Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обоснование актуальности темы исследования. Демографическая проблема напрямую связана с экономическим развитием страны. Уменьшение численности трудоспособного населения приводит к снижению производительности труда, уменьшению налоговых поступлений и увеличению нагрузки на социальные системы. Старение населения требует разработки эффективных мер по обеспечению достойного уровня жизни для пожилых людей и создания условий для их активного долголетия. Негативные демографические тенденции могут привести к социальным и политическим последствиям, включая повышение уровня социального напряжения и снижение уровня доверия к государственным институтам. Кроме того, актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что современное состояние рынка труда и занятости населения требует выработки новой политики регулирования занятости, адекватной выбранному государством курсу реформ.
Практическое значение работы заключается в анализе особенностей и проблем реализации проекта и разработке предложений по его совершенствованию на территории Тверской области.
Общая характеристика теоретической и информационной базы исследования. Теоретической основой курсовой работы являются труды следующих авторов, такие как: Аплекаева С.Р., Бойко Е.А., Еременко Л.А., Литнарович С.Н., Огурцова М.Л., Осипова Н.В., Рылова Н.Т., Холостова Е.И. и других ученых. Информационную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство в сфере социального обеспечения, иные материалы практики.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие проблемы реализации Национального проекта «Демография» в Тверской области.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие особенности Национального проекта «Демография».
Гипотеза исследования: демографическая ситуация в современной России является крайне неблагоприятной и требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности. Таким образом, гипотеза курсовой работы может быть конкретизирована и включать анализ эффективности мер по улучшению демографической ситуации в Тверской области.
Цель курсовой работы является анализ правового регулирования и проблем реализации Национального проекта «Демография» в Тверской области.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
1.рассмотреть основные демографические процессы и их влияние на динамику численности населения;
2.определить сущность Национального проекта «Демография»;
3.исследовать цели и задачи, ключевые элементы системы государственной социально-демографической политики в Тверской области;
4.выявить проблемы реализации национального проекта и предложить перспективы его развития.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы. Курсовая работа строится на основе анализа Национального проекта «Демография» в Тверской области.
Глава 1 Теоретические основы и общая характеристика современной демографической ситуации в Российской Федерации
1.1 Основные демографические процессы и их влияние на динамику численности населения
В 1960 году СССР занимал 4-е место в мире по количеству населения. После распада СССР в 1991 году, Россия заняла 6-е место в рейтинге. По данным на 1 января 2024 года, Россия занимает девятое место в мире по численности населения - 146 150 789 человек. По оценкам Организации Объединенных Наций, к 2050 году Россия опустится на 14-е место в рейтинге самых густонаселенных стран мира .
Социальный и экономический кризис в России имеет глубокие социально-экономические и политические корни. Вследствие распада СССР он начал свое развитие. На протяжении двух десятилетий Россия, находясь в демографической яме, ежегодно теряла около миллиона человек. В результате этого с 1992 по 2012 годы численность населения уменьшилась на 13,5 миллионов человек. Это стало первым случаем естественной убыли населения в мирное время в истории человечества. Россия имеет самое большое население в мире, но из-за продолжающейся депопуляции населения удержать эту территорию невозможно. Поэтому для России является важным повышение уровня демографии. Без учета демографической составляющей невозможно обеспечить национальную безопасность страны.
Составной частью национальной безопасности является безопасность в области демографии. У нее есть тесная связь с такими видами безопасности, как безопасность в области экономики, социальной сферы, военной и политической. Выявляется и взаимозависимость, поскольку устойчивый рост населения гарантирует государству безопасность и военные гарантии, при этом увеличиваются налоговые выплаты в пользу граждан, а экономика получает ресурсы и растет. В свою очередь политика по защите от внешних угроз, сильная экономика и грамотная демографическая политика способствуют укреплению экономики и росту населения.
Наблюдающийся в России демографический кризис является следствием наличия существующих демографических угроз. Следовательно, депопуляция населения - это совокупность всех факторов и явлений, которые приводят к сокращению численности населения. В России к демографическим угрозам относятся: низкое качество здравоохранения, поверхностное, а зачастую и полное отсутствие профилактических медицинских осмотров, нераспространенность диспансеризации, слабая социальная защищенность населения, безработица, высокие цены на жилье, плохая экология, рост цен, инфляция, растущее социальное расслоение населения, алкоголизм, наркомания, деидеологизация общества, утрата культа семьи, приоритет индивидуальных ценностей над общественными.
Противоборство с ростом населения не может быть эффективным без выявления причин, по которым оно уменьшается. К ним можно отнести низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности .
Именно низкий уровень рождаемости, а не высокий уровень смертности имеет решающее значение. Для того чтобы увеличить население России, они предлагают создать семьи с тремя-четырьмя детьми. Именно такая семья должна получать государственную поддержку. Другие ученые предлагают решение проблемы, заключающееся в снижении уровня смертности населения. Согласно их предложению, приоритетом должно стать не развитие медицины в ее передовых западных аналогах, а профилактика изменения образа жизни россиян. Устранение обеих причин депопуляции возможно только при помощи грамотной демографической политики.
Выполнение поставленной перед государством задачи по увеличению населения требует участия государственных органов и органов местного самоуправления. Для того, чтобы стимулировать рождаемость в сотрудничестве с институтами гражданского общества, они создали условия для создания благоприятных условий для этого. И несмотря ни на что, положение остается крайне тяжелым.
Начиная с 2006 года, когда Президент России Владимир Путин выступил с Посланием к Федеральному собранию РФ, он стал говорить о том, что демографическая ситуация в стране является критической. В этот период было принято решение об увеличении рождаемости и создании социальных гарантий для многодетных семей. Принятая в 2007 году Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года является базовым документом, регулирующим государственную политику в области демографии. Цели и задачи, которые ставит перед собой Правительство РФ по улучшению рождаемости, были прописаны в ней. Также были определены механизмы, позволяющие реализовать демографическую политику, а также этапы и ожидаемые результаты ее реализации. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 256-ФЗ материнский капитал стал одним из способов стимулирования рождаемости.
Национальный проект «Демография» был утверждён для решения демографических проблем в России. Цель проекта - обеспечить устойчивый естественный рост численности населения Российской Федерации .
1.2 Национальный проект «Демография»
Национальный проект «Демография» был разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 . Паспорт нацпроекта был утверждён 24 декабря 2018 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Реализация проекта началась 1 января 2019 года .
Выделим ключевые задачи нацпроекта:
-увеличение ожидаемой продолжительности жизни (до 67 лет);
-снижение уровня смертности населения старше трудоспособного возраста;
-увеличение рождаемости;
-увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
-увеличение до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет», «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения», «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» и «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва».
Рассмотрим отдельные итоги реализации национального проекта «Демография» за период с 2019 по 2023 годы. Так в 2019 году появились центры тестирования ГТО более чем в 700 муниципальных районах, установка нового спортивного оборудования в 68 школах олимпийского резерва. Открытие в семи регионах гериатрических центров и геронтологических отделений, где смогли получить помощь 11 тыс. человек. Создание пяти научно-образовательных центров по вопросам здорового питания. Ежемесячные выплаты на первого ребёнка для более 237 тыс. семей. Продолжительность жизни составила 73,7 года, увеличившись на 0,8 года за полгода 2019 года, у женщин это уже 78,5 лет. План по обучению граждан предпенсионного возраста через службы занятости перевыполнен: обучение прошли или заканчивают 53,1 тысячи человек при планах в 50 тысяч. Все запланированные мероприятия нацпроекта «Демография» на 2019 год выполнены почти в полном объёме, 90% денежных средств освоено .
Рассмотрим итоги реализации национального проекта «Демография» в 2020 году: свыше 23 953 семей стали получателями ежемесячных пособий при рождении первенца. 13 902 многодетные семьи получили пособия при рождении третьего ребёнка. 2 621 семья реализовала право на областной материнский (семейный) капитал. 2 400 женщин прошли процедуру экстракорпорального оплодотворения за счёт средств ОМС. Для 5160 пожилых граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности, был организован транспорт на диспансеризацию в медицинские организации.
В 2020 году начали работать пять детских садов общей мощностью 1300 мест. Введены в эксплуатацию спортивные объекты: физкультурно-оздоровительный комплекс по самбо в Увельском районе, тренировочный каток для хоккейного клуба «Металлург» в Магнитогорске, 6 площадок комплекса «Готов к труду и обороне», а также модернизировано футбольное поле с искусственным покрытием и подогревом стадиона «Труд» в Миассе, установлено современное спортивно-технологическое оборудование и инвентарь для 25 спортивных школ. На финансовую поддержку семей в 2020 году было использовано 602 млрд рублей.
Рассмотрим итоги реализации национального проекта «Демография» в 2021 году: более 1,9 млн семей получили выплаты на детей в возрасте до трёх лет. 879 653 семьи получили сертификат на материнский капитал. За 10 месяцев 2021 года было проведено более 54 тыс. циклов экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для пар, которые испытывают проблемы с зачатием. 52,8 тыс. семей воспользовались программой «Семейная ипотека». Создано 203,2 тыс. дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте до 3 лет. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование получили более 194,9 тыс. граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет, а также женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста в возрасте до 7 лет включительно. После прохождения обучения трудоустроены 145,9 тыс. граждан. Реализован пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании. Реализация проекта позволила охватить системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь) 108,7 тыс. человек или 23,97% старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании .
Выделим особенности реализации национального проекта «Демография» в 2022 году: во-первых, поддержка семей с детьми. В 2022 году маткапиталом воспользовались более 1 млн родителей. Выплату на детей до трёх лет получили более 1,2 млн семей с невысоким уровнем дохода. За 10 месяцев 2022 года по национальному проекту выполнено 63,6 тыс. циклов ЭКО. Во-вторых, модернизация центров занятости. В 73 регионах страны модернизировали 150 центров занятости, в них появились комфортные переговорные комнаты, детские уголки. Более 6 тыс. сотрудников центров прошли обучение по специальности «Кадровый консультант». В-третьих, открытие детских садов. По итогам 2022 года в стране ввели в эксплуатацию свыше 1,5 тыс. детских садов на более чем 215 тыс. мест. В-четвертых, забота о старшем поколении. В рамках нацпроекта развивается трёхуровневая система гериатрической помощи по ОМС. Открываются новые медицинские центры, оснащённые современным оборудованием для диагностики, лечения и реабилитации пожилых. Для престарелых, нуждающихся в достойном уходе на дому, внедрили систему долговременного ухода. Ею смогли воспользоваться более 133 тыс. человек. В-пятых, повышение доступности медицинской помощи. Пожилые жители сёл во всех регионах страны бесплатно могут добираться в медицинские учреждения, для этого в субъекты было поставлено 1580 единиц специального автотранспорта.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
3. Федеральный закон от 01.03.2020 № 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 9. – Ст. 1127.
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.
5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства РФ", 15.10.2007, N 42, ст. 5009.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, N 20, ст. 2817
Научная и специальная литература
7. Анфимова, А. Ю. Совершенствование системы социальной поддержки граждан в рамках национального проекта «Демография» / А. Ю. Анфимова // Вестник Московского Международного Университета. – 2024. – № 2(2). – С. 11-15.
8. Белоус А. А. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления // Наш выбор – наука: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 09 июня 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 76-81.
9. Голубева, Е. А. Территориальное планирование дошкольных образовательных учреждений в рамках национального проекта «Демография» / Е. А. Голубева, А. С. Борзикова // Техника и технологии строительства. – 2024. – № 3(39). – С. 51-55.
10. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / под ред. И. В. Григорьева, В. Ш. Шайхатдинова. – М.: Юрайт, 2022. – 428 с.
11. Грищенко, В. О. Демография и равновесные процентные ставки: конкурирующие концепции и российский опыт / В. О. Грищенко, А. А. Синяков // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2024. – № 1(62). – С. 229-239.
12. Ищенко, А. А. Демография как приоритет и интегральный показатель результативности стратегического планирования / А. А. Ищенко // Административное и муниципальное право. – 2024. – № 1. – С. 118-130.
13. Корнев, Д. В. Традиционный анализ национального проекта "Демография" до 2024 года: выявление региональных аспектов / Д. В. Корнев, Ж. Ю. Данкова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2022. – № 1(39). – С. 104-111.
14. Кручек, И. В. Особенности реализации права на жилище посредством использования средств материнского (семейного) капитала / И. В. Кручек // Научные дискуссии. – 2024. – Т. 4, № 1. – С. 125-128.
15. Назаренко, С. С. Реализация национального проекта «Демография» / С. С. Назаренко // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. – № 7(145).
16. Овсянников, А. Г. Перспективы развития национального проекта «демография» в регионах России / А. Г. Овсянников, Е. С. Куликова // Экономические исследования и разработки. – 2024. – № 7. – С. 94-98.
17. Овсянников, А. Г. Проблемы реализации национального проекта «Демография» на уровне субъекта РФ: текущая ситуация и решения / А. Г. Овсянников, Е. С. Куликова // Столыпинский вестник. – 2024. – Т. 6, № 7.
18. Смирнов, М. А. На пути в Россию - страну семей: демография и образование / М. А. Смирнов // Народное образование. – 2024. – № 1(1504). – С. 95-101.
19. Сперцян, Г. Г. Анализ эффективности бюджетных расходов на реализацию нацпроекта «Демография» / Г. Г. Сперцян // Финансы и учетная политика. – 2024. – № 1(32). – С. 21-28.
20. Ткаченко, А. А. Актуальные проблемы развития регионов России: экономика и демография / А. А. Ткаченко // Экономика. Налоги. Право. – 2024. – Т. 17, № 3. – С. 115-124.
21. Якименко М.В., Вострухина Д.Ю. Материнский капитал как инструмент социально-ориентированной политики государства // Экономические исследования. – 2020. – № 1. – С. 1-9.