, 2019.URL: https: // www.oprf.ru / files / 1_2019dok/doklad_OPRF_2019_19122019.pdf (дата обращения: 25.11.2024).
Мониторинг взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://www.мвд.рф (дата обращения: 25.11.2024).