Фрагмент для ознакомления
2
1.1.Понятие правоотношений по социальному обеспечению
Законодательство на социальное обеспечение в своей основе имеет комплекс разнообразных мер, которые должны использоваться государством для защиты прав граждан в престарелом возрасте, при наличии инвалидности, в случае лишения кормильца, во время безра-ботицы, при заболевании, в положении беременности и в других жиз-ненных ситуациях, когда граждане не в состоянии использовать тру-довую деятельность для получения дохода либо вознаграждения за труд. Реализация законного права осуществляется путем предостав-ления гражданам различных видов социального государственного обеспечения.
В отечественной правовой теоретической мысли, понятие «со-циальное обеспечение» обосновывается как некоторая форма распре-делительных отношений. Подчеркивается, что «социальное обеспече-ние» - это прежде всего действия государства по обеспечению и об-служиванию нетрудоспособной части населения .
Многие авторы имеют различное мнение о понятии «социальное обеспечение». Е.Е. Мачульской понятие «социальное обеспечение» определяется системой распределительных отношений, которые скла-дываются проведения по причине распределения не относящихся к бюджетным фондам социального страхования и проведения перета-совки определенной части государственного бюджета для удовлетво-рения различных, жизненно важных, необходимых для граждан по-требностей в случае потери заработка или дохода . Ряд авторов гово-рят о том, что рассматриваемая категория представляет собой способ распределения валового внутреннего продукта путем наделения граждан материальными благами для выравнивания их непосред-ственных доходов в случаях наступления рисков социального поряд-ка . М.О. Буянова считает, что «социальное обеспечение» представля-ет собой государственную форму социальной политики .
В результате применения законодательства социального обеспе-чения возникают правоотношения между субъектами рассматривае-мого института.
Правовые отношения, в соответствии с теорией права, – это раз-личные виды существующих общественных отношений. Эти отноше-ния образуют связи между людьми и возникают по воле конкретных субъектов. Большинство общественных связей не могут быть сами по себе. Например, достижение лицом определенного возраста. Имеет официально подтверждённый соответствующий стаж работы и зара-боток. Следовательно, у этого лица возникают все факты юридическо-го порядка, предусмотренные действующим пенсионным законода-тельством. В этом случае можно уже говорить о том, что у него по-явилось правовые основания на получение трудовой пенсии.
Для реализации наступившего права, этому лицу нужно всту-пить непосредственно в правовые отношения с органом пенсионного обеспечения – правообязанной стороной. В этом случае орган пенси-онного обеспечения письменно (с предоставлением всех необходимых требуемых документов) решает вопрос о назначении получении пен-сии. Таким путем гражданин реализовывает свое право на пенсию.
Орган пенсионного обеспечения граждан непосредственно при-нимает принесенные правообладателем необходимые документы и за-тем назначает и выплачивает в дальнейшем пенсионное содержание.
Таким образом, связующее звено между правообладателем и правообязанным органом является действительной. Эта связь преду-смотрена действующими законодательными нормами: пенсионными законами, президентскими указами и правительственными постанов-лениями.
Стороны (участники) возникших общественных отношений по-ступают не зависимо, а подчиняются требованиям пенсионных норм, выполняют их предписания. Таким образом, правовое отношение - это прежде всего юридическая связь между его участниками.
Следовательно, можно говорить о том, что в процессе практиче-ского применения указаний правовых норм общественные отношения по социальному обеспечению выполняются только в форме правовых отношений. У них еще есть название социально-обеспечительные.
Приведенные материальные права представляют собой объекты правоотношений. Субъектами данных правоотношений будут, с од-ной стороны, физические лица, которые имеют в соответствии с со-временным законодательством право на получение некоторых благ ( правоуполномоченные субъекты), с другой стороны, государственные органы власти и региональные органы самоуправления, а также дру-гие государственные организации и муниципальные организации, на которых действующим российским законодательством возложены различные обязанности содействовать гражданам по социальному их обеспечению (правообязанные субъекты).
Существует императивный метод и диспозитивный метод.
Метод императивный прежде всего характеризуется наличием варианта определенного поведения субъектов, существующих в дан-ное время правоотношений. Показательным примером применения такого метода в правовых отношениях социального обеспечения мо-жет служить строгое регулирование возложенных на государственные и муниципальные органы обязанности предоставлять определенного вида социального обеспечения управомоченному субъекту, при этом они не могут прями отказать (при наличии у него неопровержимых оснований) в предоставлении интересующей его услуге .
Диспозитивный метод выражается в регулировании нормой права определенных границами необходимого поведения субъектом, который избирает свое по своему личному усмотрению. Например, некоторым категориям граждан законодательно определено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), а также право непосредственного отказа от социального обслуживания и т. д.
Нормы и юридические институты, вбирающиеся в себя основ-ные положения правового регулирования, а также отраслевые прин-ципы права социального обеспечения, представляют в своей общности систему отрасли права. Особенная часть права рассматриваемого со-циального обеспечения представлена правовыми институтами, кото-рые образуют организационно-правовые формы российского соци-ального обеспечения. Последние содержат в себе нормы, закрепляю-щие и определяющие субъективные права граждан и их обязанности по их социальному обеспечению и представляют механизм их реали-зации и степень ответственности .
Юридический факт представляет предпосылку возникновения правоотношений. Под юридическим фактом понимаются необходимо важные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связы-вают наступление юридических последствий . И подразделяются они на события и действия.
Правоотношения по поводу многих видов социального обес-печения появляются в результате возникновения определённых собы-тий.
Причиной события может служить какое-нибудь определенное действие, например получение телесного повреждения в результате действий непосредственно потерпевшего или многих других лиц, при-ведших к смертельному случаю или наступлением временной нетру-доспособности. Для социально-обеспечительных правоотношений значение имеет не причина, а сам факт совершенного действия (само наступившее событие). Действия являются также и объектом социаль-но-обеспечительных отношений. Они, урегулированные нормативно правовыми нормами, представляют собой объект процедурных пра-воотношений, которые выполняют роль вспомогательную, «обслужи-вая» действительные материальные правоотношения. Речь идет в дан-ном случае об действиях обязательного характера, которые соверша-ет тот или иной орган социального обеспечения граждан. Например, гражданин обратился в государственный пенсионный орган по вопро-су назначения ему пенсии. Этот орган обязан в предусмотренный дей-ствующим законодательством срок рассмотреть его заявление, при этом обязательно установить юридические факты и принять правиль-ные соответствующие решения. Именно таким образом проведенные процедурные действия дают жизнь материальным социально-обеспечительным правоотношениям.
Наступившие события, следовательно, представляют собой ос-нование которое способствует возникновению правовых материаль-ных социально-обеспечительных отношений (или материально-правовых отношений).
Содержание правовых отношений, касающихся социального обеспечения, составляют права и обязанности субъектов правовых от-ношений. По социальному обеспечению, большинство правовых от-ношений, бывают сложными и многосторонними. Это прежде всего означает то, что у каждого из субъектов может быть несколько прав и обязанностей. Юридические факты в действенной форме необходимы для возникновения процедурных правовых отношений. Для их воз-никновения необходимы реальные действия лица, имеющего желание реализовать своё право на определенный вид социального обеспече-ния. Действия лица – это прежде всего его непосредственное, субъек-тивное волеизъявление.
Если волеизъявление подтверждается юридическими докумен-тами, то такие действия признаются правообразующими юридически-ми фактами.
Изменение уже существующих правовых отношений может быть обусловлено одним или рядом юридических фактов.
Правопрекращающими юридическими фактами признаются, как правило, отдельные факты: постигшая пенсионера смерть, лицо до-стигло совершеннолетия; прекращение временной нетрудоспособно-сти; достижение малолетним ребёнком возраста полутора лет (в слу-чае получения на него ежемесячного пособия); инвалид был признан трудоспособным (получение пенсии по инвалидности); послеродовой отпуск был окончен (при получении пособия по беременности и ро-дам) и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1.Федеральный закон от 10.01.2003 № 8-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения» // Российская газета. 2003.14.01.
2.Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12. 2023) ) «О занятости населения в Российской Федерации» ( с изм. и доп.. вступ. в силу с 01.09.2024) п.1. ст. 3. // Российская газета.1996. 06.05.
3.Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О занятости населения в Российской Федерации» ч.1 ст.49 // Российская газета. 2023.19.12.
II. Постановления Правительства РФ
1.Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 (ред. от 26.03.2019) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан» // Собрание законодательства РФ. 17.09.2012. -№ 38,- ст.5103.
2.Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 (ред. от 30.07.2021) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» //Собрание законодательства РФ. 13.04.2020. -№15 (часть IV) -ст. 2311.
3.Постановление Правительства РФ от 02.11. 2021 № 1909 (ред. от 27.03.2024) «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 15.11. 2021. №46, ст.7707
4.Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 376 (ред. от 27.12.2023) «Об особенностях организации предоставления государственных услуг в сфере занятости населения в 2022-2024 годах» // Собрание законодательства РФ 21.03.2022. №12. ст. 1860.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 №46 «Об утверждении коэффициэнта индексации пособий и компенсаций в 2024 г.// Собрание законодательства РФ. 29.01.2024.№5. ст. 696.
III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
1.Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 №31-П // Российская газета. 2019.18.10.
IV. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ
1.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 № 485 (ред. от 04.09.2006) “Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.09.2005 № 7029).
2.Приказ Комитета по труду и занятости Псковской области от 27 апреля 2020 г. № 85 (ред. от 29.06.2020) «О выплате дополнительного государственного пособия безработным гражданам» // Псковская правда. 2020.8.05.
3.Приказ Росстата от 17.07.2019 № 409 «Об утверждении методики определения возрастных групп населения» // СПС Консультант Плюс
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 № 1960-р «Об утверждении распределения субвенций, предоставляемых в 2020 году из федерального бюджета субъектов РФ и бюджету г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, на финансовое обеспечение осуществления социальных выплат безработным гражданам в соответствии с законом «О занятости населения в РФ»// Собрание законодательства РФ, 03.08.2020, № 31 (часть II), ст. 5238.
V. ЛИТЕРАТУРА
1.Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики (теоретико-правовой аспект): Автореф. Дис. …д-ра юрид. наук. М., 2003-.63с. -С.56.
2.Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник /В.П. Галаганов. -8-е изд., стер. –М., Издательский центр «Академия», 2014. -448с.-С.290.
3.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., Волтерс Клувер. 2004.-608с. -С.74.
4.Замарева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки.2017. № 2.
5.Информация Роструда «Поиск работы и оформление пособия по безработице доступны онлайн на «Работе в России» // СПС Консультант Плюс.
6. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учеб, пособи. В 2 т.Т.1. Ярославль. 2005. Т.1. -С.473
7.Каков правовой статус безработных? // Азбука права: электронный журнал. 2021.
8.Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения // Новый трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения /Под ред. К.Н. Гусова. М., 2004. -С.440.
9.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник /Е.Е. Мачульская.-М., Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2010.-582с.- С.316.
10.Миронова Т.К. Право социального обеспечения. Учебное пособие. -М., КНОРУС, 2015. -С. 122.
11.Ряджабова Ж.К. Учебное пособие. (Курс лекций) «Право социального обеспечения» -Махачкала: ДГУНХ, 2019. -133с.-С.85.